Физические и химические явления

Категории: Химия

Тэги:

Урок освоения новых знаний по химии в 8 классе


Козлова Светлана Михайловна, учитель химии МАОУ СОШ 65, г. Томск


 

Цели:
Образовательная: научить отличать химические явления от физических и объяснять сущность химических явлений с точки зрения атомно-молекулярного учения и их принципиальное отличие от физических явлений.
Развивающая: способствовать развитию умения наблюдать, описывать и сравнивать наблюдаемые явления.
Воспитательные: вырабатывать поведение готовности к сотрудничеству; способствовать принятию и освоению социальной роли обучающегося; научить соотносить необходимость химического производства и требований к охране окружающей среды

Задачи:
1. Лабораторная работа, включающая химический и физический процессы.
2. Работа с текстом стихотворения с целью закрепления знаний о химических и физических процессах.
3. Игра «Химия в нашей жизни».

Технологии: технология развития критического мышления через химический эксперимент, работа в парах, игра.
Технологию развития критического мышления через химический эксперимент использую на данном уроке с целью научить школьника анализировать наблюдаемые явления, сравнивать их и делать выводы из увиденного. Работу в парах использую с целью формирования коммуникативных УУД. Игру использую с целью повышения познавательной активности обучающихся.
 
Оборудование: раствор 6% уксусной кислоты, кусочки коралла (можно известняка, мрамора), вода, штатив с тремя пробирками, фильтровальная бумага, спирт этиловый, стеклянная палочка.

Ход урока:

Учитель приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Организует рабочее место.

I. Беседа

– Определите основную мысль текста, которая будет темой урока.

Превращается всё…
Превращается звук в раскалённую песню отчаянных рук.
Превращается тень в затаённый разбег.
И движение токов превращается в свет.
Превращаются камни в грациозный мост.
Превращаются капли в нахмуренность туч.
В голограмму вещей превращается луч.
Превращается уголь в телеграфность колёс.
И вода, как известно, превращается в лёд.
Превращаются взоры в потребность души.
Только ты к их повторам привыкать не спеши.
Мог ли ты угадать – где кристалл, а где пыль?
А зловещие сны превратились в быль.
Почему всё сменилось: время, качество, мысль?
Ты хотел бы взойти в беспредельную высь,
Превратившись в иное, обрести вновь себя…
Но предел превращений – кадр, где нету тебя.

— Перечислено много разных явлений, можете ли вы разделить их на группы сходные по какому-либо признаку?

Дети анализируют текст, формулируют тему урока

— Какова будет наша задача на урок? (Классифицировать явления)
— Мы проведём два эксперимента. Ваши задачи – наблюдать, описывать устно увиденное, сравнить результаты экспериментов.
Так как мы первый раз проводим лабораторную работу, оформлять отчёт будем под моим руководством.

Учитель контролирует соблюдение правил ТБ

— Что произойдёт с испарившейся водой в верхних слоях атмосферы?
— Что последует после конденсации?
— Изменится ли вещество? (Этот вопрос можно не задавать, т.к. содержит подсказку)
— Что наблюдаете при взаимодействии коралла с кислотой?
— Как вы думаете, почему кислотные дожди наносят вред окружающей среде?
— Чем отличаются результаты экспериментов?

Задание: на стр. 15 прочтите правила и классифицируйте наблюдаемые явления.

II. Учащиеся выполняют химические эксперименты:

1. Взаимодействие коралла с уксусной кислотой.
Для сравнения одновременно проводят взаимодействие коралла с водой. Т.к. в кислоте происходит активное выделение газа и образование осадка наблюдается не явно, то рекомендую слить через некоторое время раствор в чистую пробирку и наблюдать мутный раствор вне реакции.

2. Испарение спирта и воды с фильтровальной бумаги.
Работают с лабораторным оборудованием в соответствии с правилами ТБ. Наблюдают за явлениями, происходящими с веществами. Описывают эксперимент с помощью естественного языка и языка химии. Составляют выводы по результатам проведённого эксперимента. Выдвигают гипотезы. Формулируют выводы.

III. Этап рефлексии. Игра
 
Учитель формулирует задание, зачитывает предложения из стихотворения (необязательно все).
 
— Вернёмся к нашему стихотворению и классифицируем перечисленные явления. Делимся на две группы. Первый ряд – аргументирует положительную роль химических процессов, второй ряд – отрицательную сторону химических процессов.
Перед началом игры в течение 3 минут работа с текстом (кто сможет привести аргументов больше):
1 ряд – стр. 16, 17 (1, 2 абзац),
2 ряд – стр. 17-18.

Ученики классифицируют явления, объясняют, что такое химические явления и их принципиальное отличие от физических. Характеризуют положительную и отрицательную роль химии в жизни человека.

Учитель: Нужно ли химическое производство?

Учащиеся обсуждают вопрос с разных точек зрения

IV. Домашнее задание.

Источник: almanahpedagoga.ru