Три главные причины школьных трудностей
Какие ошибки в обучении детей совершают взрослые и что должны знать родители о развитии детского мозга, рассказывает Марьяна Михайловна Безруких.
Ребенка учат читать слишком рано
Трудности в обучении создает дефицит в развитии тех базовых познавательных функций, с которыми связано формирование навыков письма и чтения. Это может быть речь, моторика, восприятие, внимание, память. Когнитивные дефициты в развитии этих познавательных функций могут стать основой трудностей письма и чтения. Если это глубокие нарушения при сохранном интеллекте, то они могут стать причиной дислексии и дисграфии.
На этапе формирования навыка в первом и втором классе некорректно ставить диагноз, но мы можем говорить о трудностях формирования этих навыков.
В современной российской школе есть дети, у которых нет когнитивных дефицитов, но есть трудности обучения письму и чтению. Они связаны с рядом причин. Первая — сверхраннее обучение письму и чтению. Что значит «сверхраннее»? Часто встречаю: «учим писать и читать с двух-трех лет и так далее», — это и есть сверхраннее.
Базовые познавательные функции — внимание, восприятие, речь, моторика, память, организация деятельности — созревают до того уровня, который необходим для формирования сложных когнитивных навыков письма и чтения, не раньше 5–6 лет. Поэтому эффективные механизмы чтения, которые позволят читать, понимать и осознавать прочитанное, формируются именно к этому возрасту.
Есть дети, которые могут научиться читать сами к четырем-пяти годам. Но их немного. Я занимаюсь этой проблемой больше 40 лет. И ни разу не видела действительно читающего трехлетнего ребенка, за исключением единиц, гениальных детей, на которых не стоит равняться всем.
Можно ли заставить трехлетнего ребенка читать, как сейчас делают многие родители? Да. Но при этом формируется неэффективный механизм чтения, у нас даже появился такой термин — угадывающее чтение. Дело в том, что поле зрения маленького ребенка довольно узкое, он схватывает две-три буквы, поэтому двух-трехбуквенные слова он через какое-то время может научиться узнавать, может «прочитать». Со словом из четырех, пяти или шести букв ребенок уже не справляется.
Чтение на начальном этапе — это дифференцировка каждого буквенного знака. Сначала ребенку нужно эти буквенные знаки запомнить, они у него в памяти. Когда он видит какой-то буквенный знак при чтении, ему нужно его определить, отдифференцировать, чтобы не спутать с близким по конфигурации, потом сличить с тем, что у него в памяти, и определить, что именно это сочетание штрихов — буква «а». Но он так много времени может определять эту букву, что, определив следующую, забывает о первой. И все начинается сначала.
Мы сегодня можем это зафиксировать. Есть такой прибор, ай-трекер, он позволяет видеть движения глаз в процессе чтения, фиксацию взгляда и определять время фиксации. И на начальном этапе ребенок фиксирует взгляд на каждой букве, медленно перемещая взгляд с одной буквы на другую, много раз возвращаясь к предыдущей или к началу слова. Мы видим эти регрессы, возвратные движения взгляда назад к первой букве, к предыдущему слову в предложении.
Процесс чтения на начальном этапе очень сложен! Родители иногда говорят: «Что особенного в чтении?». А попробуйте сравнить чтение и вождение автомобиля. Казалось бы, что общего? Но и чтение, и вождение автомобиля — сложнейшие многокомпонентные навыки. Все знают, насколько трудно научиться водить автомобиль. Для того, чтобы стать хорошим водителем, нужны годы. Научиться читать еще сложнее.
Мало механически научиться читать, надо понимать слово, которое ты читаешь, связать его с другим словом в предложении, понять смысл прочитанного, иначе это не чтение. И далеко не каждый становится хорошим читателем.
Если мы все силы направляем на механическое чтение, то уходит смысл. Больше того, ребенок, который научился схватывать первые три буквы, чаще всего угадывает следующее слово, мы видим это на движении глаз в процессе чтения — он видит первые три буквы, а потом взгляд проскальзывает. Дальше он выхватывает несколько букв следующего слова, опять взгляд проскальзывает, а смысла нет. Взгляд возвращается в самое начало. Это настолько трудный и сложный процесс — ребенок не получает удовлетворения, а главное, не понимает то, что читает. Это «читает и не понимает» я слышу бесконечно.
Когда ребенок приходит к нам с этой проблемой, мы анализируем историю его развития. И очень часто обнаруживаем ситуацию сверхраннего развития и обучения чтению.
Механическую память перегружают лишним
Есть довольно популярная методика — слоги вокруг. Но ребенку все равно, если вы повесите картинку и на ней будет написано слово «лес» или нарисованы елки, и будете показывать слово «лес» и говорить — «лес, лес, лес». А дальше: «Прочитай слово „лес“». Прочитал. Нет, это не чтение. Это картинка. Механическое запоминание.
Ребенку все равно, что запомнить: картинку с елочками или черточки, обозначающие слово «лес». Память у детей фантастическая. Мозг приспособлен к этому. Нужно очень многое запоминать, но нельзя эксплуатировать память. Я еще раз скажу, дрессура — это самый неэффективный путь, который очень дорого стоит, но очень мало дает.
Вообще, играть, спекулировать — я позволю себе использовать это слово, — спекулировать на желании ребенка побыть с родителями. Потому что часто ребенок готов на все что угодно за то, что с ним будет мама — он будет учить флаги, машинки, если с ним тот взрослый, с которым ему хочется быть, с которым ему комфортно.
Поэтому мы должны понимать это и не эксплуатировать механическую память ребенка. Лучше пусть он задает вопросы, рассказывает, фантазирует — это очень важно в развитии.
Методика обучения не соответствует возможностям детей
Что касается диагноза «дисграфия» и «дислексия», то здесь довольно часто мы имеем дело с гипердиагностикой. Часто трудности формирования письма и чтения называют дислексией и дисграфией, но это могут быть проблемы, связанные не с развитием ребенка, а с методикой обучения.
Методика обучения чтению и письму в современной школе неадекватна возможностям ребенка — на формирование этих сложнейших когнитивных навыков отводится два-два с половиной месяца. За это время навык не формируется. Поэтому школа требует, чтобы дети приходили читающими.
Формирование любого навыка, особенно таких сложных, как письмо или чтение — это медленный процесс. Торопиться нельзя. Больше того, у каждого ребенка свой индивидуальный темп и формирования навыков, и самого процесса. Дети с разной скоростью должны и могут читать, писать. Не может быть какой-то единой скорости. И скорость — не показатель сформированности навыка.
Если ребенок идет в школу в шесть с половиной лет, он имеет право не уметь читать и писать. Меня спрашивают: что делать в таком случае? Во-первых, обязательно готовить к письму и чтению до школы, для этого есть много наших пособий и развивающих тетрадей. А во-вторых — идти в первый класс позже, в семь или семь с половиной лет. Хуже не будет.