Нетрадиционный педсовет, где учителя действительно советуются, а не просто заседают

5 идей для увлекательного педсовета

Игры, марафоны и конкурсы способны разнообразить не только школьный урок, но и собрание педагогического коллектива. На основе рекомендаций сообщества «Больше, чем школа» собрали пять идей, которые позволят провести не только полезный, но и нескучный педсовет.

Чемпионат по решению педагогических задач

В таком формате получится обсудить любые школьные вопросы — уроки по новым ФГОСам, проблемное поведение ученика, развитие эмоционального интеллекта и т.п. Кейсы можно взять из практики, придумать самим или воспользоваться одним из готовых сборников (например, этим).

Участники делятся на небольшие команды (3-5 человек). Каждая работает над решением своей задачи. Команды формируются случайным образом (по жребию), чтобы коллеги, которые не пересекаются в обычной жизни, могли сотрудничать в рамках марафона.

Важно обозначить четкий регламент работы и затем его придерживаться: определить, сколько времени у команд есть на обсуждение задачи, презентацию своего решения, ответы на вопросы коллег. В конце можно провести голосование за лучшие педагогические решения в нескольких номинациях и выбрать те, которые показались учителям самыми эффективными/простыми в применении/нестандартными и т.п.

Педагогический хакатон

Термин «хакатон» пришел из сферы IT, дословно он означает «марафон для хакеров»: это соревнование, в котором команды за короткое время разрабатывают решение для проблемы заказчика (например, мобильное приложение или веб-сервис).

От марафона хакатон отличается тем, что если в первом случае можно решать много мелких задач и давать односложные ответы, здесь кейсы предполагают более сложное и развернутое решение. Например, на педсовете команды могут разрабатывать образовательный продукт или методические материалы.

В остальном всё так же, как в марафоне: педсостав разделяется на команды по 3-5 человек. Они готовят проект и защищают его перед другими. По итогам соревнования выбираются лучшие решения. Удобнее проводить такие педсоветы онлайн, так как настоящие хакатоны обычно длятся несколько суток.

Семинар-практикум

Отличный способ опробовать на практике любое новое/сложное/спорное педагогическое решение. Особенно, если задействовать всех преподавателей.

Заместитель директора уфимской «Новошколы» Асия Ахметова делится примером удачного семинара.

Проблема. Администрация школы подняла проблему избыточных домашних заданий. Дети и родители жаловались, что каждый учитель задает очень много работы на дом, нагрузка по разным предметам не синхронизирована, школьники приходят на уроки невыспавшимися. А педагоги считали проблему надуманной.

Решение. На педсовете провели эксперимент: взяли стандартное расписание шестого класса, разделили учителей на группы и предложили им выполнить домашние задания по всем предметам на один день. Группы справились примерно за 40 минут — но только потому, что в каждой из них были учителя-предметники: математик делал свое задание, учитель английского — свое. Сами учителя признали, что в противном случае на выполнение всех заданий у них ушло бы два-три часа. Это произвело на педагогов впечатление и убедило их поменять подход к домашнему заданию.

Настольная игра

Например, это может быть игра «Мария Ивановна теряет профессию» от проекта «Педбюро». Она создана, чтобы научить педагогов создавать интересные уроки и использовать стимулы вовлечения. У проекта есть и другие игры: «Конструктор уроков и событий», «Вовлеченные фильмом», «Триггеры». Он также регулярно проводит игры для учителей в онлайн-формате (в Zoom).

Другой вариант — устроить для педагогического состава тематический квест: это последовательность задач и головоломок с общим сюжетом, где каждое решение открывает для игроков следующую задачу. Такая игра потребует подготовки и проработанного сценария (к примеру, такого). Для квеста нужно будет подготовить печатные материалы (карту движения, подсказки) и реквизит. Работать можно в одном помещении в группах или разбиться по соседним кабинетам.

«Аукцион» педагогических идей

Эта методика подходит для коллектива, в котором много новых учителей. В ходе аукциона педагоги предлагают интересные идеи, фишки, которые они используют или хотели бы использовать на своих уроках, — это и будут «лоты». Каждый представляет свой «лот» за 2-3 минуты, после этого «аукционер» проходит по залу и собирает в специальную урну игровую «валюту» — различающиеся по цветам карточки.

Система оценки может быть разной: например, «принимаю»/«принимаю частично»/«не принимаю». Либо, если хотите сгладить результат и сделать так, чтобы никто не чувствовал себя проигравшим, можно использовать оценки «это важно для меня»/«это полезно»/«это любопытно» и т.п.

Источник