Первый раз в первый класс… Учимся учиться!

Начинается учебный год. Для первоклассников это начало иной жизни. Новые образовательные стандарты предъявляют более высокие требования к качеству знаний каждого ученика. Нам, взрослым, хочется, чтобы ребенок успешно учился, не испытывал трудностей, комфортно чувствовал бы себя в школе, дружил со сверстниками, не был обделен теплотой и вниманием учителя. Для успешного обучения необходима определенная зрелость, готовность к обучению.

Предполагается, что ребенок к началу обучения уже умеет:

  1. внимательно слушать инструкцию и  выполнять предлагаемые задания;
  2. планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок;
  3. сосредоточенно, не отвлекаясь, работать 10-15 минут;
  4. оценивать качество своей работы («хорошо или плохо», «могу лучше»);
  5. самостоятельно исправлять ошибки, которые заметил сам или под руководством взрослого.

Речевое развитие предполагает, что ребенок:

  1. умеет правильно произносить все звуки родного языка;
  2. способен к простому звуковому анализу слов (может выделить первый звук в слове, последний, найти место звука в слове, сосчитать количество звуков в коротких словах);
  3. обладает хорошим словарным запасом (3,5-7 тысяч слов);
  4. грамматически правильно строит высказывания;
  5. умеет самостоятельно пересказать знакомую сказку, составить рассказ по картинкам;
  6. свободно общается со взрослыми и сверстниками (отвечает на вопросы, задает вопросы сам, умеет выражать свою мысль);
  7. способен передать интонацией различные чувства, речь ребенка богата интонационно;
  8. умеет использовать все союзы, предлоги, обобщающие слова, придаточные предложения.

Не только внимание, память, мышление, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторная и слухо-моторная координации, но и развитие двигательной сферы должно быть достаточным для начала обучения.

Далеко не каждый первоклассник соответствует такому идеальному портрету. Некоторые дети будут испытывать те или иные затруднения. На начальном этапе надо помочь каждому ребенку адаптироваться к новому распорядку дня, новой роли – роли ученика. Важно сохранить положительный настрой ребенка, дать понять, что учиться он будет не один, а с родителями, что родители всегда готовы понять его и помочь.

Уроки в первом классе не задаются, но практически все дети что-либо выполняют дома.

Начнем с организации рабочего места. Ребенок должен заниматься в специально отведенном месте. Высота стола и стула должны соответствовать росту ребенка. Ноги должны доставать до пола, можно использовать подставку.  Несоблюдение этого правила не только влечет за собой нарушение осанки, но и будет препятствовать формированию каллиграфических навыков, устойчивого внимания, умения концентрироваться.

Ручка, тетрадь, карандаш, портфель (рюкзак) – учебные вещи, атрибуты школьной, а, значит, учебной жизни. Эти предметы необходимы ребенку на уроках и дома. Каждый из этих предметов помогает чему-либо научиться.

Чему может научить портфель?

Портфель – самая важная учебная вещь! Он помогает не только принести в школу все необходимое, но и учит ребенка самостоятельности. Посмотрите внимательно утром, каждый ли ребенок сам несет свой портфель? А Вы, уважаемые родители, не делаете ли это вместо своего ученика? Тяжелый портфель? Помочь хотим детям? Не тут-то было! Делая что-либо вместо ребенка, мы мешаем ему самому осваивать новые умения. Покупая портфель, необходимо посмотреть, чтобы весил он не более 400 граммов. Не стоит увлекаться дополнительными аксессуарами. Чем проще – тем легче. А еще тяжесть портфеля зависит от его содержимого. Большинство детей приносят в школу в своих портфелях вещи совершенно не нужные для учебного процесса: машинки, журналы, куклы, шкатулки и т.д. Иногда на уроках мысли ребенка находятся именно с этими предметами. Ребенок скорее ожидает перемены, когда сможет достать интересующий предмет, нежели внимательно слушает учителя.

Нам, взрослым, следует помнить, что трудимся не только мы, но и дети. А трудовой день необходимо спланировать заранее. Вечером ребенок должен открыть дневник (или просто посмотреть расписание) и приготовить вначале все необходимое для завтрашнего дня. Обсудите вместе с ним, что именно ему необходимо и почему. Умение планировать свою деятельность – это умение выстраивать последовательность определенных действий. Формируя это умение, мы  способствуем развитию речи ребенка, формируем его саморегуляцию и самоконтроль.

Следующий этап – проверка пенала, наличие линейки, ластика и т.д. Перечисляя, что необходимо иметь в пенале, ребенок учится самостоятельно формулировать высказывание. Обосновывая необходимость того или иного предмета, учится подбирать доказательные факты. Ребенок сам должен вытащить из портфеля то, что ему не понадобится, и только после того, как лишние мелочи, а может быть и мусор, будут извлечены из портфеля, положит сам свои учебники и тетради. Желательно для тетрадей иметь отдельную папку.

Аккуратное содержание портфеля помогает научить аккуратно оформлять письменные работы, формирует аккуратность в целом. Практика показывает, что беспорядок в портфеле, неряшливость, небрежность при выполнении письменных работ тесно связаны между собой, часто сопровождаются недостатками речевого развития.

Собирая портфель самостоятельно, ребенок знает его содержание, заранее нацеливается на то, что предстоит ему завтра выполнять, учится настраиваться на завтрашний день, появляется положительная мотивация, снимаются стрессы. Он точно знает, откуда и что ему надо достать, что он забыл, быстро готовится к уроку в школе, держит в уме план действий.

Обучаясь планировать свою деятельность, ребенок постепенно учится излагать свои мысли по порядку, что способствует формированию навыков пересказа прочитанного текста, написанию изложений, решению задач, вычислений. Нередко бывает, что родители собрали портфель полностью, ничего не забыли, а ребенок не нашел тетрадь или карандаш в портфеле, переживает из-за своей неловкости.

Итак, помогая ребенку научиться собирать портфель самостоятельно, взрослый помогает ему научиться учиться.

Как быть, если ребенок недостаточно готов к обучению?

Существует множество различных упражнений, с помощью которых можно помогать ребенку развивать устную и осваивать письменную речь, математическую грамоту. Важно вовремя заметить, что ребенку трудно. Вместе со взрослыми каждый ребенок может преодолеть трудности, которые встретятся на его пути. Важно нам запастись терпением и верить, что все получится!

Смирнова Маргарита Вячеславовна, учитель-дефектолог

Источник