«На всю оставшуюся жизнь нам хватит подвигов и славы»

Урок истории (с национально-региональным компонентом) в 10 классе


Полина Анатольевна ГОРАСКОВА, учитель истории МБОУ г. Мурманска «Средняя общеобразовательная школа №1»


Форма урока: повторение и обобщение.

Возраст и категория участников: 15-16 лет, ученики 10 класса.

Цель: показать отвагу и стойкость местного населения при защите родного края и тем самым способствовать воспитанию чувства патриотизма.

Задачи:

— способствовать усвоению учащимися роли Заполярья в годы ВОВ, рассматривая подвиги мурманчан, внесших реальный вклад в дело победы;
— используя исследовательские навыки учащихся, формировать у них личностные позиции по отношению к рассматриваемому материалу
— привлекая краеведческий материал по данной теме, формировать представление о гражданском долге, мужестве и героизме;
— прививать любовь и интерес к истории, к истории родного края;
— воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны, к памяти погибших.

ТСО: мультимедиа-проектор, экран, колонки, ноутбук.

Оформление: презентация; материалы для учащихся – рабочий лист урока; пакеты документов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ_На всю оставшуюся жизнь

 

РАБОЧИЙ ЛИСТ

 

ДОКУМЕНТЫ

 

 

План урока:

  1. «Здесь в суровых скалах, как гранит, мы встали».
  2. «Мы умирали в океане, как наши братья под Москвой!».
  3. «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд…».

Ход урока

1. Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию.

На партах – дневник, рабочий лист, школьные принадлежности.

 (См. Презентацию. Слайд 1: «Помните, какой ценой завоёвано счастье. Пожалуйста, помните!» Р.Рождественский)

Учитель: Предлагаю всем нам внимательно посмотреть небольшой видео-фрагмент. (Слайд 2)

ВИДЕОРОЛИК

 

 

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? (О памяти)

— И наш урок будет называться строчками одной из песен о войне: «На всю оставшуюся жизнь нам хватит подвигов и славы» (Слайд 3)

— Перед вами память. (Слайд 4) Память увековечена потомками. Что вы видите на слайде? (Памятник солдату освободителю в Таллине.)

Правительство этого государства перенесло его из центра столицы Эстонии, но этот памятник снова стоит! Но где? (В сочинском поселке Красная поляна, где во времена ВОВ проживали и отдавали свои жизни этнические эстонцы)

Давайте вспомним , когда началась самая страшная война в истории человечества? (Слайд 5)

Сколько дней продолжалась? (Слайд 6)

Города становятся героями только тогда, когда героями становятся их защитники. И, может быть, вы задумаетесь, как события войны сказались на судьбе вашей семьи. (Слайд 7)

Так как я назвала тему урока строчкой из песни, то и пункты плана названы строчками из художественных произведений. (Слайд 8)

Ваша задача перевести пункты плана нашего урока с языка лирики на исторический язык и записать в рабочие листы.

— На начало Второй мировой войны сформировались два военно-политических блока. Назовите их и впишите в рабочие листы.

— Это карта 1941 года. Какой участок здесь показан? (Слайды 9-11)

— Почему здесь велись такие ожесточенные бои? (Слайд 12: подсказки) Впишите в рабочие листы.

— Силы и планы сторон. (Слайды 13-14)

— По какому критерию можно сравнить Волховскую ГЭС и линкор «Тирпиц»? (Слайд 15. По мощности)

2. — А теперь вспомним хронологию событий. У вас на столах карта-план Мурманска.

Задание: отметить на карте-плане города места подвигов и славы, имена героев, которые были увековечены в памятниках и названиях улиц Мурманска. (Слайды 16-17)

— Кольский полуостров занимал значительное место в агрессивных планах гитлеровского командования. Им противостояла 14-я армия под командованием генерала-летенанта Щербакова. Как в Мурманске отмечена память героя? (Слайды 18-20)

— 29 июня 1941 фашистские войска начали свое наступление в Заполярье. Первый удар приняли на себя воины шестой комсомольской героической батареи. Как увековечен их подвиг?

— Не сумев захватить Мурманск и перекрыть морские коммуникации, фашисты усилили бомбардировку по порту и областному центру. Не удалось фашистам захватить и полуостров Рыбачий. Как отмечена память героев?

(Слайды 21-23; музыка)

Рассказ о Петсамо-керкенесской операции. (Слайд 24-25)

— Каких героев, отличившихся в этой операции, вы можете назвать?

— В тяжелейшем бою за высоту Безымянная в 1944 году минометчики под командованием Алексея Петровича Генералова вступили в бой с немецкими егерями. Как увековечена память героя? Отметьте на карте-плане. (Слайд 26)

Рассказ про И.В. Бочкова. (Слайд 27)

— Проверяем карту-план.

— В долине реки Западная Лица установлен мемориал всем павшим воинам. (Слайд 28)

— Наш знаменитый «Алеша» смотрит на долину Славы. (Слайд 29-30; музыка) А где еще есть памятник Алеше?

Фашистскому командованию не удалось достичь в Заполярье ни одной из поставленных целей. Но какова была цена… (Слайды 31-32)

Перед вами два города — чем они похожи? Что это за города? (Слайд 33)

Перед вами два памятника – сравните их. (Слайд 34)

— Какой вывод можно сделать?

— Как еще увековечена память городов-героев? (Слайд 35)

3. Мурманск не был один на один с врагом. (Слайды 36-37)

Статистика полярных конвоев — о чем она говорит? (Слайд 38)

Назовите памятник. (Слайд 39. «Боевому сотрудничеству стран антигитлеровской коалиции»)

— Это был самый опасный путь. Военные моряки были еще в Исландии, и не известно, кому удастся пройти этот путь и дожить до Мурманска… (Слайд 40)

— Раненых союзников доставляли в госпитали Мурманска. Выжившие возвращались на Родину , а некоторые писали письма русским докторам. Перед вами одно из таких писем. (Слайд 41) Переведите, о чем пишет союзник. (Распечатанные копии письма на столах)

 ПИСЬМО СОЮЗНИКА

 

 

— Этот госпиталь находился в школе №1 города Мурманска. (Слайд 42) А благодарный союзник – это английский солдат Уильям Шорт – посетил этот госпиталь (школу) в 1995 году. (Слайд 43)

4. — Переходим к третьему пункту плана: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд…». О чем пойдет речь? (Слайды 44-45)

Задание (слайды 46-47):

  • проанализируйте представленные документы и факты;
  • выясните, чем и как помогали мурманчане фронту;
  • заполните таблицу «Тыл – фронту» в рабочих листах.

Проверяем.

— А теперь давайте еще раз посмотрим и зачитаем пункты плана, с которым мы работали на уроке.

— Я благодарю вас за внимание и активное участие в уроке.

Домашнее задание по выбору (слайд 48):

  1. Разработать виртуальную экскурсию «Мой маршрут Победы в Мурманске».
  2. Составить предложения по увековечиванию в названиях улиц города подвига тыла в Заполярье:

— отметить на плане города улицы, в названиях которых увековечена память о Великой   Отечественной войне в Заполярье;

— отметить на плане города памятники, которые будут  включены в экскурсию.

(Слайд 49)