Сын бросает музыкальную школу. Что делать?
Отвечает семейный психолог Матвей Берхин
Вопрос. Девятилетний сын не хочет заниматься в музыкальной школе. А я устала от нервотрепки по этому поводу. Смирилась, что никаких добрых плодов, как со старшей дочкой, не получится. Не будет конкурсов и наград, выступлений и оваций. А муж вдруг лег костьми: «Это культурная среда, развитие. Сын и в обычную школу ходить не хочет. Пойдем на поводу, позволим бросить музыкалку, не научится дело до конца доводить». Муж убежден: сына нужно заставлять. Как поступить: согласиться с ребенком или пойти на поводу у мужа?
Договоритесь, что для вас важно
Когда в отношениях возникает дилемма — пан или пропал, все или ничего — это значит, мы не замечаем важных вещей. Выбор в сфере отношений всегда больше, чем из двух вариантов.
Устройте мозговой штурм. Привлеките для беседы человека, который не вовлечен во внутрисемейные отношения, у кого нет острой заинтересованности и жесткой позиции по вашей проблеме. Того, кто готов абстрагироваться и размышлять о ситуации как об отвлеченной. Незаинтересованный собеседник способен накидать варианты вне поля вашего внимания, предложить компромиссы и ходы, которые не так эмоционально нагружены.
Поговорите друг с другом, что для вас ценно. Почему важно, чтобы ребенок учился в музыкальной школе? Какие навыки хотите у него сформировать? Какие черты личности усилить? Что в ситуации важно для папы, а что для мамы?
Проделайте структурирующую работу. Выпишите в столбик значимые для обоих ценности, аргументы, желания.
Поразмышляйте о том, как еще можно добиться того же результата? В процессе рассуждений может оказаться, что музыкальная школа не единственный способ, а может, и не лучший, чтобы, например, культурно развить ребенка.
Найдите альтернативу музыкальной школе
Я убежден: обучение музыке многое дает детям. Музыка приобщает к культуре, воспитывает, развивает разные качества, например, слух. Она дает навык понимать и воспринимать звук вообще. Занятия музыкой помогают концентрации внимания. Она требует большой включенности, потому научает и ребенка хорошо включаться в задачи. Музыка бывает особенно полезна детям с СДВГ или с близкими этому состоянию нейроотличиями.
Но кроме классической музыки, а именно ее преподают в музыкальной школе, существует много направлений, которые могут оказаться любопытны и ребенку тоже. Играть рэп, рок, джаз ничуть не хуже и не проще, а в чем-то сложнее, чем классическую музыку.
Музыка далеко не единственный способ развить навыки и ценности, которые мы мечтаем сформировать у детей. Музыку можно слушать и обсуждать. Не обязательно для этого играть ее самому.
Умение концентрироваться прекрасно развивается спортом, танцами и такими академическими дисциплинами, как математика или шахматы. И даже слух можно развивать играми и упражнениями.
И уж точно обучение музыке в музыкальной школе не единственный на сегодня вариант освоения этой непростой науки. Есть масса других альтернатив в менее загруженном ритме, с большим выбором преподавателей и методик. Поразмышляйте над вариантами, которые близки вам.
Не сравнивайте детей друг с другом
Когда мы мечтаем, чтобы было «как у старшей дочки», то попадаем в ловушку.
Брать за образец жизненную стратегию одного человека и делать ее ориентиром для жизненной стратегии другого — идея опасная. Понятно, трудно сбежать от собственного опыта. Так или иначе он будет всплывать перед глазами. Но полезно напоминать себе: «Другой ребенок — другие ценности. Его успехи тоже могут быть другими, совсем непохожими на успехи и опыт старшей сестры».
В старшего ребенка обычно многое вложено. Часто у него масса успехов на самых разных поприщах. На его фоне у младшего таких успехов может не быть. Но на то он и младший, что многие годы будет не догонять старшую сестру.
Недавно с коллегами мы проводили бесплатный вебинар, где говорили с родителями, что они могут сделать, чтобы повысить мотивацию ребенка. Я глубоко убежден, что на мотивацию ребенка можно влиять. Один из базовых принципов, который поможет — уважение к личности и интересам ребенка.
Хотя бы потому, что этот принцип имеет обратную силу. Если у ребенка есть общее понимание «то, чего я хочу, важно и моим родителям», «мои родители помогают мне достичь того, чего я хочу», то такой ребенок с большей вероятностью согласится сделать что-то, что важно его близким.
Чаще хвалите ребенка
Замечайте даже небольшие успехи. Система музыкального образования построена таким образом, что заметными для окружающих становятся только суперзначительные достижения. Например, раз в полугодие ребенок выступает на концерте. И возможно, его даже похвалят. Но скорее нет. С большей вероятностью он услышит от педагога: «Ну, Васенька, мог бы лучше!» Это связано с тем, что в музыкальной сфере гораздо больше внимания к тому, что делается не так, ошибкам и недоработкам, чем к тому, что удается. Этот факт естественным образом снижает мотивацию.
Недавно психиатр Артем Новиков в своем посте о том, как хвалить ребенка, замечательно сформулировал: «Для ребенка похвала — что-то вроде зарплаты. Ему очень важно получать похвалу постоянно». Теперь представьте, что зарплату на работе вам выдают только тогда, когда вы сделали что-то абсолютно выдающееся. Далеко не каждому такая работа подойдет, я уверен. Но ребенок, учась в музыкальной школе, в такой ситуации живет и, безусловно, его мотивация снижается.
Здесь поможет такая схема. Хвалите чаще, замечая то, что получилось, пусть даже крохотные успехи: «Классно, что ты сегодня позанимался 15 минут», «Заметила, у тебя очень красиво звучит вот эта гамма».
Важно, чтобы похвала была конкретной. Не «вообще молодец», а «ты крутой, что выучил этот пассаж».
Увы, часто нелюбовь к предмету связана не с самим предметом, а с теми, кто его преподает. И повысить мотивацию помогает смена педагога.
Но работают и другие компромиссные варианты. Например, ребенок учится играть на скрипке. Это довольно сложный для обучения инструмент. Здесь длинный «вход в специальность» от момента, когда взял инструмент в руки в первый раз, до момента, когда начал получать удовольствие от собственной игры. Это и правда происходит намного дольше, чем с другими инструментами, фортепиано, например. Порой продолжить обучение помогает именно смена специальности.
Обсуждайте будущее
Обдумывайте будущее. Для отечественной педагогики характерно рассматривание будущего в негативе. Бросишь музыкалку — не будешь понимать музыку. Уйдешь из музыкальной школы — не вырастешь культурным человеком, с тобой не о чем будет говорить. Такие разговоры снижают мотивацию и желание что-то сделать. И вот уже хочется забыть про музыку и никогда не вспоминать о музыкалке.
Чтобы чуть-чуть повысить мотивацию, говорите об обучении в музыкальной школе в позитивном ключе. Например, размышляйте про повышение концентрации внимания, про успешное решение даже школьных задач благодаря музыкалке.
Девятилетнему ребенку малоинтересна тридцатилетняя перспектива. Для него понятнее перспектива ближайших двух-трех лет, а то и недель. Если видите в ребенке музыкальный потенциал, то не исключено, что награды, грамоты, призерство станут тем, что подогреет его интерес и стимулирует желание выступать на сцене.
Придумайте приятный ритуал
Резонный вопрос, который возникает у родителей: «Если не интересно и тяжело сыну, как бросить, чтобы не создать прецедент? Сегодня бросит музыкалку, а завтра откажется в школу ходить?!»
Бросать что-либо — нормальная жизненная стратегия. Одна из возможных. Со многими взрослыми клиентами мы говорим о том, что если есть установка из детства «бросать ничего нельзя», то во взрослой жизни приходится «тянуть» многое, что на самом деле вам не очень важно. Отбрасывать ненужное, отказываться от лишнего — хороший и полезный навык. Он позволяет достигать жизненных целей, причем лично ваших, вместо того, чтобы пытаться быть хорошим для всех и каждого.
Продолжать что-то трудное — тоже навык, причем не менее значимый.
Перед родителями стоит задача не забыть о навыке «бросать», а развить у ребенка навык «делать важное, несмотря на трудности».
Попробуйте на другом деле, менее отвратительном для ребенка, этот навык потренировать. Поищите приятное в чем-то неприятном, что приходится делать. Подумайте, а как сделать, чтобы было не так противно. Добавляйте ритуалы.
Например, я сам, когда иду в государственное учреждение, где предстоит решить массу вопросов, договариваюсь с собой, что после обязательно выпью кофе и посмотрю на закат. А мои дети считают таким приятным ритуалом для себя время вместе с родителями, прогулку. Из истории с музыкальной школой можно сделать нечто подобное.
Внутренняя мотивация — хочу заниматься музыкой, потому что мне нравится играть на скрипке — не всегда возникает. И внешняя мотивация на каком-то этапе может стать хорошим подспорьем. Пресловутые наклейки, звездочки, которые ребенок зарабатывает на небольших достижениях, могут помочь. Десять минут поиграл на фортепьяно — наклеил наклейку. Знаю одну маму, которая раскладывала перед дочкой-скрипачкой десять изюминок. Сыграл гамму один раз — съел изюминку. Изюминки выступали визуальным образом прогресса, веселой игрой и «подслащивали» ребенку тяжелый труд.
Сделать опыт учебы в музыкальной школе приятным можно также через других людей. Поощряйте дружбу одноклассников. Приглашайте ребят из музыкальной школы в гости. А можно к музыкальной школе привязать игру в гаджет, если ребенку это интересно: сходил на сольфеджио — плюс 20 минут экранного времени.
Словом, внешнее поощрение может стать хорошим подспорьем на каком-то этапе.
Смотрите шире
Вообще, идея «бросил одно — бросит и другое» кажется не самой логичной. Во-первых, жизнь показывает, что дети вырастают. Не стоит бояться, что ребенок никогда не поменяется и навсегда останется таким. До некоторых вещей надо просто психологически дозреть: например, моя старшая дочь ушла из музыкалки в 1-м классе, а в 10 лет начала заниматься снова.
В беседах с ребенком старайтесь исходить из того, что он меняется. Транслируйте этот взгляд и внутри себя воспитывайте веру в то, что ребенок с возрастом поменяется в лучшую сторону.
«Я верю, сынок, что ты сможешь достичь лучшего» или «Если хочешь, обязательно научишься. Даже если сейчас тебе чего-то не хватает и трудно, я верю в тебя!»
Если же идея «бросит одно — бросит и другое» — ваша личная идея, то стоит подумать о предпосылках к подобным мыслям. Почему вы думаете, что ваш ребенок может бросить все?
В-третьих, попробуйте определить «слагаемые» трудностей ребенка. Может оказаться, атмосфера в музыкальной и общеобразовательной школе довольно нездоровая. И хотеть бросить такое место, где орут, обесценивают, критикуют за внешность — нормальное желание. Возможно, у вашего ребенка нет друзей. Возможно, есть учебные трудности, связанные с его нейропсихологическими особенностями, и ребенку нужна помощь.
Возможно, ребенок банально не высыпается по ряду причин и каждое утро ему трудно вставать в школу. Подумайте, какие еще существуют проблемы? Что вы можете с этим сделать? Как можете помочь, чтобы ребенок высыпался, находил друзей или имел академические успехи?
В-четвертых, да, ребенок может хотеть бросить школу, так примите это. Скажите себе: «Мы с этим справимся и найдем подходящее решение!» В конце концов, классическая советская и современная российская школа подходит не всем. Есть другие варианты. Реальность богаче, чем выбор между остаться или бросить. Но фокусируясь на конкретных «слагаемых», устраняя их, мы способны отдалить этот сценарий, снижать вероятность, что сын захочет из школы уйти. Вряд ли ребенок, которому в школе интересно, комфортно, где его окружают друзья, где чувствует себя успешным, бросит ее.
Часто у родителей, особенно отцов, встречаю идею закаливания характера. «Мне тоже было трудно в школе, но я выстоял. Я выжил. И сын должен!» Эта позиция часто применяется именно к мальчикам. Она опасна, потому что исходит опять-таки из идеи похожести людей. Жизненную стратегию сына родитель выстраивает, исходя из своей. Опыт ребенка пытается подогнать под свой, не учитывая различий.
Если родителю больше 30 лет, это значит, что он рос совсем в другой стране, атмосфере, в другой педагогической системе, в другой культуре, где даже авторитет старшего был гораздо выше, чем сегодня. Сравнивать себя с ребенком некорректно. Ни к чему хорошему это не приведет.
«Я выстою, потому что папа выстоял? Папа большой, сильный, а я маленький и слабый», — такая установка гораздо быстрее создаст ощущение неуспеха.
Фокусируйтесь на отличиях, отмечайте сильные стороны ребенка, особенности его окружения и того, что на него влияет. Поддерживайте. Хвалите. Верьте в ребенка. Думайте над тем, где можете конкретно помочь и подсказать решение, на что действительно можете повлиять.
Принимайте решение на свежую голову
Берегите свой ресурс. Чтобы делать сложную родительскую работу, выдерживать эмоции ребенка, который ругается на музыкалку, чтобы находить для него мотивацию, самому следует быть в хорошем состоянии.
Обычно пятнадцатиминутные разговоры о важном родители почему-то заводят ближе к полуночи, когда ребенок мало что соображает, а сам родитель валится от усталости с ног. Но если я истощен и по шкале энергии из 10 баллов у меня максимум 3, понятно, что мне сложно искать креативные решения. Выспитесь, отдохните, думайте на свежую голову и говорите о важном спокойно.
Настроиться на креативный лад в момент кризиса и неопределенности поможет упражнение из бизнеса: «шесть шляп мышления». Мысленно надевайте на себя по очереди разноцветные шляпы.
Зеленая — шляпа креативности. Не осуждая, не критикуя, что сделать реально, а что нет, накидывайте варианты.
Шляпа оценки ресурсов — синяя. Надев ее, размышляйте, какие имеете ресурсы, на что можете опереться. Деньги, время, поддержка родственников — ищите, какие еще ресурсы помогут вам в конкретной ситуации.
Черная шляпа — это оценка рисков. Подумайте, что может пойти не так? Что с этим станете делать?
Есть шляпа структурирования — красная. Она поможет продумать конкретный план действий. Как будет выстроена механика помощи ребенку? Кто кого забирает? Кто в чем помогает? Мне кажется, для серьезного разговора между родителями и с ребенком это может быть хорошей и рабочей методикой.
Вкладывайтесь в отношения с ребенком
В периоды неопределенности, турбулентности, споров, когда ребенок говорит, что хочет бросить школу, а родитель кричит «нельзя!», важно, чтобы отношения не сводились исключительно к борьбе. Вкладывайтесь в отношения.
Проводите время с ребенком вдвоем просто потому, что вам хорошо вдвоем. Общайтесь, ходите в кафе, в кино. Это очень влияет на мотивацию.
Если у ребенка хорошие отношения с родителями, он склонен не критиковать и не воспринимать предложение мамы или папы в штыки. Дружба с нашими детьми сдвигает мотивацию ребенка в сторону «ну, ладно, мам, попробую!»