Как вести себя с детьми разного возраста: шпаргалка для родителей

Институт проблем образовательной политики «Эврика» при поддержке Фонда президентских грантов реализует проект «Онлайн-навигатор для родителей». Первый круглый стол состоялся 9 сентября. 23 сентября с лекцией выступила директор семейно-общественного детского центра «Золотой ключик» Жанна Сугак.

Основываясь на своем практическом опыте, она рассказала об особенностях детей дошкольного и школьного возраста, о способах обеспечения преемственности между разными ступенями обучения и о необходимости индивидуального подхода к каждому ребенку.

Почему это так важно?

В каждом возрастном периоде ребенок по-разному относится к себе, к своим ровесникам и к процессу обучения. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте его отличают стремление все знать, то позже отношение к знаниям становится все более критическим: например, чем старше подросток, тем больше ему требуется связать теорию с практикой, для того чтобы понять, с какой целью он изучает тот или иной предмет. Либо интерес к знаниям вовсе пропадает, потому что все мысли и чувства тинейджера заняты изменениями в своей внешности.

Для каждого возраста характерен свой кризис: для младшего школьника это адаптация к совершенно новым условиям и требованиям, для пятиклассника – переход из начальной школы в основную, для старшего подростка – трансформация отношения к себе, к сверстникам, к окружающим его взрослым…

Как в этой ситуации себя вести родителям? Что предпринять для того, чтобы смягчить трудности перехода из одного возрастного периода в другой?

Вот несколько советов от Жанны Сугак.

Дошкольный возраст

Ребёнок дошкольного возраста – это человек, который живёт эмоциями. Все события в его жизни, все виды деятельности, которыми он занимается, должны быть эмоционально окрашены. Еще для него важно быть субъектом того, что в его жизни происходит.

Поэтому взрослые люди должны таким образом моделировать процесс воспитания, чтобы ребёнок понимал: все это его безусловно касается, и вообще от него очень многое зависит. И как только это событие случается, ребёнок испытывает самые разные эмоции – от ликования до грусти и сопереживания. Это сигнал о том, что его жизнь наполнена содержанием.

Младший школьный возраст

Те проблемы, с которыми сталкиваются учителя и родители при переходе детей из детского сада в начальную школу, во многом зависят от того, насколько взрослые внимательно относятся к психологическому возрасту ребёнка.

Психологический возраст детей часто не совпадает с паспортным.

Например, по паспорту ребенку 3 года, а его реальное развитие запаздывает примерно на год, а то и на два, а может и сильно опережать. Поэтому и относиться к ребенку, и применять методики воспитания и обучения следует, исходя из его психологического возраста. В противном случае не избежать ошибок.

Попробуйте посмотреть на своего ребёнка не с позиции критериев, которые выдвигает общественность, не с позиции того, чтобы сравнивать его ещё с кем-то. Посмотрите на него как на человека, который имеет право на уважение к тому, каким он родился и каким он растёт. Всему своё время, и каждый человек имеет право на те этапы взросления, которые у него есть.

Если дошкольник себя ни с кем не сравнивает, то младший школьник не только себя сравнивает с другими, он понимает, что он собой представляет по отношению к разным детям. И поэтому он выставляет себе разные оценки по разным категориям.

«Я, может быть, не такой сильный, как мой сверстник, потому что он может поднять такую тяжёлую гирю, но при этом я умнее его, я лучше решаю задачи. Может быть, у меня хуже с грамотностью, я делаю кучу ошибок, но при этом я прекрасно разбираюсь в породах собак, я про них могу много-много рассказывать», – рассуждает младший школьник.

И ещё ребёнок младшего школьного возраста – это человек, который страшно хочет учиться, и не только в школе, а везде – в общении с родителями и сверстниками, усваивая в том числе и плохие привычки. При этом он учится у своего сверстника гораздо больше, чем у взрослого человека.

Для него сверстник – это вообще царь и бог, потому что он на него равняется, он себя с ним сравнивает, он постоянно с ним находится в каких-то взаимоотношениях.

Младший школьник – это человек, который попадает в разные ситуации во взаимоотношениях со сверстниками, со взрослыми, с правилами и условиями, которые бытуют в школе. Их множество. Школа вообще живёт правилами. И ребёнку, который впервые с этим сталкивается, очень тяжело, поэтому начальная школа, особенно первый год, особенно первые месяцы обучения в школе требуют очень внимательного, очень бережного отношения к маленькому человеку.

Если ребёнок обучается в школе без удовольствия, он попадает в ситуацию школьной неуспешности. Категорически нельзя родителям становиться на сторону школы, нельзя подменять общение с ребенком школьными требованиями. Оставьте ребенку эту среду, где он наслаждается общением с родителями. Легко отследить, что ребенок в школе приобрел, но гораздо труднее понять, что он потерял.

Важно, чтобы в процессе обучения ребенок был счастлив от того, что он научился читать, красиво писать, что не делает ошибок при решении задач.

Младший подростковый возраст 10+

Ребёнку младшего подросткового возраста (10+) очень важно понимать, что то, чем он занимается в школе, имеет к нему отношение и вообще какое-то приложение к его жизни.

В этот период от взрослого требуется переосмысление, пересмотр методов и приёмов работы с таким человеком. Этот человек вырос, и не надо им командовать так, как вы командовали в младшем возрасте, когда он готов был слушать. Он уже не готов вас слушать, он готов с вами выстраивать взаимоуважительные отношения.

Человек этого возраста меняется, и эти изменения должны повлиять на ход учебного процесса, который для него организуют взрослые люди. Это надо учитывать, а школа остаётся на том же уровне, напоминая деревянные башмачки, из которых ребёнок вырос. Они ему давят, ходить не позволяют, но взрослые считают, что они есть, они же были когда-то куплены, за них же было «уплочено», а раз так, то носи, дружок. А потом мы говорим, что как же так, что-то ребёнок ведёт себя безобразно.

У ребят этого возраста вообще меняется отношение к сверстникам. Для них успешный школьник – это не тот, кто хорошо учится, а тот, кто умеет что-то делать лучше других. Например, кто-то умеет водить квадроцикл, кто-то – круто играть в шахматы или плести морские узлы, кто-то замечательно играет в футбол, кто-то ходит на борьбу и владеет приёмами, кто-то научился играть на гитаре. Есть масса вещей, которыми ребёнок может похвастаться. Не только похвастаться, а наполнить содержанием свою жизнь.

Но и конфликты с ровесниками в этот период не редкость. Во избежание негатива многие родители стремятся именно в этом возрасте перевести детей на семейное обучение – так спокойнее. Предупрежу: в каком угодно возрасте, только не в этом. Потому что сверстник ребенку в этом возрасте крайне нужен.

Трудный возраст: 13+

У старшего подростка, прожившего и пережившего уже подростковый возраст – 13-летие– наступает особый период в его жизни, когда на него какие –либо поучения или отношения со взрослым человеком не очень влияют. Он погружается в то, что он из себя представляет, и кто он такой личностно – не с точки зрения взрослого или сверстников, которые его оценивают, а с его собственной позиции. И вся неприятность в том, что ребёнок этого возраста себя не очень любит. Он в себе замечает абсолютно все недостатки, даже если их нет. Он некрасив с его точки зрения, он слишком худой или слишком маленький, или слишком высокий, или слишком толстый, или волосы не того цвета. Ну всё не так. И в этом он не умеет, и здесь не получается. И он какой-то бесталанный. И девушка или юноша на него внимание не обращают. У него всё не годится.

Это возраст, когда дети если обращаются ко взрослому человеку, то только к тому, кому они доверяют. И обращаются они за разного рода разговорами про жизнь, про то, что их в этой жизни мучает, о чём они переживают, как им справиться с этими проблемами. Они не обращаются, как решить это уравнение или как написать это сочинение. Это их сейчас не волнует. Вот этот возраст называется «образовательная яма».

И нам, взрослым людям, тоже важно понимать, что жизнь в школе занимает довольно большой период и нельзя, чтобы эта жизнь отвергала или отметала даже механически все проблемы, с которыми сталкивается ребёнок.

И если подросток скатился сейчас на тройки, я понимаю переживания родителей, я понимаю переживания учителей, но при всём при этом дайте ему возможность вот это пережить. Я сейчас не про то, чтобы отменить занятия, я не про то, чтобы снизить нагрузку. Нет, ни в коем случае.

Подросток хочет паритетных уважительных отношений. Ему нужна та образовательная и культурная среда, в которой он чувствует себя человеком.

 

АНО Институт проблем образовательной политики «Эврика»