Важно продумывать варианты развития событий: как школьникам и родителям пережить период экзаменов

В российских школах стартовали ЕГЭ и ОГЭ — стрессовое время для школьников и их родителей. Как справиться с эмоциональным состоянием и тревожностью в период экзаменов (и не только), рассказывает директор департамента психологии УрФУ Анна Печёркина. 

— Важно понять, что переживать и проявлять эмоции нормально. Мы все переживаем: радуемся, проявляем гнев и так далее и делаем это с разной степенью, потому что мы обладаем разными индивидуальными различиями. Если мы говорим о ЕГЭ, то переживания обоснованы — оценивается результат 11-летнего обучения, заканчивается определенный период жизни, одна ситуация развития будет меняться на другую ситуацию развития.

В данном случае большую роль играют взрослые. Во-первых, они помогают осознавать свои индивидуальные особенности. И, во-вторых, настраивают ребенка. Бывает так, что, с одной стороны, родители говорят: „мы в тебя верим“, „ты — молодец“. Но, с другой — очень важно говорить ребенку: ничего, если ты сдашь на другой балл, не на тот, который рассчитывал, жизнь от этого принципиально не изменится, это не такая критичная ситуация, какой она может казаться.

Задача взрослого — четко, логично продумать и показать разные варианты развития событий и действий, показать их ребенку. Это поможет справиться с эмоциональным состоянием и с тревожностью. Когда такой план сформулирован и держится в уме, человек становится спокойнее, он знает, что делать.

— Не обязательно эти варианты реализовывать, но они должны быть в голове. Когда у нас есть эти варианты, мы становимся спокойнее, более эмоционально стабильными, устойчивыми, подготовленными, потому что знаем, что делать.

Тревога часто бывает из-за вымышленных ситуаций, придуманных, когда объективных факторов для переживаний нет, а мы начинаем сами формировать эти мысли и постоянно к ним обращаться, тем самым поддерживая тревогу.

Особенность эмоциональной сферы состоит в том, что как только она выходит на первый план, все, что связанно с логикой, отступает. Поэтому ошибки, которые ребенок совершает, например, на простых заданиях, нередко связаны с этим.

Следует помнить: баллы за ЕГЭ — это просто оценка. При сдаче экзамена специалист советует концентрироваться не на итоговом балле, а на знаниях, полученных за период обучения.

— Есть два понятия, которые рассматривают как синонимы — успеваемость и успешность. Но это разные вещи.

Успеваемость — количественная характеристика, она связана с оценкой. С одной стороны, она объективная, с другой — в любой оценке есть элемент субъективности. Успешность учебной деятельности — понятие, связанное с тем, как я сам оцениваю себя. Успешность и успеваемость напрямую не коррелируют. Человек может учиться на „тройки“, но оценивать для себя это как успешную ситуацию, и он эмоционально спокоен.

Более того, в школе ребенок может быть троечником, но, приходя получать профессиональное образование, он попадает в абсолютно другую среду, где начинает раскрываться его потенциал, у него появляется интерес, и в этом случае он уже проявляет себя по-другому.

С точки зрения успешности большую роль играет среда — люди, которые нас окружают, и взаимоотношения, которые мы с ними выстраиваем. Кроме того, важны уровень личностной активности, мотивация человека, умение действовать сообразно (адекватно) ситуации.

Источник