Инструмент педагога – голос. Как его беречь?
Как развивать голос и предупредить голосовые нарушения и расстройства – полезными советами и правилами делится учитель – логопед МАДОУ «Детский сад № 61» г. Стерлитамак Республики Башкортостан Хасанова Эльвира Мунировна.
Голос – совокупность различных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых посредством голосового аппарата. Голос является одним из компонентов речи, вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова) и контролируется корой головного мозга.
Современному педагогу необходимо в совершенстве владеть всеми компонентами педагогического общения, орфоэпическими нормами, а также обладать благозвучным, мелодичным, выносливым голосом. Сфера воспитания является сферой «повышенной голосо-речевой ответственности», так как речь, и голос как один из структурных компонентов речевой продукции, становятся важнейшим инструментом деятельности педагога, средством реализации всех задач методического и дидактического характера.
Проблема развития голоса педагогов в последнее время приобретает всё большее социальное значение, так как профессиональные заболевания голосового аппарата у педагогов встречаются достаточно часто, что влияет на эффективность воспитательно-образовательного процесса. Как показывают специальные исследования, заболеваемость голосового аппарата у лиц «голосовых» профессий очень высока. У педагогов она составляет в среднем 40,2%. Причины нарушений голоса различны. Выделяют четыре основные: повышенная ежедневная голосовая нагрузка, неумелое пользование голосовым аппаратом, несоблюдение правил гигиены, врожденная слабость голосового органа.
Для того чтобы предупредить голосовые расстройства, рекомендуется выполнять следующие правила:
1. После окончания рабочего дня педагог должен в течение 2-3 часов избегать продолжительных разговоров. При необходимости речь должна быть более тихой, фразы короче (лаконичнее).
2. Монотонная речь утомляет мышцы голосового аппарата, так как при этом функционирует только одна группа мышц, поэтому чем выразительнее речь – тем она здоровее.
3. Шептать и кричать – вредно. При шепоте голосовые складки вовсе не вибрируют, а звук получается за счёт шума.
4. Чтобы голос меньше утомлялся, между уроками старайтесь соблюдать режим молчания.
5. Вдыхание меловой пыли очень вредно, поэтому тряпка для доски должна быть всегда влажной.
6. Очень сухой воздух вызывает сухость слизистой оболочки верхних дыхательных путей, поэтому помещение следует увлажнять.
7. После голосовой работы старайтесь ходить не очень быстро, чтобы холодный воздух меньше попадал в голосовые пути.
8. В холодную и дождливую погоду на улице не разговаривайте.
9. Избавляйтесь от привычки прочищать горло откашливаясь. Это ведёт к микротравмам связок, на них образуются «узелки крикунов», которые не дают голосу звучать чисто и в полную силу.
10. Имеет значение для тембра голоса то, что мы едим. Включите в меню продукты содержащие витамины В и С (особенно проросшие зёрна пшеницы, отруби печень, телятину, рис, яйца, сладкий перец, шиповник, цветную и белокочанную капусту, апельсины, шпинат, картофель). Полезен молочный коктейль со свежевыжатым морковным соком.
11. Не увлекайтесь газировкой, орехами, семечками, кофе, жареной, жирной, переперченной и пересоленной едой. Пагубно влияют на голосообразующие органы никотин и алкоголь.
12. Если утомлён голос, желательно съесть лимон, выпить «Боржоми» и некоторое время помолчать.
13. Режим питания имеет прямое отношение к звучности голоса. Переполненный пищей желудок давит на диафрагму, создавая механическое препятствие дыханию и голосу. Поэтому принимать пищу нужно за 2 часа до начала лекции, выступления, предстоящей длительной голосовой нагрузки.
14. Во время простуд беречь голос особенно важно. Нельзя работать даже в состоянии лёгкой простуды, и заниматься самолечением, нужно обратиться к врачу оториноларингологу.
15. Необходимо обращать внимание на беспричинные изменения тембра голоса, охриплость, а также чрезмерную утомляемость. Если вдруг у вас изменился тембр голоса, сходите к эндокринологу и убедитесь, всё ли в порядке с гормональным фоном. Изменения голоса могут быть связаны с заболеваниями щитовидной железы, а также приёмом гормональных препаратов.
16. Лицам голосовых профессий следует находиться под постоянным диспансерным наблюдением врача – фониатра и соблюдать его рекомендации. По медицинским нормам учитель без вреда для голосовых связок может работать не более 18 часов в неделю.
В предупреждении голосовых нарушений большое значение имеет природная выносливость голоса и приспособляемость организма к условиям труда, однако соблюдение правил гигиены и ежедневные голосовые тренировки позволяют даже слабому от природы голосу быть работоспособным и постоянно совершенствовать коммуникативную компетентность педагога.
Голос необходимо развивать. «Поставить» голос вам поможет музыка. Пойте, подражая хорошим певцам, делайте звук «круглым», а не плоским. Учитесь (перед зеркалом) красиво открывать рот. Если у вас есть инструмент, пойте гаммы. Соблюдайте необходимые правила гигиены.
Литература: Иванько Т.А., Берегите голос: Советы учителям. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1999.