«Слезы детей войны – это слезы ангелов»

Классный час (киноурок) для учащихся 3 класса


Анастасия Леонидовна ИВАНОВА, учитель начальных классов МАОУ «СОШ №3» г. Заводоуковск, Тюменская область


Используемый материал (название, режиссер/студия, продолжительность, год выпуска) + ссылка (если есть в общем доступе):

Короткометражный фильм режиссера Нины Ведмицкой «Невыученный урок 14/41», вышедшего на экраны 2016 году.

https://yandex.ru/video/preview?filmId=819013193526036313&text=невыученный%20урок%2014%2041&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1573572909459700-480749294198250937200125-sas1-5506&redircnt=1573572912.1

Ход проведения киноурока

1.Мотивационный этап.
Учитель: Сейчас вы посмотрите короткометражный фильм молодого талантливого режиссера Нины Ведмицкой «Невыученный урок 14/41», вышедшего на экраны 2016 году. Эта картина об общечеловеческих ценностях. Но прежде чем начать его просмотр, я хочу рассказать кто автор этой идеи. Данный фильм составили дети. Приняли участие в проекте. Написали письмо кинематографистам. На их просьбу откликнулись спонсоры и фильм сняли.

2.Вступительная беседа. Определение темы киноурока. Постановка целей урока.
Игра «Отгадай слово». Выбирается ведущий, ему на голову одевается маска со словом по теме урока. Дети дают подсказки ведущему, чтобы он отгадал какое слово у него на маске. Из полученных слов составляют тему урока и цели.
Учитель: Киноурок посвящен, общечеловеческим ценностям, одними из главных которых является жизнь человека и мирная жизнь на планете.
Почему именно этой теме и именно сейчас посвящен урок, вы должны сделать вывод сами после просмотра кинофильма. Хочется, чтобы во время просмотра каждый из вас понял поступок героя и выяснил для себя, какие ценности больше всего важны лично для вас и всего человечества.
Учитель: Вижу, что все ребята готовы к просмотру, желаю вам  приятного просмотра. Подумайте: какой смысл заложен в название фильма «Невыученный урок»?

3.Основная часть урока. Просмотр короткометражного фильма.
https://yandex.ru/video/preview?filmId=819013193526036313&text=невыученный%20урок%2014%2041&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1573572909459700-480749294198250937200125-sas1-5506&redircnt=1573572912.1

4.Анализ фильма. Обратная связь. Беседа с классом.
Учитель: О чём этот фильм? Каково ваше общее впечатление и ощущение от увиденного на экране? Понравился вам фильм или нет? Почему? Предвещало ли начало фильма об обстреле школы?
Ответы учащихся: Это был обыкновенный мирный день 1 октября 2014 года.
Учитель: Чем занимались ученики на уроке, что их больше интересовало?
Ответы учащихся: Шел обычный урок русского языка, был опаздывающий ученик Колька Фильченко, все смотрели на его поведение, его разговор с учительницей и т.д.
Учитель: Какой вы увидели учительницу в начале урока и во время обстрела?
Ответы учащихся: В начале урока  при объяснении был строгий тон, порою даже с раздражительностью в голосе, но во время обстрела она превращается в женщину – мать для всех детей, спасая их от войны.
Учитель: Как вы поняли сцену общения через классную доску учеников прошлого и настоящего времени?
Ответы учащихся: Доска – это своеобразный временной портал, через который общаются Семка и Колька, став друзьями по несчастью, имя которому — война.
Учитель: Почему Колька не может объяснить Семке, что война кончилась, мы победили, а школу обстреливают?
Ответы учащихся: Потому что, не смотря на то, что уже прошло более 70 лет после окончания войны 1945 года, националистические настроения в обществе снова появляются, и есть страны, которые их поддерживают. Колька еще мал для полного понимания этой общечеловеческой проблемы, но он против войны, как и его друг Семка в 1941 году. Содружество поколений. Один взгляд на мир и войну.
Учитель: Как реагирует Колька на гибель друга?
Ответы учащихся: Он не может помочь Семке, но нашел выход: он пишет на доске слова проклятия войны и призыв к миру, это сообщение появляется на всех телефонах в разных странах.
Учитель: У вас на столе есть буклет с синопсисом этого фильма, в нем в краткой форме изложено содержание этого фильма, оно прилагалось к обращению молодых кинематографистов, с которым вы ознакомились в начале киноурока. Ознакомьтесь и скажите, все ли вы поняли из фильма, что вам хотели донести его создатели? (Синопсис — в научной номенклатуре древних греков означало изложение в одном общем обзоре, в сжатой форме, без подробной аргументации и без детальных теоретических рассуждений одного целого предмета или одной области знаний).

5.Заключительная часть.
В заключение урока  отвечаем на два проблемных вопроса, поставленный в начале киноурока:
Учитель: Какой урок оказался невыученным?
Ответы детей: Для сегодняшнего поколения это урок сохранения мира на Земле, урок борьбы с нацизмом, который нам преподнесла история ВОВ.
Учитель: Почему для этого киноурока мы определили тему: «Слезы детей войны – это слезы ангелов»?
Ответы: Потому что войну развязывают взрослые, а ни в чем не повинные дети, становятся жертвами. Слезы невинных детей сравниваются с чистыми слезами божества, мир дан для счастья и радости детей, но не для их гибели.

6.Домашнее задание.
Написать отзыв о фильме (что конкретно для себя вынесли после просмотра, будете ли рекомендовать фильм друзьям, знакомым и т.д.)

Итоги и выводы
Для сегодняшнего поколения это урок сохранения мира на Земле, урок борьбы с нацизмом, который нам преподнесла история ВОВ.
Войну развязывают взрослые, а ни в чем не повинные дети, становятся жертвами. Слезы невинных детей сравниваются с чистыми слезами божества, мир дан для счастья и радости детей, но не для их гибели.