Покажи мне язык

На острые вопросы по развитию речи детей ответят специалисты — психолог, логопед и филолог

Язык – один из главных символов любой страны, вместе с гимном, флагом, политической системой и географическими особенностями, а развитие речи является важнейшим элементом образования в детстве и подростковом возрасте. Благодаря языку дети: передают и понимают чувства, думают и учатся, решают проблемы, создают и поддерживают отношения. Научиться понимать, использовать язык и получать от него удовольствие — это первый шаг к грамотности и основа для обучения чтению и письму. Мы развиваем языковые навыки на протяжении всей жизни. Умение грамотно, правильно и красиво говорить — это отличная черта, которая будет способствовать пониманию и развитию человека в профессиональной и общественной жизни.

Наши сегодняшние эксперты психолог Екатерина Ярыгина, филолог Елена Богданова, логопед Кристина Вайсман ответят на вопросы родителей о речи, её развитии и воспитании.

  • Зачем с ребёнком заниматься развитием речи отдельно? Сам научится говорить

Если в доме звучит грамотная речь, родители разговаривают с ребёнком, читают ему книги, поддерживают, когда он пытается что-то сказать сам, то в отдельных занятиях в раннем возрасте необходимости нет. Как отмечают исследователи, речь ребёнка формируется с самого раннего возраста. Даже в младенчестве, когда он ещё не понимает слова, он уже различает интонации, тон разговора, передаваемые эмоции. В далёком прошлом, когда в домах не было книг и многие люди не умели читать, матери регулярно пели детям колыбельные. И это был не только способ успокоить ребёнка, но и передача информации, формирование его речевых навыков с самого раннего возраста.

«Одна из главных задач родителей — создать в доме атмосферу, где будет звучать правильный, разнообразный, уместный к конкретной ситуации русский язык, — рассказывает филолог Богданова Елена Святославовна.Красивая речь — это навык. И чем раньше ребёнок им овладеет, тем успешнее он его будет применять. Невозможно научить красиво говорить за месяц или два. За это время можно выучить набор фраз, которые, безусловно, разнообразят речь, но не сделают её по-настоящему правильной и насыщенной. Именно поэтому так важно думать о речевом воспитании ребёнка с раннего возраста».

Разговоры с малышом — это ещё и формирование устойчивых взаимоотношений с родителями. Чем чаще мама и папа будут говорить с ребёнком, используя красивую и правильную речь, тем больше вероятность того, что, вырастая, малыш будет хорошо говорить.

 

  • Родственники умиляются, когда дочь искажает слова, может ли это быть причиной проблем с речью у неё?

Да, это может звучать забавно. Но, к сожалению, такие особенности могут говорить о наличии сложностей у ребёнка с освоением правильной речи.

«Надо помнить, что все нарушения проще предупредить, чем потом корректировать, — продолжает учитель-логопед Кристина Сергеевна Вайсман. — Чтобы не пропустить важный момент развития, рекомендуется ежегодно, начиная с 2-х лет, проходить диагностику речевого развития ребёнка. Это не значит, что малышу сразу назначат занятия и поставят какой-то диагноз. Но специалисты смогут подсказать, на что обратить внимание, чтобы у ребёнка в дальнейшем не было проблем».

Наша речь состоит не только из чистых звуков, но и правильного построения предложений, умения формулировать свою мысль и доносить её до собеседника чётко и понятно. Для этого специалисты-логопеды работают над развитием артикуляции, правильного речевого дыхания, формируют лексический и грамматический строй речи, фонематический слух. Всё это очень важно, в том числе для подготовки детей к письменной речи, к восприятию печатного текста и в итоге к формированию его культурного развития.

 

  • Сын ходит в детский сад, вечером услышала от него грубое слово, как сделать так, чтобы он не использовал подобные слова не только дома, но и вообще?

Да, ребёнок растёт, круг его общения расширяется, как и словарный запас. И вот, в какой-то момент родители слышат от своего малыша грубые слова. Что делать? Первое желание — это запретить. Такой подход не всегда работает, ведь запретный плод сладок.

«Дети дошкольного возраста повторяют услышанные слова, часто не понимая их значение, — отмечает психолог Екатерина Ярыгина. — Поэтому родителям необходимо начинать с себя и внимательно следить за своей речью. Если дошкольник при вас произнёс «неприличное» слово, то не стоит акцентировать на этом внимание. При условии, что подобная лексика не используется дома, малыш быстро забудет слово, которое употребил. А яркая эмоция родителей, наоборот, может закрепить в памяти ребёнка «неприличное» слово».

По мере взросления расскажите, что есть ругательные слова, которые нежелательно использовать, а есть неприличные слова, которые вообще не следует употреблять. Ведь до определённого возраста мама и папа ещё продолжают быть главными авторитетами для детей, и они в первую очередь будут копировать стиль поведения и общения именно родителей.

 

  • Не могу понять, что мне говорит ребёнок: «кринж», «кек», «рофлишь». Как нам вернуть общий язык?

Чем старше становится ребёнок, тем разнообразнее становится его речь. На неё влияют семья, школа и, конечно же, социальные группы, в которых он находится: друзья, дополнительное образование, кружки по интересам. Кроме того, сейчас большое влияние в формировании речи на детей оказывает интернет. Именно оттуда они заимствуют популярные сленговые слова и выражения, которые не всегда понятны родителям.

«Чаще всего насыщение словарного запаса ребёнка непонятными для родителей словами и выражениями начинается в подростковом возрасте, который достаточно противоречив с психологической точки зрения, — рассказывает психолог Екатерина Ярыгина. — Подросток уже не ребёнок, но и ещё не взрослый. Именно в этом возрасте для детей важно формирование групповой идентичности, и подростки соотносят себя с социумом, в котором они находятся, считая себя его частью, или в котором хотят находиться. Отсюда и появляются в речи те слова и обороты, которые понятны и приняты в определённой социальной группе».

Язык, на котором говорит человек, во многом зависит от того, в каком окружении и обществе он находится. Именно поэтому речь подростка — это отражение его круга общения. Родителям и педагогам крайне важно в этот непростой возрастной период с пониманием относиться к ребёнку и не запрещать и тем более не ругать его за использование непонятных для них слов.

Здесь важно понять, почему подросток так поступает: он использует сленг, чтобы продемонстрировать свою «взрослость», привлечь внимание старших, а возможно, он общается, используя терминологию, соответствующую группе, к которой он себя относит или хочет относить.

Психолог Екатерина Ярыгина советует: «Постарайтесь обсудить с ребёнком волнующий вас вопрос в ходе доверительной беседы. Объясните ему, что вам важно его понимать, а понимать вам его было бы легче, если бы с вами разговаривали на понятном вам языке. Попросите ребёнка познакомить вас со сленгом, который он использует и который вам непонятен. Это сблизит вас. Обсудите, в каких ситуациях уместно использовать сленг, а в каких использование таких слов может повлечь за собой неприятные последствия».

 

  • Как сформировать у ребёнка культуру речи, если по телевизору, в кино безграмотная речь?

Не будет секретом, что главным помощником в формировании красивой и правильной речи является книга. Да, именно письменный текст, правильно оформленный и подобранный согласно возрасту ребёнка, помогает ему развивать культуру речи.

«Детям необходимо прививать любовь к литературе как к источнику знаний, культуры, красивой и правильной речи, — отмечает филолог Елена Святославовна Богданова.И, выбирая книгу для ребёнка, следует отдавать предпочтение классическим произведениям, с учётом возраста ребёнка. Большинство родителей отмечают, что современные книги для детей имеют скудный язык, не отличаются богатством смыслов и сюжетных линий. В то время как классическая литература позволяет расширить и словарный запас, и культурные границы. Ведь дети учатся не только красивому слогу, но и узнают слова, значения которых для них могут быть непонятны. Возможно, некоторые произведения современным детям придётся читать со словарём, но это только повысит их культурный уровень».

Как видно, речь — это отражение культурного уровня человека. Красиво и правильно говорить невозможно без постоянного развития, образования и самосовершенствования. Именно наша богатая культура помогает формировать речь, понятную, разнообразную и уместную.

Источник