Дополнительное образование естественно-научной направленности как средство формирования экологической компетентности

Диагностика результатов работы по формированию экологической компетентности учащихся среднего звена сельской школы. Методики экологической психодиагностики. Проблемы теории и практики совершенствования экологической культуры школьников. Исследование.


Лешина Елена Сергеевна, учитель МОУ Баевская средняя школа Николаевского района Ульяновской области


В статье представлен результат работы по формированию экологической компетентности учащихся среднего звена сельской школы средствами дополнительного образования естественно-научной направленности. Автором проведена диагностика протекания процесса экологического образования, дающая основания констатировать успешное решение поставленных педагогических задач средствами дополнительного образования.

Приведены результаты исследования характера отношения к природе на базе Муниципального общеобразовательного учреждения Баевская средняя школа муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области. Проведенные исследования заключались в определении уровня экологической культуры учащихся, характеризующей поведение и деятельность в социоприродной среде. Степень сформированности экологической компетентности выявлялась с помощью методики «Альтернатива», методики диагностики субъективного отношения к природе «Натурафил» и вербальной ассоциативной методики «ЭЗОП», адаптированных в ходе исследования к профессиональной деятельности педагога-эколога.

Результаты будут иметь профессиональный интерес для учителей экологии, биологии, педагогов дополнительного образования естественнонаучной направленности.

В последние годы всё чаще в отношениях «Человек – Природа» превалируют идеи антропоцентризма, сдвига баланса биотических сил на планете в сторону преобладания социальных. Сохранение среды обитания и здоровья человека ушло на второй план в системе ценностей.

Компетенция – требования или нормы к подготовке ученика по заданному направлению. Компетентность в отличие от компетенции означает состоявшиеся личностные качества, иначе говоря, результат обучения. Следовательно, экологическая компетентность – совокупность знаний, умений и навыков для преобразующей экологической деятельности для формирования экоцентрического экологического сознания.

Учебное время направлено на освоение базовых знаний, умений и навыков. Поэтому ведущая роль в формировании экологической компетентности школьников принадлежит дополнительному образованию.

С сентября 2019 года на базе МОУ Баевская СШ реализуется «Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Знатоки природы» Областного государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи», основными направлениями которой являются формирование экологической культуры, практических навыков экологического мониторинга, знакомство с природой родного края и бережного отношения к ней. В качестве промежуточной диагностики реализации программы (срок реализации программы – два года) применены методики экологической психодиагностики, позволяющие к завершению программы получить достаточно полную картину сложившегося характера отношения к природе.

Цель: диагностическое исследование экологической компетентности учащихся среднего звена общеобразовательной школы.

Для выявления ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами выбрана методика «Альтернатива» (на основе методик диагностики В.А. Ясвина, С.Д. Дерябо) — Приложение 1, позволяющая выделить следующие типы мотивации: эстетический, когнитивный, практический и прагматический.

Испытуемому предлагалось выбрать «более подходящий для него» вариант вида деятельности, например: «Для Вашего аквариума Вы бы предпочли завести рыбок: (А) с красивой окраской или (Б) с интересным поведением».

Ведущим типом мотивации у учащихся 11-15 лет является когнитивный тип (39%), когда природа воспринимается как источник новых знаний, и эмоционально-эстетический (24%) (ценностное отношение к природе), показывающие высокий уровень развития эмоционально-эстетического компонента экологической культуры.

Кроме тестов, позволяющих определить уровень знаний для выявления типа доминирующей установки к деятельности в отношении природы, мы использовали вербальную ассоциативную методику «ЭЗОП» (по методикам В.А. Ясвина, С.Д. Дерябо) — Приложение 2. Условно можно выделить четыре типа таких экологических установок: личность воспринимает природу как объект красоты (К – «эстетическая» установка), как объект изучения, знаний (И – «когнитивная»), как объект охраны (О – «этическая») и как объект пользы (П – «прагматическая»). «ЭЗОП» – «эмоции», «знания», «охрана», «польза» – это рабочие названия типов установок.

Методика состоит из двенадцать пунктов. Каждый пункт содержит стимульное слово и пять слов для ассоциаций. Например, ЛОСЬ: следы, лесник, трофей, камни, рога. Эти слова отобраны как наиболее характерные, но «неявные» ассоциации, возникающие у людей, с четко выраженным доминированием соответствующей установки (четыре слова соответствуют четырем типам установки, пятое – для отвлечения внимания, «мусорное» слово). Слова предъявлялись в крайне высоком темпе, у испытуемых не оставалось времени осмыслить варианты.

Преобладающими установками в структуре экологической культуры являются когнитивный (35%) и прагматический (28%) компоненты. Такое несоответствие с результатами предыдущей методики объясняется своего рода «прагматическим императивом», диктуемым обществом: правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству. Эстетический компонент с возрастом ослабевает и преобладающими установками становятся прагматические потребности. Сущность их выражается словом «использование», где природа – лишь объект человеческих манипуляций, обезличенная «окружающая среда».

Диагностика «субъективного отношения к природе» «Натурафил» Приложение 3 — позволила нам выявить и зафиксировать несколько показателей. Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе. Под интенсивностью отношения понимается его структурно-динамическая характеристика, являющаяся показателем того, в каких сферах и в какой степени проявляется отношение. Опросник включает четыре основных шкалы, соответствующие четырем компонентам интенсивности: перцептивно-аффективному, когнитивному, практическому и поступочному, а также дополнительную шкалу натуралистической эрудиции.

Интерпретация результатов учащихся, посещающих внеурочную деятельность, характеризуется как средняя (верхний уровень нормы) по интенсивности перцептивно-аффективной шкалы, проявляющейся в повышенной восприимчивости и высоком уровне эстетического и этического освоения объектов природы. Когнитивная установка также характеризуется как средняя – нижний уровень проявления готовности и стремлении получать, искать перерабатывать информацию об объектах природы.

Что нельзя сказать про развитие практического и поступочно-инфлюативного компонентов. Показатели оцениваются как низкие, что говорит о низкой готовности и стремлении к непрагматическому практическому взаимодействию с природными объектами. У учащихся не прослеживается стремления по изменению окружающей среды.

Анализ показателей натуралистической эрудиции говорит о высоком уровне имеющихся сведений об объектах природы.
Интенсивность субъективного отношения к природе в виде шкал интенсивности отношения к природе непрагматической модальности оценена как ниже среднего.

Тема настоящего исследования затрагивает проблемы теории и практики совершенствования экологической культуры школьников. Анализ уровня и показателей сформированности экологической компетентности учащихся, посещающих объединение «Знатоки природы», позволит перестроить мотивы и содержание экологического образования средствами дополнительного образования в направлении экогуманистического взаимодействия с окружающей средой.

Литература:
1. Базисный учебный план (для обсуждения) учреждений дополнительного образования детей // Внешкольник – №1, 1996.
2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции в экологическом воспитании. – М., 1995.
3. Дерябо С.Д. Природа: объект или субъект отношений личности / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин // Школа здоровья. Т. 2 – №1, 1995.
4. Донина О.И. Организация и методика мониторинга результатов педагогической деятельности учреждения дополнительного образования. – Ульяновск, 1999.
5. Измайлова Д.З. Совершенствование экологической культуры педагога дополнительного образования в условиях областного экологического центра: диссертация кандидата педагогических наук. – Ульяновск: Ульяновский государственный университет, 2007.
6. Шаронова Ю.А. Уровни формирования экологического сознания в системе дополнительного образования // Интеграция образования и науки на основе научно-образовательного центра: сб. тр. участников Всероссийской научно-практич. конф. 15-16 декабря 2005 г., г. Ульяновск: в 2 ч. Ч. 1 (IV-VI разд.). – М.; Чебоксары; Ульяновск: УлГУ, 2005.
7. Ясвин В.А. Особенности личностного отношения к природе в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии – №4, 1995.
8. Rogers C.R. Freedom to Learn for the 80,s. – Columbus; Toronto; London; Sydney, 1971.
9. Thinking like a Mountain. Towards a council off all beings / J. Seed [at al.]. – PA: New SosietyPublishers, 1988.
10. Wilson Edward O. Naturalist. – Washington: D. S. Covelo, 1984.


 

Приложение 1

Тест «АЛЬТЕРНАТИВА»

Инструкция

В предложенных ситуациях выберите, пожалуйста, один из двух вариантов (А или Б), который кажется наиболее подходящим для Вас. Если Вы считаете данную ситуацию маловероятной для Вас или трудно предпочесть один вариант, то все-таки постарайтесь сделать свой выбор. Отвечать лучше быстро, так как первая реакция наиболее точно выражает Ваше мнение.

  1. На своем садовом (приусадебном) участке Вы бы предпочли выращивать растения:

а) с наиболее красивой окраской и необычными формами;
б) новых видов и сортов, экзотических для Вашей местности.

  1. Вы бы сочли для себя более подходящим занятием:

а) составлять флористический список обследуемых территорий;
б) заготавливать растения в качестве материала для цветочных композиций, лекарственных сборов и т.п.

  1. На своих занятиях Вы с большим удовольствием рассказываете своим воспитанникам:

а) о структуре и функциях экосистем;
б) о способах сохранения равновесия в экосистемах.

  1. В ботаническом саду Вы, скорее всего:

а) будете любоваться тропическими растениями;
б) захотите получить отросток для выращивания дома или в своем клубе.

  1. Изучая разнообразие видов насекомых конкретной экосистемы, Вы больше всего обратите внимание:

а) на подробное описание видов и популяций;
б) на видовой состав насекомых-вредителей леса и с/х.

  1. Будучи селекционером, Вы бы предпочли выводить новые сорта:

а) цветочных культур;
б) плодовых культур.

  1. При подготовке тематического экологического вечера Вы отдадите предпочтение:

а) стихам хороших поэтов о природе;
б) подборке материалов «Это интересно» о природе.

  1. При выборе форм и методов организации учебных занятий Вы чаще используете:

а) практические занятия;
б) выездные экскурсии и практикумы.

  1. Вы бы завели собаку:

а) чтобы ухаживать за ней;
б) для охраны квартиры.

  1. Вы предпочтете прочесть:

а) художественную книгу о природе;
б) книгу о лекарственных растениях, породах собак и кошек и т.п.

  1. В летнем полевом экологическом лагере Вы предпочтете:

а) руководить исследовательскими проектами;
б) заниматься практической природоохранной деятельностью.

  1. Если Вас пригласят провести выходной на даче с фруктовым садом, то Вы поехали бы туда:

а) весной;
б) осенью.

Обработка результатов

С помощью ключа подсчитывается количество ответов, соответствующих тому или иному типу мотивации. Количество выборов каждого типа представляется как доля от максимально возможного, а затем им присваиваются ранги: 1, 2, 3 и 4.

Ключ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
А. Э П К Э К Э Э К П Э К Э
Б. К Пг П П Пг Пг К П Пг П Пг Пг

Примечание

Э – эстетический тип мотивации;
К – когнитивный тип мотивации;
П – практический тип мотивации;
Пг – прагматический тип мотивации.

 

Приложение 2

Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП»

Инструкция

Вам будут предложены слова и к каждому из них еще по пять слов. Выберите то из этих пяти, которое для Вас лучше всего свя­зывается с предложенным, лучше всего к нему «подходит». Напри­мер, дается слово «МЯЧ» и к нему следующие слова: «красный», «футбольный», «большой», «резиновый», «детский». В качестве ответа Вы записываете только выбранное слово, например, «рези­новый». Отвечать нужно быстро, так как первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор.

Таблица 1

1. ЛЕС: поляна (К)

муравейник (И)

заповедник (О)

дрова (П)

песок

 

2. ЛОСЬ: следы (И)

лесник (О)

трофей (П)

камни

рога (К)

3. ТРАВА: поливать (О)

силос (П)

кора

роса (К)

стебель (И)

 

4. ОЗЕРО: улов (П)

шерсть

острова (К)

моллюск (И)

очищать (О)

5. КОСМОС: паутина

созвездия (К)

невесомость(И)

порядок (О)

спутник (П)

 

6. ДЕРЕВО: осень (К)

кольца (И)

вырастить (О)

мебель (П)

сено

7. БОЛОТО: головастик (И)

заказник (О)

торф (П)

яблоки

туман (К)

8. СОЛНЦЕ: туча (О)

тепло (П)

рассвет (К)

турник

излучение (И)

9. РЫБА: жабры (И)

серебристая (К)

нерестилище (О)

жарить (П)

перо

 

10. САД: берлога

цветущий (К)

опыление (И)

ухаживать (О)

урожай (П)

11. ЗЕМЛЯ: цветы (К)

погода (И)

атмосфера (О)

ископаемые (П)

часы

12. ПРИРОДА: красота (К)

изучение (И)

охрана (О)

польза (П)

Примечание

В скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого; этот ключ, есте­ственно, не зачитывается.

(К) – природа воспринимается как объект красоты – «эстетическая» установка.
(И) – природа воспринимается как объект изучения – «когнитивная» установка.
(О) – природа воспринимается как объект охраны – «этическая» установка.
(П) – природа воспринимается как объект пользы — «прагматическая» установка.

Обработка результатов

Каждый ответ испытуемого сравнивается с ключом и записы­вается в графу соответствующего типа установки. Количество вы­боров того или иного типа представляется в процентном отноше­нии от максимально возможного, а затем им присваиваются со­ответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4.

Необходимо отметить, что нужно обращать внимание на ко­личество ответов, не совпадающих ни с одним типом установки в ключе – «мусорные» слова. Опыт показывает, что если испытуе­мый выбрал три и более «мусорных» слов, то его результаты необ­ходимо забраковать, так как он, вероятно, стремился специально использовать наиболее «неподходящие» ассоциации.

 

Приложение 3

Опросник «НАТУРАФИЛ»

Инструкция

Перед Вами ряд вопросов о Вашем отношении к природе, на которые мы просим ответить «да» или «нет» (на вопросы, отмеченные «*» можно отвечать «не знаю»). Отвечать на вопросы следует быстро, так как первая реакция лучше всего отражает Ваш выбор. В данной методике нет «хороших» и «плохих» ответов. Ваше мнение ценно для нас именно таким, какое оно есть. При ответе «да» на бланке ответов ставьте «+» рядом с номером вопроса, при ответе «нет» – «-», «не знаю» – «н».

При проведении методики «на слух» вопросы зачитываются один раз. Время на ответ – 3-5 секунд. Общее время проведения методики с учетом самостоятельной подготовки испытуемыми бланка для ответов – около 25-30 минут.

  1. Вас радует, когда тигр в цирке прыгает сквозь огонь?
  2. Верно ли, что, придя к кому-то в гости и увидев там библиотечку, Вы невольно ищете глазами книги, связанные с природой?
  3. Вам было бы чуждо ухаживать за животными, принадлежащими кому-то из членов вашей семьи?
  4. Вы подкармливаете птиц зимой?
  5. * Верно ли, что хвойные деревья отличаются от лиственных еще и тем, что не сбрасывают свою хвою?
  6. Комнатные растения улучшают Ваше настроение?
  7. Увидев в лесу незнакомое растение, Вы постараетесь узнать, как оно называется?
  8. Вы специально покупаете растения, чтобы ухаживать за ними?
  9. Правда ли, что Вы скорее всего не станете мешать близкому человеку нарвать в лесу букет красивых, но редких цветов? (да, не стану; нет, стану)
  10. * Алоэ относится к кактусам?
  11. Мох на деревьях портит их внешний вид?
  12. Листая книгу и встретив в ней изображение незнакомого растения, Вы захотите прочесть и его описание?
  13. Если в Вашей семье заводят комнатные растения, то они будут посажены и Вашими руками?
  14. Верно ли, что если Вы очень торопитесь и на Вашем пути оказались заросли ландышей, то вы, вероятно, не станете их обходить? (да, не стану; нет, стану)
  15. * Семена ели созревают осенью?
  16. Как Вам кажется, Вы способны пожалеть раздавленного таракана?
  17. Вам приходилось переписываться со специалистами-биологами или задавать вопросы редакциям научных журналов?
  18. Вы тратите деньги на Ваши увлечения, связанные с природой?
  19. Вы можете сказать, что благодаря Вашим стараниям у кого-нибудь отношение к природе в чем-то улучшилось?
  20. * Окунь – это хищная рыба?
  21. В своем клубном зооуголке Вы бы завели крысу?
  22. Если началась передача или фильм о животных, то Вы, скорее всего, переключите телевизор на другую программу?
  23. Если Вам на день рождения принесут хомячка, рыбок или других животных, то Вы удивитесь такому подарку и растеряетесь?
  24. Вам приходилось помогать животным в трудное для них время?
  25. * Паук – это насекомое?
  26. Вы бы стали любоваться ядовитыми змеями в зоопарке?
  27. Вы встанете в длинную очередь за билетами на выставку собак, кошек, птиц, рыбок или других интересных Вам животных?
  28. Вам приходилось получать потомство от Ваших животных?
  29. Вам случалось по собственному желанию делать заметки о животных для журнала, газеты или стенгазеты?
  30. * Спаниель – это служебная собака?
  31. Вы считаете крапиву неприятным растением?
  32. Вы часто читаете литературу о наблюдениях в природе?
  33. Вам нравится собирать, засушивать и сохранять природные материалы для композиций?
  34. Правда ли, что Вы вряд ли отзоветесь на объявление в газете с предложением поехать в воскресенье расчищать лес от мусора?
  35. * Бамбук – это трава?
  36. Вы согласны, что серьезный человек не станет просто так бродить по лесу? (да, не станет; нет, станет)
  37. Как часто Вы используете свое время для поиска новых знаний о природе?
  38. В своей работе Вы занимались оформлением ботанической или зоологической коллекции?
  39. На своих занятиях вы больше стремитесь показать красоту и тайны природы, чем раскрыть ее законы?
  40. * Биология – это наука об изучении всей природы?
  41. Вы сочтете чудаком человека, который находит приятным кваканье лягушек на болоте?
  42. Просматривая научно-популярные журналы, Вы в первую очередь обращаете внимание на статьи о природе?
  43. Вы согласны часами проводить время с человеком, который научил бы Вас вести наблюдения за жизнью природы?
  44. Вы участвуете по своей инициативе в работе экологических групп, движения «зеленых» и т.п.?
  45. * В пустыне можно замерзнуть, простудиться?
  46. У Вас вызывают неприязнь бродячие собаки и кошки?
  47. Вы бы поехали специально в другой город на зоологическую выставку, в ботанический сад, музей природы?
  48. Воспользуетесь ли Вы советами и услугами специалиста для оборудования живого уголка в своем клубе или классе?
  49. Вам приходилось вступать в конфликт с людьми, которые сильнее Вас или выше по своему положению, если они могли нанести ущерб природе?
  50. * Белый медведь охотится на пингвинов?

Процедура проведения

Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики интенсивности отношения к природе. Методика проводится в устной или письменной форме, испытуемые на специальном бланке отмечают свои ответы. Возможен индивидуальный и групповой ва­риант проведения.

Испытуемым раздаются бланки следующего образца.

Бланк для ответов

1 6 11 16 21 26 31 36 41 46
2 7 12 17 22 27 32 37 42 47
3 8 13 18 23 28 33 38 43 48
4 9 14 19 24 29 34 39 44 49
5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

Зачитывается инструкция. На каждый вопрос методики испы­туемый может ответить «да» или «нет (по шкале натуралистической эрудиции также и «не знаю»). Ответ «да» фиксируется на бланке знаком «+» рядом с номером вопроса, ответ «нет» – знаком «-», ответ «не знаю» – буквой «Н». Вопросы зачитываются один раз.

Обработка результатов

Результаты методики обрабатываются с помощью специального ключа. «Результативным» считается ответ испытуемого, который совпадает с ключом, и за него дается один балл. (Отметим, что ответ «не знаю» по шкале натуралистической эрудиции всегда является «нерезультативным»).

Ключ

Растения Животные Природа
1. – 6. + 11. – 16. + 21. – 26. + 31. – 36.– 41.– 46. – ПА
2. + 7. + 12. + 17. + 22. – 27. + 32. + 37. + 42. + 47. + К
3. – 8. + 13. + 18. + 23. – 28. + 33. + ’38. + 43. + 48. – П
4. + 9. – 14. – 19. + 24. + 29. + 34. – 39. + 44. + 49. + ПИ
5. – 10. – 15. – 20. + 25. – 30. – 35. + 40. – 45. + 50. – НЭ

Результат по шкале определяется как сумма баллов в данной строке. Первая строка – перцептивно-аффективная шкала (ПА), вторая – когнитивная (К), третья – практическая (П), четвер­тая – поступочно-инфлюативная (ПИ), пятая – дополнительная шкала натуралистической эрудиции (НЭ). Параметр интенсивности субъективного отношения к природе определяется как сумма бал­лов по четырем основным шкалам. Результаты по каждой шкале (от 0 до 10 баллов) переводятся в специальную девятибалльную шкалу станайнов с помощью таблицы 2.

Таблица 2. Перевод баллов по шкалам в станайны.

Исходные баллы

 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ш

к

а

л

ы

 

перц.-аффект. 1  1  1 2 3 4 5 6 7 8 9
когнитивная 1 1 2 3 4 4 5 6 7 8 9
практическая 1 1 2 3 4 5 5 6 7  8 9
пост.-инфл. 1 1 2 3 4 5 6 7 8  9 9
натур. эруд. 2 3 4 5 6 7 8 9 9 9 9

Показатель параметра интенсивности, полученный путем сум­мирования результатов по четырем основным шкалам, переводится в так называемую стандартную Т-шкалу с помощью таблицы 3.

Таблица 3. Перевод баллов интенсивности в Т-шкалу.

Баллы 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Т-баллы 10 10 17 17 21 21 27 27 30 30 34 34 37
Баллы 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
Т-баллы

 

37 40 40 43 43 46 46 49 49 52 52 55 55 58
Баллы 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
Т-баллы

 

58 62 62 65 65 68 68 71 71 75 75 77 77 83

Результаты, полученные по стандартным шкалам, являются окончательными данными исследования.

Таблица 4. Интерпретация шкалы станайнов и Т-шкалы.

Станайн, Т-баллы Характеристика результата
1, 2 / до 37 нижний
3, 4, 5, 6, 7 / 38-62 средний
8, 9 / от 63 высокий
более 68 очень высокий

Отметим, что у любого теста есть определенная ошибка изме­рения, которую необходимо учитывать при интерпретации резуль­татов. Настоящий показатель обследуемого может находиться в пределах приблизительно +/- 1 станайн (или +/- 7-8 баллов по Т-шкале) от полученного. Если сравниваются результаты двух обследуемых, то для того, чтобы сделать вывод о том, что у одного из них показатель выше, чем у другого, разница между ними должна быть, как минимум 2 станайна (или 10 Т-баллов).

Для того чтобы определить степень выраженности ситуа­тивной активности в познавательной и практической сферах, необ­ходимо суммировать количество ответов, совпадающих с ключом, в нечетных столбиках второй и третьей строки, т.е. в вопросах №№ 2, 3, 12, 13, 22, 23, 32, 33, 42, 43.

Для того чтобы определить степень выраженности надситуа­тивной активности в познавательной и практической сферах, необ­ходимо суммировать количество ответов, совпадающих с ключом, в четных столбиках второй и третьей строки, т.е. в вопросах №№ 7, 8, 17, 18, 27, 28, 37, 38, 47, 48.

Для того чтобы определить степень выраженности активности, направленной на изменение окружения (поступочно-инфлюативный компонент), связанной непосредственно с объектами природы, необходимо подсчитать количество ответов, совпадающих с ключом, в нечетных столбиках четвертой строки, т.е. в вопросах №№ 4, 14, 24, 34, 44.

Для того, чтобы определить степень выраженности активности, направленной на изменение окружения (поступочно-инфлюатив­ный компонент), связанной с людьми, взаимодействующими с при­родой, необходимо подсчитать количество ответов, совпадающих с ключом, в четных столбиках четвертой строки, т.е. в вопросах №№ 9, 19, 29, 39, 49.