Как внедрить технологии в образовательный процесс

Цифровая грамотность учителя способна снизить его рабочую нагрузку и повысить интерес учащихся к уроку

Учителя отдают много времени и энергии своим ученикам. Даже за пределами школы им необходимо планировать уроки, оценивать домашнюю работу, организовывать внеклассные занятия, а также оказывать дополнительную поддержку ученикам и родителям. Есть способы облегчить их жизнь и сразу повысить уровень интереса и вовлеченность учащихся в уроки.

Одним из таких способов является внедрение современных технологий. Хотя это может показаться дополнительной работой – необходимость осваивать новые устройства в свободное время и выяснять, как включить их в свои учебные программы. Но результаты исследования говорят о том, что для 55% учителей технологии позволяют эффективнее справляться с большим количеством дел, а 24% отметили, что внедрение технологий помогает снизить рабочую нагрузку. Но не будем останавливаться на очевидных аспектах, а сосредоточимся на практических методах применения технологий в образовании.

Плюсы и минусы применения технологий в образовании

Умение использовать технологии, или цифровая грамотность, сегодня становится одним из важнейших требований к профессиональным компетенциям учителя. Тесная интеграция виртуальной среды в повседневную жизнь человека достигла уровня, когда онлайн инструменты успешно конкурируют с традиционными формами общения, обучения и развития. Цифровые инструменты позволяют сделать подачу учебного материала яркой и вовлекающей, что способствует лучшему усвоению знаний школьниками. Сами же педагоги ожидают от технологий помощи в части автоматизации выполнения рутинных обязанностей и высвобождения времени собственно на образовательный процесс.

Бэби-бумерам, поколениям X и даже Y пришлось осваивать новые формы, виртуальные инструменты коммуникации вынужденно, под давлением обстоятельств, экстерном, в связи с чем у многих учителей старшего возраста зачастую формируется отрицательный набор впечатлений от соприкосновений с «цифрой». А вот для современного ребенка новые цифровые формы общения естественны, для поколения альфа уже не существует границы между онлайн и офлайн, это единое пространство, где подростку все понятно интуитивно. NFC-чипы, AR, VR, XR, искусственный интеллект и другие технологичные инструменты, объединяющие онлайн и офлайн пространства, являются неотъемлемой составляющей жизни юных поколений, а значит, и учителю нужно научиться разбираться в технологиях.

Пять технологий, которые уже сегодня могут использовать учителя

Онлайн-платформы. Образовательные онлайн-платформы призваны сделать учебный процесс более современным и интересным. А еще они помогают школьникам получить дополнительные навыки сверх школьной программы. Например, образовательная платформа МТС «Поколение М» для творческого развития детей в цифровой среде предоставляет бесплатный доступ к образовательному контенту по различным видам творчества, популярным у современных детей.

Недавно ИТ-эксперты МТС запустили школу веб-дизайна. Программа разработана для школьников разного уровня подготовки. Слушатели будут изучать базовые принципы дизайна, цветовую гамму, композицию и создание пользовательских интерфейсов. С такими возможностями вы можете предложить ученикам создать собственный веб-сайт для занятий. Они могут использовать эту страницу для отправки домашних работ, систематизации своих файлов и информации, даже персонализировать ее, чтобы продвигать свое творчество. Возможности открываются колоссальные!

Также на платформе «Поколение М» доступен курс по цифровой моде, в ходе которого ребята освоят технологии 3D-моделирования, а по итогам обучения создадут собственную виртуальную модную коллекцию, лучшие работы будут выпущены в коллаборации с популярным фэшн-брендом.

Искусственный интеллект используется не только в чат-ботах или «умных» колонках. Учителя при помощи, например, ChatGPT могут создавать персонализированные образовательные программы, адаптированные к индивидуальным потребностям каждого ученика. Попросите чат-бота написать статьи на темы, соответствующие уровню чтения ваших учеников. Вы также можете перефразировать с помощью искусственного интеллекта существующие материалы, скажем, для детей разных возрастов или уровня восприятия. Материалы, созданные с помощью подобных чатов, иногда представляют собой анализ «поверхностного» уровня и могут быть скучными, а иногда и излишними. Но отлично помогают научить детей анализировать тексты.

Онлайн-библиотеки. Современные книжные сервисы предоставляют доступ к широкому спектру образовательных материалов, включая книги, статьи, подкасты и другие ресурсы. Например, сервис «Строки» содержит подборки книг и актуальных учебников для каждого возраста и каждого класса школьной программы. Также можно рекомендовать такие сервисы для самостоятельной работы и внеклассного чтения. Чаще всего классический набор произведений в рамках школьной программы в онлайн-библиотеках доступен на бесплатной основе.

VR и AR. Виртуальная реальность (virtual reality, VR) и дополненная реальность (artificial reality, AR) – это две инновационные технологии, которые могут принести значительные преимущества в образовательный процесс. VR позволяет пользователям погрузиться в виртуальное окружение, полностью отделяя их от реального мира. AR, с другой стороны, добавляет виртуальные объекты и информацию в реальное окружение, создавая смешанную реальность.

Многие педагоги ошибочно предполагают, что для организации занятий с применением технологий виртуальной и дополненной реальности школа должна организовывать дорогостоящие оборудование. Однако образовательные проекты можно воспроизводить на обычных планшетах и смартфонах. Например, в приложении «МТС Live» доступны бесплатные цифровые спектакли в дополненной реальности, которые позволяют зрителям погрузиться в увлекательный мир стрит-арта и уличной культуры городов России. Спектакли рассказывают о художественной и социальной жизни, позволяя зрителям узнать о культурных особенностях.

Или можно отправиться в уникальный VR-тур по Хакасии, не выходя из класса. Фильмы, посвященные участку «Оглахты» и заказнику «Позарым имени В.М. Зимина»,  позволяют ученикам погрузиться в окружающую среду и узнать о природных особенностях Хакасии, в том числе увидеть крупные скопления наскальных рисунков, а также собирательный образ кладки яиц, который могли бы оставить представители крупных тераподов – двуногих хищных ящеров, которые предположительно обитали когда-то на месте Хакасско-Минусинской впадины.

Цифровые уроки. Вам необязательно ограничиваться заранее записанными видео, поскольку современные технологии позволяют проводить образовательные уроки из любой точки мира. Используя видеоплатформы, такие как «МТС Линк», вы можете привлечь внешкольного эксперта и познакомить ваших учеников с новыми идеями, тем самым помогая себе облегчить рабочую нагрузку. Попросите учеников подготовить вопросы, которые помогут им насладиться этим современным подходом к традиционным урокам и в полной мере принять в нем участие.

Источник