«На всю оставшуюся жизнь нам хватит подвигов и славы»
Урок истории (с национально-региональным компонентом) в 10 классе
Полина Анатольевна ГОРАСКОВА, учитель истории МБОУ г. Мурманска «Средняя общеобразовательная школа №1»
Форма урока: повторение и обобщение.
Возраст и категория участников: 15-16 лет, ученики 10 класса.
Цель: показать отвагу и стойкость местного населения при защите родного края и тем самым способствовать воспитанию чувства патриотизма.
Задачи:
— способствовать усвоению учащимися роли Заполярья в годы ВОВ, рассматривая подвиги мурманчан, внесших реальный вклад в дело победы;
— используя исследовательские навыки учащихся, формировать у них личностные позиции по отношению к рассматриваемому материалу
— привлекая краеведческий материал по данной теме, формировать представление о гражданском долге, мужестве и героизме;
— прививать любовь и интерес к истории, к истории родного края;
— воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны, к памяти погибших.
ТСО: мультимедиа-проектор, экран, колонки, ноутбук.
Оформление: презентация; материалы для учащихся – рабочий лист урока; пакеты документов.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ_На всю оставшуюся жизнь
План урока:
- «Здесь в суровых скалах, как гранит, мы встали».
- «Мы умирали в океане, как наши братья под Москвой!».
- «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд…».
Ход урока
1. Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию.
На партах – дневник, рабочий лист, школьные принадлежности.
(См. Презентацию. Слайд 1: «Помните, какой ценой завоёвано счастье. Пожалуйста, помните!» Р.Рождественский)
Учитель: Предлагаю всем нам внимательно посмотреть небольшой видео-фрагмент. (Слайд 2)
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? (О памяти)
— И наш урок будет называться строчками одной из песен о войне: «На всю оставшуюся жизнь нам хватит подвигов и славы» (Слайд 3)
— Перед вами память. (Слайд 4) Память увековечена потомками. Что вы видите на слайде? (Памятник солдату освободителю в Таллине.)
— Правительство этого государства перенесло его из центра столицы Эстонии, но этот памятник снова стоит! Но где? (В сочинском поселке Красная поляна, где во времена ВОВ проживали и отдавали свои жизни этнические эстонцы)
— Давайте вспомним , когда началась самая страшная война в истории человечества? (Слайд 5)
— Сколько дней продолжалась? (Слайд 6)
— Города становятся героями только тогда, когда героями становятся их защитники. И, может быть, вы задумаетесь, как события войны сказались на судьбе вашей семьи. (Слайд 7)
— Так как я назвала тему урока строчкой из песни, то и пункты плана названы строчками из художественных произведений. (Слайд 8)
— Ваша задача перевести пункты плана нашего урока с языка лирики на исторический язык и записать в рабочие листы.
— На начало Второй мировой войны сформировались два военно-политических блока. Назовите их и впишите в рабочие листы.
— Это карта 1941 года. Какой участок здесь показан? (Слайды 9-11)
— Почему здесь велись такие ожесточенные бои? (Слайд 12: подсказки) Впишите в рабочие листы.
— Силы и планы сторон. (Слайды 13-14)
— По какому критерию можно сравнить Волховскую ГЭС и линкор «Тирпиц»? (Слайд 15. По мощности)
2. — А теперь вспомним хронологию событий. У вас на столах карта-план Мурманска.
Задание: отметить на карте-плане города места подвигов и славы, имена героев, которые были увековечены в памятниках и названиях улиц Мурманска. (Слайды 16-17)
— Кольский полуостров занимал значительное место в агрессивных планах гитлеровского командования. Им противостояла 14-я армия под командованием генерала-летенанта Щербакова. Как в Мурманске отмечена память героя? (Слайды 18-20)
— 29 июня 1941 фашистские войска начали свое наступление в Заполярье. Первый удар приняли на себя воины шестой комсомольской героической батареи. Как увековечен их подвиг?
— Не сумев захватить Мурманск и перекрыть морские коммуникации, фашисты усилили бомбардировку по порту и областному центру. Не удалось фашистам захватить и полуостров Рыбачий. Как отмечена память героев?
(Слайды 21-23; музыка)
Рассказ о Петсамо-керкенесской операции. (Слайд 24-25)
— Каких героев, отличившихся в этой операции, вы можете назвать?
— В тяжелейшем бою за высоту Безымянная в 1944 году минометчики под командованием Алексея Петровича Генералова вступили в бой с немецкими егерями. Как увековечена память героя? Отметьте на карте-плане. (Слайд 26)
Рассказ про И.В. Бочкова. (Слайд 27)
— Проверяем карту-план.
— В долине реки Западная Лица установлен мемориал всем павшим воинам. (Слайд 28)
— Наш знаменитый «Алеша» смотрит на долину Славы. (Слайд 29-30; музыка) А где еще есть памятник Алеше?
— Фашистскому командованию не удалось достичь в Заполярье ни одной из поставленных целей. Но какова была цена… (Слайды 31-32)
— Перед вами два города — чем они похожи? Что это за города? (Слайд 33)
— Перед вами два памятника – сравните их. (Слайд 34)
— Какой вывод можно сделать?
— Как еще увековечена память городов-героев? (Слайд 35)
3. — Мурманск не был один на один с врагом. (Слайды 36-37)
— Статистика полярных конвоев — о чем она говорит? (Слайд 38)
— Назовите памятник. (Слайд 39. «Боевому сотрудничеству стран антигитлеровской коалиции»)
— Это был самый опасный путь. Военные моряки были еще в Исландии, и не известно, кому удастся пройти этот путь и дожить до Мурманска… (Слайд 40)
— Раненых союзников доставляли в госпитали Мурманска. Выжившие возвращались на Родину , а некоторые писали письма русским докторам. Перед вами одно из таких писем. (Слайд 41) Переведите, о чем пишет союзник. (Распечатанные копии письма на столах)
— Этот госпиталь находился в школе №1 города Мурманска. (Слайд 42) А благодарный союзник – это английский солдат Уильям Шорт – посетил этот госпиталь (школу) в 1995 году. (Слайд 43)
4. — Переходим к третьему пункту плана: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд…». О чем пойдет речь? (Слайды 44-45)
Задание (слайды 46-47):
- проанализируйте представленные документы и факты;
- выясните, чем и как помогали мурманчане фронту;
- заполните таблицу «Тыл – фронту» в рабочих листах.
Проверяем.
— А теперь давайте еще раз посмотрим и зачитаем пункты плана, с которым мы работали на уроке.
— Я благодарю вас за внимание и активное участие в уроке.
Домашнее задание по выбору (слайд 48):
- Разработать виртуальную экскурсию «Мой маршрут Победы в Мурманске».
- Составить предложения по увековечиванию в названиях улиц города подвига тыла в Заполярье:
— отметить на плане города улицы, в названиях которых увековечена память о Великой Отечественной войне в Заполярье;
— отметить на плане города памятники, которые будут включены в экскурсию.
(Слайд 49)