Подготовка старшеклассника к учебному году

Профориентация в каникулы

Каникулы — время не торопясь подумать, кем быть, в какое учебное заведение поступать, какие экзамены сдавать. Это ничто иное, как элементы стратегии старшеклассника, которую он и его родители выстраивают ровно до окончания абитуры. Летний отдых — самое время об этом подумать.

Две стратегии выбора профессии и подготовки к экзаменам

Старшеклассникам разных возрастов подходят разные стратегии выбора учебного заведения и подготовки к профильным предметам, поэтому стоит рассмотреть, как минимум, две из них применительно к двум ситуациям: одно дело, когда этот учебный год будет выпускным, другое — когда в запасе (перед выпускным годом) есть год или два.

В первом случае ученику остается немногое — выбирать профессию на основе предметов, в которых он наиболее успешен. Логика такова: «успешные предметы — ЕГЭ — вступительные предметы вуза — профессия». При этом школьник может не успеть выбрать конкретную профессию, но может определиться хотя бы в «профессиональной направленности», направлении обучения.

Во второй ситуации у ученика гораздо больше времени, а значит, у него больше свободы и возможностей для профориентации и подготовки. Тут можно сначала выбрать профессию, вслед за этим — вуз, а потом понять, какие предметы нужно осваивать в приоритетном порядке. Это стратегия: «профессия — вуз — вступительные предметы вуза — подготовка к ЕГЭ по этим предметам».

В первой ситуации присутствует элемент «запоздалой» профориентации: для ученика спешно «подбирается» вуз или факультет, а фактически — будущая профессия или «профессиональная направленность». Во второй ситуации ученик успевает выбрать профессию и нацеливается на изучение нужных предметов и успевает освоить даже те, в которых он доселе не преуспевал.

Таким образом, первый путь ученик должен проделать в течение выпускного года, второй — за пару-тройку лет до выпуска.

Профориентация в каникулы

Так или иначе, сегодня, в каникулы, стоит заняться выяснением интересов ученика, и для этого я предлагаю такой подход, в реализации которого должны участвовать родители, сам школьник и учителя.

  1. Определите, кто наш школьник — «гуманитарий» или «технарь», «физик» или «лирик» по складу интересов, и «копайте» дальше в этой области.
  2. Отметьте, читает ли ученик дополнительную литературу, интересуется ли конкретной областью знаний, общается ли с учениками, имеющими подобные интересы.
  3. Поговорите с ребенком о том, каково его перспективное видение себя, о чем он мечтает. Даже получив неопределенный ответ: «Я еще не думал», продолжайте беседовать, стимулируйте его на представление о будущем, задавайте вопросы о его интересах, о том, кто из старших друзей ему нравится и почему, что он считает успешной карьерой, чего он ждет от жизни и т. п.
  4. Используйте метод исключения: кем он точно не хочет быть, каким способом он не готов зарабатывать и какую делать карьеру, чем он не будет заниматься с утра до вечера.
  5. Определите, в каких предметах он наиболее успешен и почему: предмет ему легко дается, учитель этого предмета силён и вовлекает своей личностью, учитель покладист и ставит завышенные оценки. Скорее всего, в каникулы вам не удастся пообщаться с учителями, но, сформулировав какие-то предположения и накопив вопросы к педагогам, вы можете продолжить исследование в сентябре.

Полученной информации бывает достаточно, чтобы определиться если не с конкретной профессией, то с «профессиональной направленностью» ученика. Ее можно взять за основу. Но если наш ученик — выпускник, то выявленные сведения — это «последний рубеж», дальше которого отступать нельзя.

Планируем подготовку

Составьте план подготовки. В первом случае это будет план подготовки к экзаменам по определенным предметам, знания по которым могли быть упущены, во втором — план профориентации и усиленной подготовки по некоторым предметам. Так или иначе, но план нужно составить.

Предлагаю такую последовательность действий.

  1. Намечаем финальную точку.

Это дата сдачи документов в учебные заведения (учтите: у разных заведений могут быть разные сроки). Пусть это будет 1 июля.

  1. Дата, с которой вы хотите начать принимать окончательное решение: выбрать из предварительного, более длинного списка учебных заведений те, куда вы направите документы.

В течение длительного времени вы рассматривали разные вузы и в предварительном списке оказалось их избыточное число, но вам нужно выбрать лишь два-три (но не более пяти). А возможно, и такое: время подошло, а вы еще не определились! К тому же подоспели результаты ЕГЭ, и предварительные планы приходиться скорректировать. Такая ситуация характерна для второй стратегии. И на это нужно какое-то время, например, один месяц.
Это время мы откладываем от даты, намеченной на первом шаге. Получается: с 1 июня и до конца месяца вы должны окончательно решить, в каких учебных заведениях вы будете держать конкурс.

  1. Время для профориентации.

Для реализации второй стратегии у вас достаточно времени — более одного года, а для первой — менее года!
План профориентации девяти- и десятиклассников включает графики Дней открытых дверей в учебных заведениях. Присмотритесь на этой стадии к ознакомительным и профориентационным мероприятиям, программам подготовки школьников, которые предлагают сегодня практически все вузы. Например: http://fdp.hse.ru/, http://www.msu.ru/entrance/, http://www.bmstu.ru:8090/mstu/abitur, https://www.mai.ru/education/schoolclubs/ и другие.

  1. Время для подготовки.

Время для подготовки ограничено двумя событиями. Первое обозначено моментом, когда вы выбрали профессию, учебное заведение, а следовательно, и предметы, к которым надо готовиться. А второе определяется датой сдачи профильных ЕГЭ. Помните, что у вас для этого не весь учебный год, а первое полугодие, ибо после зимних каникул, в феврале, уже начинается прием заявлений на сдачу ЕГЭ!
Выпускникам подойдет возможность воспользоваться сервисами, предлагаемыми некоторыми вузами для оценки собственных сил для поступления. Например, МГУ им.М.В. Ломоносова предлагает воспользоваться калькулятором для определения шансов поступления на тот или иной факультет с баллами, набранными при ЕГЭ по десяти разным предметам. Ученик может ввести оценки, на которые он рассчитывает, и получить рекомендации о целесообразности поступления на тот или иной факультет, зачетных предметах, проходном балле, конкурсе и пр.

  1. Направляйте школьника на олимпиады, так как результаты олимпиад идут в зачет при поступлении в тот вуз, на который вы нацелились. Советуйтесь с учителями — по каким предметам это целесообразно делать, где вероятность успеха выше. Посмотрите сайты вузов, внесите даты проведения олимпиад в ваш план подготовки.
  2. Ресурсы, необходимые для реализации плана.

Помните, это важный момент, который может поменять образ жизни и жизненные приоритеты не только школьника, но и всей семьи. Опытные родители говорят, что экзамен сдает не их ребенок, а вся семья! Кстати, исследования показывают, что отличники чаще всего бывают замечены в тех семьях, где есть бабушки и дедушки. А троечников больше в тех семьях, где отсутствуют бабушки и дедушки.

Вам придется решать непростую организационную и материальную задачу.

Во-первых, вам потребуется распределить время ученика на занятия с репетиторами, на подготовительных курсах или в университетских кружках. При этом во многих случаях необходимо решать, от чего ученику стоит отказаться: оставить занятия в музыкальной школе или бросить спорт. Однако следует помнить, что многие вузы учитывают спортивные достижения школьника и даже результаты сдачи норм ГТО при конкурсе результатов ЕГЭ.

Во-вторых, изменяется структура расходов из семейного бюджета, которые тоже надо предусмотреть. Нередко это входит в конфликт с планами на отпуск, покупкой значительных вещей. Предусмотрите также и «план Б» в грядущих расходах: планирование средств на оплату обучения в вузе, если выпускник не попадет на бюджетное отделение.

Итак, составьте план действий. Он охватывает и план подготовки к экзаменам, и график посещения Дней открытых дверей, и список учебных заведений, и даже перечень ресурсов, которые следует учитывать, чтобы продвигаться по этому плану. Вступите в плотный контакт с учителем и не ослабляйте его вплоть до момента окончания ЕГЭ-кампании. Следите за изменениями мотивации вашего ребенка, ведите его к цели, вовлекайте в важнейший семейный проект «Профессиональное определение». Помните актуальный сегодня тезис: «Инвестиции в детей — часть пенсионной программы родителей».

Валерий Чемеков