«Эпоха просвещения: перезагрузка?»

Ученые и журналисты обсудили актуальные проблемы современного образования в Научном кафе. Каковы цели школьного образования в условиях быстрой технологической эволюции цивилизации? Как их достичь? Как обеспечить Россию исследователями, конструкторами и инженерами, которые возьмут на себя ответственность за технологический суверенитет? Гости дали ответы на эти и многие другие вопросы.

13 июня состоялась вторая встреча в Научном кафе, посвященная вопросам образования и подготовки кадров. Проект возобновлен по инициативе Фонда Андрея Мельниченко в апреле 2023 года с целью консолидации журналистского и научного сообществ.

Участники июньской встречи – журналисты, блогеры и популяризаторы науки – обсудили цели школьного и вузовского образования сегодня, в условиях формирования нового технологического уклада. Модераторами дискуссии выступили Любовь Стрельникова, главный редактор журнала «Химия и жизнь», и Сергей Ивашко, пресс-секретарь химического факультета МГУ.

Каковы цели школьного образования в условиях быстрой технологической эволюции цивилизации? Как их достичь? Как обеспечить Россию исследователями, конструкторами и инженерами, которые возьмут на себя ответственность за технологический суверенитет? Ответы на эти и многие другие вопросы дали гости Научного кафе.

Цели и задачи образования формулирует государство, исходя из планов развития страны на данном историческом этапе. «Мы сейчас прогнозируем, что в мире возникают острые технологические проблемы. У нас спад. Самое золотое время инноваций – это 1955-1965 годы, время развития автомобилизации и автоматизации, внедрения конвейеров, производство компьютеров», — отметил д.ф.-м.н., профессор, заведующий отделом математического моделирования нелинейных процессов ИПМ им. М.В. Келдыша РАН Георгий Малинецкий.

Однако, по мнению д.э.н., члена-корреспондента РАН, директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александра Широва, истоки современных проблем заключаются не в плохом образовании, а в дисбалансе в подготовке кадров и нехватке специалистов в некоторых секторах экономики. Это, в свою очередь, вызвано тем, что, выбирая образовательную и профессиональную траектории, молодые люди не имеют представления о рынке труда и не понимают, кем они могут работать после окончания вуза. «Например, завуч американской школы имеет на своем столе такой томик, в котором содержится прогноз бюро труда по перспективным профессиям – о спросе на профессии на ближайшие 5-10 лет. И когда человек покидает школу, он понимает свою профессиональную ориентацию. Это то, чем отчасти занимались в советское время: выпускник понимает, как устроен рынок труда,заявил Александр Широв.Я утверждаю, просто я знаю из моего личного опыта, что на физтехе у очень подготовленного человека понятия о рынке труда вообще нет. И вот это проблема».

О необходимых мерах по модернизации российской системы образования говорил Исполнительный директор Фонда Андрея Мельниченко Александр Чередник: «Необходимо законодательно защитить учителя. Не будет страны, если серьезным образом не вложиться в образование, в том числе в материальное положение учителя. Необходима программа по повышению роли учителя и престижа учительской профессии». При этом, по его мнению, задачи отечественного школьного образования в новой Эпохе просвещения очевидны: «Цель школы – подготовить, вырастить человека, который хорошо понимает, что Россия – его дом, и о нем надо заботиться, защищать, улучшать».

О нехватке учителей, низком социальном статусе педагога и необходимости восстановления педагогического образования в стране говорил также д.ф.-м.н., доцент, член-корреспондент РАН, руководитель Троицкого технопарка ФИАН Андрей Наумов: «Школа должна перестать быть камерой хранения! Нужно повышать общественный статус педагога для того, чтобы учителями становились не по остаточному принципу. Люди в педагогический вуз не идут, потому что это не модно, кажется неперспективным, хотя при этом занимаются репетиторством. Наблюдается тенденция, что тот, кто не состоялся как физик, идет работать учителем физики. А должно быть наоборот! Кто состоялся как лучший физик, тот должен быть учителем физики, он должен преподавать».

Отличается ли мозг детей, склонных к исследованию, моделированию и конструированию, от мозга детей, не проявляющих интереса к этой сфере деятельности? В каком возрасте в ребенке проявляются склонности и признаки таланта? На эти вопросы ответила д.б.н., профессор, академик РАО, лауреат Премии Президента РФ в области образования, экс-директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких. Она развенчала популярный миф о том, что мозг правополушарных (творческих) и левополушарных (рациональных) людей отличается:«Сложнейшая деятельность, физика или лирика, реализуется целостным мозгом. Никогда ни один вид сложной деятельности не реализуется одним полушарием, – подчеркнула эксперт. – Разумеется, если мы рассмотрим мозг активно функционирующего физика и активно функционирующего лирика, то различия будут. Но эти различия – результат формирования мозга под влиянием всего опыта жизни, обучения, деятельности». Марьяна Безруких также отметила, что склонности, увлеченность тем или иным делом проявляютсяу ребенка примерно в 12 лет.

Именно с этого возраста начинается подготовка будущих ученых и инженеров в образовательных центрах Фонда Андрея Мельниченко, успешно работающих в российских регионах. Трое из таких ребят – воспитанники Центра детского научного и инженерно-технического творчества при КузГТУ «УникУм» – представили гостям Научного кафе свои проекты, отмеченные наградами международных и всероссийских конкурсов.

Десятиклассник Вячеслав Чертан, победитель V Детского научного конкурса Фонда Андрея Мельниченко, представил систему интерактивного обучения проектированию нейросетей, а восьмиклассник Григорий Плаксин, победитель Международного инженерного чемпионата Case-IN, продемонстрировал участникам Научного кафе действующий макет геотермальной электростанции. На нем были представлены главное здание с рабочим механизмом турбины, офисное здание с освещением, гейзер и градирни с ультразвуковыми парогенераторами и трансформаторная подстанция с иллюминацией.

Еще один воспитанник «УникУма», десятиклассник Егор Семенов рассказал о своем исследовании в области глубокой переработки ТБО. Именно этой теме было посвящено выступление кемеровского школьника в финале Всероссийского конкурса «Школьная Лига Лекторов» Российского общества «Знание». Егор не только вошел в число двадцати лучших молодых лекторов страны, но и стал единственным, кому министр просвещения РФ Сергей Кравцов предложил занять должность советника на общественных началах по вопросам просветительской деятельности.

Общение участников Научного кафе с ребятами и знакомство с их проектами, откровенный обмен мнениями и живая дискуссия дали возможность оценить перспективы решения накопившихся в отечественном образовании проблем, а также заглянуть в будущее, которое уже сегодня формируется в школах, кванториумах и центрах дополнительного образования, работающих по всей стране.

Благотворительный фонд Андрея Мельниченко – частный фонд инфраструктурных образовательных проектов в сфере естественных наук. Его миссия состоит в создании среды для развития талантов в российских регионах. В рамках ключевой для Фонда программы поддержки одаренных школьников в регионах присутствия компаний, основателем которых является Андрей Мельниченко, были открыты и успешно работают центры детского научного и инженерно-технического творчества в Барнауле, Бийске, Кемерове, Кингисеппе, Киселевске, Ленинске-Кузнецком, Невинномысске, Новомосковске и Рубцовске, а также детские технопарки «Кванториум» в Невинномысске и Кингисеппе. В них более 5000 школьников 5-11 классов изучают дисциплины естественнонаучного цикла в рамках программ дополнительного образования.