Урок Победы

Урок-инсценизация для учащихся 5-7 классов, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов


Алехина Наталия Александровна, заместитель директора, учитель начальных классов МОУ «Малореченская школа» города Алушты; село Малореченское, городской округ Алушта, Республика Крым


Данная методическая разработка основана на краеведческом материале, содержит исторические сведения, фотографии о героях ВОВ села Малореченского города Алушты Республики Крым. Главное в «Уроке Победы» – его духовно-нравственное, воспитательное содержание: обращение школьников к тому, что составляет историческую память многонационального народа Республики Крым, Российской Федерации, что значимо для всех поколений россиян, для каждой российской семьи, для представителей различных народов нашей страны. Важно, чтобы школьники в ходе «Урока Победы» могли ответить на вопрос: почему мы храним память о событиях 75-летней давности и передаем ее из поколения в поколение.

 

Цель: воспитание патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое нашего народа, своих односельчан, близких.

Задачи:
— способствовать формированию исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней жителей села, своих родственников;
— воспитание чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины;
— развивать творческие способности у учащихся, самостоятельности в поисках необходимой информации, умение использовать полученные знания в сочинениях, рассказах, рисунках.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, плакат «Стена Памяти».

 

Ход урока

  1. Организационный момент

Эпиграф к уроку:

И думал ты, что не герой,
Но ты закрыл страну собой
Не ради почестей, наград,
Обычный Родины солдат.

 

  1. Сообщение темы и задач урока

— Сегодня, ребята, у нас интересный и необычный урок. Посмотрите видеофрагмент и определите тему урока.

Просмотр видеоролика

 

— Как вы думаете, какая тема нашего урока?

— Что нового вы должны узнать на уроке?

«Мозговой штурм»

 

  1. Мотивация учебной деятельности

— Так что же такое патриотизм? Кого мы можем назвать патриотом?

(Ответы учащихся)

— Прочитаем определения этих понятий, данные в словарях:

  • Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
  • Патриот – человек, одушевленный патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь.

Словарь С.И. Ожегова

  • Патриот – человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

Словарь Д.Н. Ушакова

— Считаете ли вы, что нельзя быть патриотом, не зная, как любили, берегли и защищали Родину наши предки, наши отцы и деды? Приведите аргументы.

(Ответы учащихся)

— Почему нельзя забывать прошлое?

— Почему память о павших нужна не мертвым, а нам, живым?

— Именно она – память – задает нам снова и снова вопросы: «А так ли мы живем?», «А мы смогли бы так?». Именно она – память – не дает заснуть в нас настоящим человеческим качествам. Именно она – память – встает на пути следующей кровавой бойни, чтобы предотвратить ее.

Память живет в песнях, фильмах, книгах, обелисках, названиях улиц. Когда идешь по улице, названной именем героев, сердце наполняется гордостью, что ты живешь на той же земле, видишь тоже солнце и море. И они становятся тебе еще ближе и дороже, и ты понимаешь, что эта земля – родная, Родина. И ты не позволишь никому над ней надругаться.

Ребята, именно нам предстоит донести эту память следующим поколениям.

 

  1. Изучение нового материала. Инсценизация.

Выбегает человек в форме, с портупеей, с пистолетом; останавливается к ученикам спиной. Командует:

Дижа: Орудие! Заряжай! Готовься! Огонь! (Поворачивается)

Я, Дижа Алексей Алексеевич – старший сержант, командир истребительно-противотанкового артиллерийского взвода.

Мне 23 года. Позади почти пять долгих лет войны. А это значит – мы прошагали и прокатили свои пушки уже более 1000 км, это значит, полторы тысячи дней в ушах – только звук канонады. Мы освобождали Белоруссию, Польшу, и вот, наконец, Берлин.

Апрель 45-го. До победы – две недели. Чувствуя свое поражение, немцы бросили все силы на защиту столицы третьего рейха. Это было невиданное по силе артиллеристское наступление советских войск. 20000 орудий одновременно ударили залпом. Огонь не прекращался ни днем, ни ночью. Берлин горел.

Чем ближе к Рейхстагу, тем яростнее было сражение. Боевое орудие приходилось выкатывать вручную. Захватывая город, наши бойцы стреляли в немцев их же фаустпатронами. У всех была только одна мысль – водрузить знамя Победы над Рейхстагом! Водрузить знамя Победы над Рейхстагом!

Все пять лет мне пришлось стрелять. Стрелять, стрелять, стрелять! Но без этого мы бы не освободили нашу землю, без этого не было бы Победы. Была война.

 

Презентация, показ слайдов
Герои войны села Малореченского

 

1 ученик: Дижа Алексей Алексеевич закончил войну полным кавалером Орденов Славы, Орденов Отечественной войны 1 и 2 степени. Орден Славы просто так не дается. Он дается только за личный заслуги. За особый вклад в Победу.

2 ученик: В мирное время Алексей Алексеевич Дижа был строителем. В совхозе Малореченском он трудился прорабом.

1 ученик: «Его все уважали. Не за ордена, по жизни. Когда Алексей Алексеевич приезжал на объект, там, образно говоря, все чуть не «смирно» стояли. Требовательным он был. Сила внутренняя чувствовалась, фронтовая закалка. Но никого не обижал, был простым, отзывчивым. А главное – человеком слова…». А когда он рассказывал о войне, то рассказывал больше каких-то забавных историй, о быте, материальном снабжении. А на вопросы, за что ордена, кратко отвечал: за боевые заслуги.

2 ученик: Он там и остался – на Малореченской земле. Малореченцы назвали его именем улицу и установили памятник. Мы, односельчане, гордимся своим фронтовиком, приносим к памятнику цветы. Туристы, которые едут на машинах, останавливаются, чтобы подойти к стеле, поклониться герою или просто помолчать.

1 ученик: Помни всех поименно, Помни сердцем своим! Это нужно не мертвым, это нужно живым!

 

  1. Рефлексия

Песня «Помни» в сопровождении слайдов.

 

  1. Итог

Составление синквейна со словом (по выбору):

ПАМЯТЬ

СЛАВА

ПОБЕДА