Президент России подписал закон, разрешающий передавать муниципальные образовательные учреждения под контроль региональных властей

Теперь органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются правом распространять свои полномочия в сфере образования в том числе на муниципальные образовательные учреждения. То есть закон дает возможность передавать муниципальные образовательные учреждения на региональный уровень. При этом они получат статус государственных организаций.

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон от 29.12.2022 № 642-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому разрешено передавать муниципальные образовательные учреждения под контроль региональных властей.

Перевод школ с муниципального на региональный уровень позволит повысить качество образования, а также решать кадровые и материально-технические проблемы, говорится в сообщении пресс-службы Министертсва просвещения России.

Перераспределение полномочий в сфере образования не коснется полномочий, осуществляемых органами публичной власти федеральной территории «Сириус».

Школы смогут получить статус госучреждений, что поможет улучшить финансирование и качество образования, пишет «Российская газета». В системе школьного образования все чаще наблюдается так называемая «разбалансировка системы» в вопросах управления школами. А это как раз разрыв в качестве образования, разные материально-технические условия в городских и сельских школах, расхождение в трактовках рекомендаций из Минпросвещения. И, в конце концов, разная зарплата учителей.

По мнению министра просвещения Сергей Кравцова, закон — серьезное решение, направленное на повышение статуса не только школы, но и учителей, которые в ней работают. «Со следующего года начнем работать с регионами по этому направлению, особенно с сельскими школами, — отметил глава ведомства на итоговом заседании Всероссийского экспертного педагогического совета. — Региональное управление поможет школам обеспечить уровень заработной платы и предоставит им необходимое оборудование».

По данным авторов поправок, сейчас нередко даже в одном регионе в школах с разным статусом образование может различаться по качеству. Новый закон создаст условия для внедрения эффективной региональной модели централизованного управления в системе образования, позволит повысить прозрачность финансирования.

Вице-спикер Госдумы Петр Толстой отметил, что разница между городскими и сельскими школами колоссальна: это касается и качества образования, и оснащения, и условий для работы педагогов. А вот для городских школ это не всегда актуально, так что там могут и оставить прежний статус.

Депутат ГД Сергей Алтухов уточнил, что новый закон направлен в первую очередь на поддержку сельских территорий, которые часто дотационные, и просто не имеют средств для содержания и капитального ремонта зданий и закупку нового оборудования. Депутат рассказал о случаях, когда в поисках лучшего образования родители вынуждены отправлять ребенка в городскую школу пешком или на попутных машинах. Теперь можно будет выровнять уровень подготовки во всех школах региона, резюмировал он.


 

Зачем передавать в регионы управление образованием

Сегодня около 40 тысяч российских школ находятся в прямом подчинении городским департаментам образования. Авторы законопроекта, а это более сотни депутатов, считают, что он поможет устранить «разбалансировку системы образования», которая сегодня часто возникает между регионами и муниципалитетами в вопросах управления школами.

Что такое разбалансировка системы? Разрыв в качестве образования, разные материально-технические условия в городских и сельских школах, расхождение в трактовках рекомендаций из минпросвещения. И в конце концов, разная зарплата учителей. По сути, вопрос в том, кто будет учредителем школы и, соответственно, как школы будут финансироваться. Изменится ли что-то теперь?

Решить, кто «главный по школам», за последнее десятилетие пытались не раз. Передать школы на региональный уровень предлагал еще в 2011 году тогдашний министр образования и науки Андрей Фурсенко. «Регион финансирует учебный процесс и, наверное, правильно, когда он и контролирует», — отмечал Фурсенко.

В 2017 году по инициативе уже другого министра образования и науки Ольги Васильевой в двадцати регионах начался эксперимент по внедрению региональных моделей управления образованием. Но и тогда реформы не случилось. И вот — третий подход.

Нынешний закон дает возможность регионам перераспределять полномочия между уровнями власти в сфере образования. Сильнее всего это отразится на сельских школах, которые получат право полного финансирования из регионального бюджета. Звучит заманчиво. Но закон не ставит это в правило: регионам оставляют право выбора — принимать школы на свой баланс или нет.

«Если мы говорим о передаче полномочий, так или иначе встает вопрос о том, кто остается учредителем школ и их собственником. Ведь именно на собственнике — ответственность за содержание имущества, за финансирование этого имущества, — рассказала профессор Института образования ВШЭ Ирина Абанкина. — Пока никто не смог найти хорошего решения».

По мнению Абанкиной, здесь очень важен имущественный вопрос. «Когда мы говорим о передаче имущественного комплекса, а законопроект это предусматривает, то надо понимать: речь не просто о школьных зданиях. Здесь и весь комплекс авторских прав, методик, — поясняет Абанкина. — Если произойдет передача собственности региону, возникает вопрос: как субъект РФ будет нести ответственность за содержание и эксплуатацию этого имущества, как будет создавать аварийные службы в каждой школе, отвечать за подготовку школ к новому учебному году? Для местного руководства это все насущные проблемы, но оно уже не сможет в этом участвовать».

Ирина Абанкина считает, что нельзя пока ставить вопрос о полной передаче школ на уровень регионов. Возможны отдельные «кейсы» по отдельным школам. Или, допустим, по всем школам из отдаленных сел и деревень.

Кировская область была одним из регионов, который участвовал в эксперименте 2017 года. «Мы получили статус областной опорной школы в 2018 году. Не думаю, что учителя и тем более родители ощутили какие-то перемены, за исключением разве что увеличившегося финансирования, — рассказал директор областной школы поселка Кикнур Кировской области Анатолий Прокудин. — А вот я как директор многое прочувствовал. Стало проще решать финансовые вопросы. Раньше школьные автобусы были непосредственно в ведении школы. А сейчас их передали в единую транспортную службу региона. Ушла масса проблем: ремонты, закупка топлива и запчастей. Правда, стало сложнее согласовать какие-то дальние поездки для учеников».

По словам министра образования Кировской области Ольги Рысевой, 61 школа в области имеет статус государственной, из них 40 — опорные: методические центры для муниципальных школ в районах области. «Такая модель позволяет всем детям, независимо от места проживания, получить доступ к качественному образованию, защищает сельские школы от закрытия, развивает сетевые формы в образовании», — отметила министр.

А вот глава Алейского района Алтайского края Светлана Агаркова к идее «поднять» школы на региональный уровень относится скептически. «На мой взгляд, это ничего не изменит в качестве образования, а, наоборот, отдалит нас от решения многих проблем, в том числе нехватки учителей, — подчеркивает Агаркова. — Такую разветвленную образовательную сеть с большим количеством сельских, малокомплектных школ, как в Алтайском крае, передать на региональный уровень будет сложно. Ведь школы это не только образование, но и питание, школьные автобусы. Кажется, решение пока не очень продумано. Образование сегодня самое сложное и самое финансово затратное направление в деятельности муниципалитетов. Оно требует каждодневного и каждочасного внимания на местах».

Комментарии

Виктор Басюк, и.о. вице-президента Российской академии образования:

— Вопрос передачи школ из ведения муниципалитетов региональным властям разрабатывается не первый год. Пять лет назад в практике уже был пилотный проект. Его уникальность была в том, что регионы могли применить собственную модель, с учетом именно своей специфики. Внимание обращали на плотность населения, близость населенных пунктов, финансовое состояние муниципалитетов. Анализ «пилота» показал: регионы в первую очередь пытались взять «на баланс» школы в дотационных территориях. Это логично — выделять целевые средства и помогать напрямую там, где это действительно нужно. Поэтому сегодня очень важно отработать механизмы взаимодействия всех субъектов этого процесса, чтобы выбрать оптимальный вариант.

Михаил Седых, кандидат исторических наук, политолог, Петрозаводск:

— Мне кажется, что передача школ в ведение регионов улучшит ситуацию. Местные бюджеты в основном тратятся на решение экономических и социальных вопросов. Конечно, и образование не оставляют без денег. Но ведь нужно развиваться: ремонтировать здания, приобретать современное оборудование, принимать на работу молодых педагогов. От этого во многом зависит качество образования. На все, к сожалению, денег не хватает. Надежда — на нацпроекты, гранты и республиканский бюджет. На начало нынешнего учебного года, по информации министерства образования и спорта Карелии, в школах было открыто более 200 вакансий. Конечно, без педагогов детей не оставили, перераспределили собственные ресурсы. 15 педагогов приехали по федеральной программе «Земский учитель». Но этого мало. И здесь понятно, все упирается в средства — каждому необходимо выплатить один миллион рублей. Сами же муниципальные учреждения не могут позволить такие программы. Поэтому хочется надеяться, что с переводом их в ведение регионов улучшится и ситуация, и качество образования не пострадает.

Источник