Как выбрать профессию по душе
20 апреля состоялся Всероссийский Открытый урок, на котором школьники узнали, как определиться с будущей специальностью, найти первую работу и начать зарабатывать до совершеннолетия. Урок посвятили Дню труда и 135-летию Антона Макаренко, который разработал концепцию созидательного труда в коллективе.
Ведущая урока София Хоменко посетила субботник на Выставке достижений народного хозяйства, где рассказала, почему важно работать и как труд влияет на жизнь человека, и на собственном примере показала, как важно сохранять природные ресурсы, за которые человечество несёт ответственность.
Корреспондент Александр Миронов посетил «Музей московского образования» и побеседовал с доктором педагогических наук, профессором, вице-президентом Российской макаренковской ассоциации Александром Федосовым. Эксперт рассказал, как действует воспитательная система Антона Макаренко, поделился причинами её успеха и ролью для учеников, интересными фактами о работе Антона Макаренко в Полтавской детской колонии. Он отметил эффективность его воспитательной системы, при которой из 3 тысяч беспризорников ни один не вернулся к прежней жизни.
«Он давал ощущение значимости, ощущение нужности людям, свободу выражения, будь то сельскохозяйственный труд или театр. Он, по сути, формировал этику новой страны и нового человека», – ответил Александр Федосов.
В эфире урока показали кадры из Полтавской детской колонии. На хронике видно, как воспитанники вместе трудились на полях, собирали первые фотоаппараты и даже конструировали целый трактор.
Зрители Открытого урока познакомились с педагогической династией Мананковых из Мурманска, общий стаж которой составляет более 200 лет. Светлана Гузенко, заслуженный учитель Российской Федерации, вспомнила начало своего карьерного пути и рассказала, почему члены её семьи уже несколько веков предпочитают профессию педагога. Корреспонденты урока задали вопросы ученикам этой династии, многие пошли по стопам наставников и стали учителями.
«Благодаря Ларисе Борисовне я пошёл по линии педагогики. Я пошёл в педагогический институт и выбрал своим призванием быть учителем, наставником и тренером», – сказал Дмитрий Блохин.
Но не все решают идти по стопам своей семьи или любимых учителей. Некоторые ищут специальность самостоятельно. Выбрать профессию бывает непросто, ведь от этого решения зависит будущее. О том, как принять верное решение, рассказала Лилия Зиборова, куратор проекта «Билет в будущее».
«Ребята смогут пройти профориентационные уроки с помощью наших помощников, пройти диагностику, по результатам которой получат рекомендации, на какую отрасль в ближайшее время им стоит обратить внимание», – подсказала Лилия Зиборова.
В эфире она представила проекты по профориентации, участниками которых стали школьники с 6 по 11 классы. Они поделились своим опытом выбора профессии.
Зрители познакомились с крупнейшим образовательным центром «Алабуга Политех» в Республике Татарстан, где реализуется проект «Профессионалитет», который объединяет колледжи и крупные организации из разных сфер.
В Республике Татарстан студенты колледжа «Алабуга Политех» могут примерить на себя профессии ещё до поступления в вуз. Такая возможность появилась благодаря проекту «Профессионалитет». Дания Уталиева, руководитель маркетинга и PR особой экономической зоны «Алабуга», рассказала, как реализуется идея на практике.
«Здесь сосредоточено большое количество предприятий, которые готовы делиться своими знаниями, своим опытом в виде ведущих инженеров с заводов, которые здесь же являются преподавателями», – сказала Дания Уталиева.
Она поделилась историями студентов, которые с первого курса принимают участие в процессах производства. В уроке раскрыли секреты студентов, которые с первых дней обучения начинают работу над собственными проектами.
Ещё один способ понять, кем хочешь стать в будущем, – устроиться на работу. О трудоустройстве несовершеннолетних подробно рассказала Екатерина Долгих, психолог, эксперт по профориентации, специалист центра методического обеспечения Института воспитания. Она уточнила, что до 16 лет ребёнок может работать только 24 часа в неделю, а с 16 до 18 лет – уже 35 часов:
«До 14 лет дети могут работать в специфичных сферах. Например, кинематографе, театре, концертных программах. Но для того чтобы трудоустроиться, необходимо согласие родителя или опекуна и органов опеки и попечительства. С 14 до 16 лет выбор сфер куда больше».
Эфир урока доступен на сайте трансляции.институтвоспитания.рф, в официальных сообществах Института воспитания и Министерства просвещения РФ во ВКонтакте по ссылке.
Всероссийский проект «Открытые уроки» реализуется Институтом воспитания при поддержке Минпросвещения России в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» нацпроекта «Образование».
ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» занимается научно-исследовательской деятельностью по изучению актуальных проблем воспитания и развития детей в современном обществе. Это ведущее научное учреждение, определяющее стратегические приоритеты развития воспитания в России. В числе проектов Института такие как: разработка программ воспитания и методических рекомендаций по их внедрению, Всероссийский конкурс педагогических работников «Воспитать человека», Всероссийские проекты «Открытые уроки» и «Открытые родительские собрания», журнал для родителей и педагогов
«Семья и школа» и другие. Институт реализует и поддерживает программы в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».