Без хорошо подготовленных учителей ничто работать не будет

Линда Дарлинг-Хаммонд в течение нескольких десятилетий анализировала программы и методы обучения педагогов и считается одним из ключевых экспертов в этой области. Она основала Стэнфордский центр политики возможностей в сфере образования (SCOPE), с 2008 года работала в команде президента США Барака Обамы, а с 2020 работает с новым президентом США – Джо Байденом. В настоящее время она возглавляет Институт образовательной политики (LPI) и является президентом Совета по образованию штата Калифорния (США).

В книге «Подготовка учителей к углубленному обучению» (Preparing Teachers for Deeper Learning) она и профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Джинни Оукс с коллегами из LPI рассказывают про семь новаторских программ обучения педагогов в Соединенных Штатах, подробно описывая практики, которые отличают их друг от друга.

Линда Дарлинг-Хаммонд

Журналисты Стэндфордской высшей школы образования поговорили с Линдой о том, как проходит подготовка учителей XXI века. Мы предлагаем адаптированный перевод этого интервью.

Вы пишете, что входящие сегодня в профессию учителя должны быть готовы к «углубленному обучению». Что имеется в виду?

Объем знаний человечества нарастает очень быстро. Несколько лет назад исследователи из Калифорнийского университета в Беркли обнаружили, что в период с 1999 по 2003 год было создано больше новых знаний, чем за всю предшествующую историю. Теперь школы не могут сказать: «Вот факты, вам их будет достаточно». Две трети сегодняшних молодых людей будут работать в профессиях, которых еще даже не существует, используя еще не изобретенные технологии, чтобы решать проблемы, с которыми не справилось наше поколение.

Сейчас много говорят о том, как меняются знания и навыки, необходимые молодым людям для жизни и успеха. Ученики должны иметь возможность добывать знания, объединять их по-новому, критически мыслить, решать проблемы и сотрудничать с окружающими. Углубленное обучение способствует использованию навыков, которые необходимы для общества и экономики XXI века.

Что бы вы сказали учителям, которые хотят преподавать по-новому, но работают в школе, где это не поощряется? Что они могут сделать?

Это вечная проблема подготовки педагогов, как, впрочем, и специалистов других профессий: готовите ли вы учителей для школы сегодняшнего дня, или обучаете специалистов для школы будущего.

На школы оказывается большое давление, чтобы они переосмыслили, как они обучают детей. Большинство штатов США приняли новые стандарты образования, которые ориентированы на навыки мышления более высокого порядка, и связанный с этим шаг –изменение системы оценивания таким образом, чтобы оценки были адаптированы и стимулировали проектное обучение. Большинство учителей должны понимать – очень вероятно, что школа, где они работают, пойдет по этому пути, если даже в настоящий момент не выбрала эту дорогу или только начинает путь без заметных успехов.

Нам нужно подготовить педагогов к роли «агентов перемен», если по окончании обучения они окажутся в школе, которая еще не начала двигаться в новом направлении. Мы также должны помочь им научиться сотрудничать и решать проблемы друг с другом, чтобы, когда они придут в школу, они могли найти учителей-единомышленников, которые смогут помочь не только с занятиями в классе, но и с перестройкой всего учебного процесса в школе.

Вы начали свою карьеру учителем в государственной школе в 1970-х годах. Какие изменения вы заметили за эти годы в подготовке педагогов?

Когда я начала преподавать, было несколько очень хороших программ, но я не пробовала ни одну из них. Я пришла в профессию в период нехватки учителей альтернативным путем — посетила несколько занятий, затем работала в летней школе, а после осталась один на один с учениками. У меня было очень мало поддержки и наставников.

Существовало тогда и существует до сих пор слишком распространенное убеждение, что если у вас просто есть хорошее высшее образование, вы можете пойти и преподавать. Но есть еще так много всего, чему следует научиться

Линда Дарлинг-Хаммонд, почетный профессор Стэндфордской высшей школы образования

Я быстро осознала, как много нужно узнать, чтобы эффективно работать с разными учениками, и большую часть своей карьеры потратила на то, чтобы помочь создать эту базу знаний и обеспечить к ней доступ учителям .

Сегодня существует гораздо больше программ, которые исключительно хороши в вопросе подготовки педагогов, когда вы учитесь у мастеров своей профессии, являющихся прекрасным примером того, кем вы должны стать по окончании обучения. В этих программах курсовая подготовка продуктивно связана с практикой, вы обучаетесь планированию учебной программы, которая отвечает запросам детей и требованиям стандартов, учитесь создавать образовательное сообщество и обучать детей с широким спектром потребностей.

Что мы можем сделать, чтобы программы подготовки учителей стали более доступными?

Во-первых, нам нужно снизить или обнулить расходы студентов на педагогическое образование. Если бы вы были учителем в Финляндии, Сингапуре или ряде других успешных стран, ваше образование было бы совершенно бесплатным, и вы получали бы зарплату или стипендию пока учитесь. Каждому студенту там обеспечен доступ к высококачественной программе и он может себе это позволить, потому что ему не нужно думать, как не остаться без денег в период учебы и не влезть в большие долги.

Кризис студенческой задолженности в Соединенных Штатах представляет собой особую проблему для будущих учителей, потому что их зарплаты примерно на 30 процентов ниже, чем у выпускников других колледжей. Это сказывается на выборе карьеры, поскольку многие боятся влезть в долги и понимают, что у них не будет средств, чтобы их выплачивать. В нашей стране нужно платить за образование учителей. Так должно быть для специалистов любой области, но как минимум, для тех, которые работают в дефицитных областях и местах с высокой потребностью в кадрах.

Нам также необходимо серьезно отнестись к процессу аккредитации и лицензирования программ обучения педагогов, чтобы быть уверенными, что все они разработаны с учетом передового опыта и готовы использовать его в работе. И нам необходимо инвестировать в инновации в педагогическом образовании, как мы это делаем в медицине, чтобы изучать и затем делиться тем, что мы узнаем о передовых методах подготовки учителей.

У нас в Соединенных Штатах проводятся всевозможные образовательные реформы — реформы учебных программ, реформы управления и т. д., — но, в конце концов, если у вас нет большого количества хорошо подготовленных учителей, ничто другое в образовании не сработает.


Источник