Благополучие педагога: почему это важно

Категории: Педсовет

Тэги:

Мы все понимаем, что спокойный и благополучный учитель – это залог успешного образования детей. В каком состоянии находится учительский корпус, как стресс влияет на педагогов и что с этим делать? Ответы на эти и другие вопросы попытались найти наши коллеги в статье издания Observatory of Educational Innovation Монтеррейского института технологий и высшего образования (Мексика). Предлагаем вам познакомиться с их выводами в нашем адаптированном переводе.

Педагог – одна из самых стрессовых профессий

Согласно исследованию, проведенному Фондом Роберта Вуда Джонсона и Университетом штата Пенсильвания (США), педагог —одна из самых стрессовых профессий. Нагрузки, которым они подвергаются, влияют на здоровье, заинтересованность, эффективность и удовлетворенность, и в результате приводят к тому, что текучка кадров среди педагогов одна из самых высоких по сравнению с другими профессиями.

Несмотря на то, что существует множество программ по поддержке психологического благополучия учеников, состоянию учителей не уделяется должного внимания, однако, психологическое состояние педагогов оказывает существенное влияние на самочувствие учащихся. Около 46% педагогов сообщают о ежедневном стрессе в течение учебного года, и этот показатель даже выше, чем у врачей (45%). Стресс может повлиять на их любовь и преданность профессии, так только менее трети опрошенных педагогов дошкольного и общего образования в США чувствуют себя удовлетворенными своей работой. Согласно тому же исследованию, эффективность педагогов начинает снижаться уже в первые годы работы.

Другое исследование качества сна, проведенное Федеральным университетом Риу-Гранди-ду-Норти (Бразилия), показало, что у 46% учителей старших классов была диагностирована чрезмерная дневная сонливость. Кроме того, 51% сообщили о плохом качестве сна, влияющем на их результативность и показатели учеников.

Как стресс педагога влияет на учеников

Специалисты Аризонского университета (США) провели исследование среди учителей начальной школы, которое подтвердило, что высокий уровень стресса и симптомы депрессии у педагога отрицательно влияют на учеников, поскольку такие учителя могут создавать негативную и демотивированную обстановку в классе. Когда учителя находятся в состоянии стресса, учащиеся испытывают большие трудности с социальной адаптацией и успеваемостью. Этому исследованию вторит еще одни американский опрос, проведенный среди более 78106 учащихся с 5 по 12 классы. Выводы исследователей: чем ниже чувство ответственности у педагогов, тем хуже успеваемость учеников.

По данным Министерства образования США, в период с 1988 по 2008 год 41 процент учителей ушли из профессии. Хотя в это число и входят пенсионеры, но цифры все равно удручают – от 23 до 42 процентов педагогов перестали преподавать в первые пять лет.

Негативные последствия текучки среди учителей

В исследовании, проведенном в Нью-Йорке (США), выяснилось, что постоянная смена педагогов снижает успеваемость учащихся по математике и изучению языков, тенденция особенно заметна в случае детей, имеющих низкие оценки по этим предметам. В США Национальная комиссия по образованию и будущему Америки оценивает, что ежегодно потери из-за текучки среди педагогов в государственных школах составляют более 7 миллиардов долларов. Кроме того, это приводит к росту неравенства и снижению доступности образования для детей из семей с низким доходом, поскольку не возникает устойчивых отношений между учителями, учениками и родителями, что приводит к плохой успеваемости учащихся.

Основные факторы стресса в учебном процессе

Организация учебного процесса: поддерживающая профессиональная культура, грамотное управление и атмосфера сотрудничества обеспечивают учителям большую удовлетворенность от работы. Когда педагог недоволен каким-либо из этих факторов, уровень его стресса возрастает. Государственная образовательная политика также может увеличивать или уменьшать стресс учителя и влиять на его эффективность.

Учебная нагрузка: управление большой группой учащихся, решение конфликтов в классе, работа с родителями вызывают хронический стресс у педагогов. К сожалению, большинство образовательных программ и программ повышения квалификации не готовят учителей к большим нагрузкам.

Самостоятельность при принятии решений. Многие учителя считают, что они не имеют права на принятие решений, касающихся их работы. И тут нет ничего необычного, так согласно исследованию, по сравнению с другими профессиями педагоги гораздо чаще говорили о том, что их мнение не имеет значения при организации рабочего (учебного) процесса. И в последние годы этот показатель растет – с 18% в 2004 г. до 26% в 2012 г. Обществу необходимо сделать так, чтобы голос учителя был услышан при принятии институциональных решений, это поможет избежать текучки кадров.

Социальные и эмоциональные компетенции (СЭК): наличие этих компетенций является ключом к положительному влиянию на учащихся. Тем не менее, лишь немногие учителя получают подготовку в социальной и эмоциональной областях. Те, у кого выше СЭК, обычно имеют более прочные связи в коллективе, выше удовлетворенность работой и чувствуют себя успешными.

Если педагог не научится справляться со своим стрессом, это негативно повлияет на образовательную деятельность и приведет к снижению успеваемости учащихся. Напротив, если учитель лучше контролирует свои эмоции, он стимулирует положительное поведение учеников и помогает им лучше справляться со своими негативными эмоциями.

Что нужно сделать для снижения уровня стресса у педагогов?

Согласно исследованию «Стресс и здоровье учителей», меры, которые необходимы для помощи учителям, можно разделить на три основные категории:

Организационные: повышение культуры образовательной организации.

Индивидуально-организационные: налаживание отношений в коллективе и поддержка педагога на рабочем месте.

Индивидуальные: обучение учителей практикам управления стрессом.

В исследовании также упоминаются другие проверенные стратегии, направленные на снижение стресса учителей. Вот некоторые из них:

  1. Внедрение программ наставничества и вводного обучения, которые помогут повысить удовлетворенность учителей и удержать их от увольнения. По данным исследования профессионального развития (США), увеличилось количество учителей, участвующих в таких программах. Поддержка молодых педагогов обеспечивает повышение удовлетворенности, преданности профессии, способствует удержанию учителей, применению лучших педагогических практик в классе и повышению результатов учеников.
  2. Внедрение программ эмоционального обучения, которые также могут повлиять на учащихся. Согласно исследованию, учителя, прошедшие программу эмоционального обучения, сообщили о большей личной эффективности и повышении уровня удовлетворенности от работы.

В максимальной степени стресс может повлиять на физическое здоровье учителя, поэтому очень важно уменьшить нагрузки и улучшить самочувствие и эффективность педагога. Тут могут помочь специальные оздоровительные программы, которые, например, широко и эффективно применяются в США. Так в одной пилотной школе с 2011 по 2012 год проводилась программа оздоровления для учителей и учащихся, которая включала административное планирование, кампании по изменениям и поощрения. Более половины участников сообщили не только о меньшем стрессе, но и об улучшении здоровья. Около 46% учителей снизили индекс массы тела, 34,7% —артериальное давление, 65,6% — уровень глюкозы в крови, а 38,6% — уровень холестерина.

Школы все больше заботятся об оказании социально-эмоциональной поддержки ученикам. Однако часто вся ответственность за реализацию таких программ ложится на учителей, которые сами эмоционально истощены и напряжены. Образовательные организации должны заботиться и о педагогах, поскольку стресс напрямую влияет на здоровье учителей, качество учебного процесса и успеваемость учащихся. Необходимо выявить параметры для анализа и смягчения психосоциальных факторов риска и создания здоровой рабочей среды.

Имея это в виду, Мексика утвердила Официальный стандарт 035, который направлен на «внедрение, поддержание и распространение политики предотвращения психосоциальных рисков на рабочем месте». Он разделен на два этапа: первый отведен профилактическим мерам, информационным кампаниям и выявлению работников, подвергающихся сильному стрессу. Второй этап касается выявления и анализа психосоциальных факторов риска, оценки рабочей среды, контрольных мер и действий, практики медицинских осмотров и учета. Он вступил в полную силу в октябре 2020 года, заставив компании всех уровней обратить внимание и начать устранять психосоциальные и эмоциональные факторы риска, такие как стресс, беспокойство и нарушения сна у своих сотрудников. Стандарт ориентирован на выявление усталости от переутомления, плохого руководства, домогательств на рабочем месте или насилия.

Такие предложения имеют первостепенное значение для предотвращения проблем со здоровьем у специалистов. Будем надеяться, что законы, подобные Стандарту NOM-035, окажут положительное влияние, в том числе и на учителей в Мексике, а эта практика будет распространена в остальном мире.


Источник