Евгений Ямбург об обязательном труде школьников: Считаю правильным трудовое воспитание в школе, нечего растить белоручек

В пояснительной записке к законопроекту, обязывающему школьников с согласия родителей принимать участие в общественно полезном труде, отмечается, что формирование правильного отношения к труду является длительным процессом с отсроченными результатами, и этот процесс необходимо начинать в детстве. Инициативу комментирует заслуженный учитель РФ, директор Центра образования № 109 Евгений Александрович Ямбург.

— Я считаю эту инициативу правильной, нечего воспитывать белоручек. В моей школе никогда не отказывались от труда в разных его вариантах.

Во-первых, дети должны воспитываться с пониманием, что нет никаких слуг, которые будут мыть за них стены, полы и так далее. Поэтому школьники сами все делают. Ведь это зона их ответственности. Разумеется, не моют туалеты, потому что по санитарным нормам детям это делать запрещено.

У нас есть гончарная и ювелирная мастерские, кузнечное и парикмахерское дело, где можно заняться полезной и плодотворной работой, которая развивает творческое начало в ребенке.

Но здесь я две вещи должен подчеркнуть. Во-первых, труд не должен быть отупляющим. У великого педагога Антона Макаренко, который занимался перевоспитанием молодежи и малолетних правонарушителей, воспитанники ни какую-то ерунду делали, а ФЭДы — самые современные тогда дальномерные малоформатные фотоаппараты. Но это, наверное, исключение. В советских школах часто было формальное отношение к труду. Представьте себе, что изо дня в день школьники должны были, к примеру, надевать резинку на пипетки за одну копейку или делать какие-то стержни для снегоуборочных машин. Все это могло вызвать только отвращение.

Во-вторых, времена изменились. Сейчас школьный труд может быть самым разным. Например, даже маленькие дети уже способны работать на 3D-принтерах 3D-ручками. И это тоже сложная работа.

С другой стороны, считаю неправильным спрашивать разрешения у родителей, можно ли их ребенку заняться трудом. Всегда найдется мама или папа, которые скажут: «Мой ребенок не будет мыть полы и убираться в классе». Кстати, у меня был один тяжелый разговор с парнем из Чечни, который сказал, что уборка — не дело мужчины, а обязанность девочки. И он мыть полы здесь не собирается. Пришлось вызвать отца, устроить разбор полетов и даже предложить посещать другую школу.

Школьный труд не должен превращаться и в систему отчетов. Я очень хитро сделал, обходя некоторые недочеты системы нашего законодательства. Просто включил обслуживающий труд в программу нашей школы. А вмешательство в эту историю родителей надо было давно отменить и объяснить им, что полноценное формирование личности невозможно без труда.

 

Источник


 

Закон о трудовом воспитании может заработать с нового учебного года

Россиян приглашают на родительское собрание по теме трудового воспитания

Институт воспитания запускает марафон о трудовом воспитании