Деловая игра как одна из форм проведения родительских собраний

В статье представлен опыт нетрадиционной формы проведения собраний, где родители, эмоционально сближаясь, чувствуют себя ее активными участниками.

Показателем успешности и эффективности родительского собрания является активность и заинтересованность родителей класса в его проведении. Зачастую можно услышать от родителей и учителей, что собрание сводится к монологическому выступлению классного руководителя. Они проводятся в скучной неинтересной форме. У родителей нет возможности высказать свои предложения по данной теме собрания. Поэтому, во время планирования и разработки собрания классный руководитель должен продумать, в какой форме он его проведёт. Ведь по проблемам, которые будут обсуждаться, должно быть принято коллективное решение.

Всё чаще классные руководители прибегают к нетрадиционным формам проведения собраний – организационно-деятельностной игре. Именно во время проведения такой деловой игры родители чувствуют себя активными участниками собрания, они эмоционально сближаются и приходят в ходе групповых обсуждений к решениям проблем в воспитании детей.

 

Организация деловой игры

Деловая игра начинается со вступительной части. В этой части собрания член родительского комитета или классный руководитель сообщает цели, задачи собрания и подчёркивает актуальность обсуждаемых вопросов. Это сообщение должно быть непродолжительным, но одновременно должно содержать достаточную информацию для формирования у родителей отчётливого представления о целевых установках собрания. Важно, чтобы в первые минуты собрания родители уже были мобилизованы, заинтересованы и готовы к активному участию в нём. (Важную роль в этом играет актуальность выбранной темы собрания. Хорошо, если в планировании собраний на учебный год будут участвовать родители.) Одно из собраний в 5 классе было посвящено проблемам развития личности подростка. Мной были выдвинуты следующие задачи:

  1. Выявить в ходе игры представления родителей о проблемах, путях, формах и способах содействия развитию личности подростка;
  2. способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями пятиклассников и педагогами школы.

Были разъяснены цели и правила игры. Родители разделились на группы «Дети», «Администрация школы», «Родители» и «Учителя» и выполняли в течение игры каждый свою выбранную роль. В ходе разминки этим 4 группам необходимо было согласно своей роли продолжить начало предложения: «Пятиклассник – это…» (продолжительность 5 минут). Затем представитель каждой группы выступил, сообщив свои мысли.

Основная часть деловой игры связана с реализацией главных идей замысла организаторов собрания. Именно в данный период излагается наиболее важная информация, происходит активное её обсуждение в группах, осуществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы. На этом этапе собрания необходимо сделать всё для того, чтобы на собрании царила атмосфера заинтересованности, доброжелательности, доверия, чтобы происходило обогащение теоретического и практического арсенала родителей, чтобы не допускалось публичное обсуждение родителей, даже в виде мелких упрёков, за неудачи их детей в учёбе или нарушение ими правил поведения учащихся. (Внимание на это стоит уделять во время индивидуальной беседы с родителями).

На 1 этапе деловой игры я предложила группам определить, согласно их ролям, проблемы, осложняющие процесс развития пятиклассника в период адаптации (продолжительность 15 минут).

«Дети» утверждали, что проблемами в их развитии являются: усталость от большого объёма информации в школе, короткие перемены, шум.

«Учителя» видели проблемы в отрицательном влиянии семьи на детей, в отсутствии начального образования у некоторых детей, в недостаточной помощи родителей в УВП и в особенностях характеров детей.

«Администрация» видела проблемы развития личности ученика в: конфликтных родителях, в слабом здоровье школьников, в некомпетентности учителей школы, в недостаточной подготовленности детей в начальном звене.

«Родители» утверждали, что проблема развития личности в нежелании детей учиться, в утомляемости детей и их неорганизованности.

На 2 этапе группам предлагалось из выявленных проблем выделить самую главную и наметить пути её решения, согласно своей роли (продолжительность 15 минут).

«Дети» решили, что это усталость и шум. Они предложили в течение дня проводить динамические паузы, прогулки, спортивные часы, походы и т.д. А «шумовиков» — детей, создающих обилие шума, назначить ответственными за тишину.

«Учителя» решили, что это сложности в характерах детей, и предложили применять индивидуальный подход к детям, тесно сотрудничать с родителями, подключать к работе с детьми школьного психолога, использовать интерактивные игры для сближения детей.

«Администрация» увидела главную проблему в конфликтности родителей. Эта группа предложила сотрудничать с родителями в форме бесед, собраний, индивидуальных встреч с психологом, завучем, классным руководителем, посещение трудных семей на дому.

«Родители» нашли, что главная проблема в утомляемости детей, и наметили пути её решения: помощь психолога, педагогов школы (индивидуальный подход к детям), укрепление здоровья детей.

Представители каждой группы предлагали свои способы решения этих проблем, а остальным участникам представлялась возможность внести коррективы либо согласиться с мнением группы.

 

Итоги родительского собрания

В подведении итогов родительского собрания необходимо сделать выводы и сформулировать необходимые решения. Важно выяснить и отношение родителей к проведённому собранию. Разумно заранее подготовить опросные листы для оценок и пожеланий родителей; всё это впоследствии станет предметом размышлений для классного руководителя. Информация об итогах собрания-деловой игры должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов. Рефлексия родительского собрания родителями является хорошей традицией совместного проведённого мероприятия. Родители оценивают его значимость, актуальность, полезность. Она может проходить в различной форме: высказывания родителей, коллаж, интервью и т.д.

Решение данного родительского собрания было составлено из путей решения главных проблем в развитии личности пятиклассника. После принятия решения собрания, родителям была предоставлена возможность продолжить высказывание на отдельных листочках в виде самооценки: «Работая в группе, я понял…».

Вот некоторые из них:

  • …, что у детей много проблем, и им необходимо уделять больше внимания;
  • …, как нужно решать эти проблемы;
  • …, что несмотря на различия детей проблемы у родителей общие и решать их надо сообща;
  • …, что в споре рождается истина и можно в споре найти пути решения проблем наших детей;
  • …, что мой ребёнок попал в хорошую школу;
  • …, как чувствует себя ребёнок в классе;
  • …, что у нас одни проблемы, и мы понимаем друг друга;
  • …, что те проблемы, которые я не видела, существуют у других;
  • …, что все проблемы решаемы;
  • …, что учителя, родители, администрация пытаются решать проблемы детей и сделать их обучение в школе комфортным.

Затем родителям было предложено заполнить «дерево успеха» в виде яблони. Каждому родителю было выдано три жетона разного цвета в виде яблок.

Красное – считаю, что наш ребёнок учится в школе, в классе, которые соответствуют моим притязаниям. Я спокоен за моего ребёнка.

Жёлтое – у меня существуют некоторые сомнения, которые бы хотелось решить индивидуально с администрацией школы.

Зелёное – жалею о сделанном выборе школы и класса, т.к. проблемы ребёнка останутся нерешёнными.

После проведения деловой игры классный руководитель учитывает оценочные суждения родителей и определяет наиболее важные из них для дальнейшего построения работы в классе.

Тщательно подготовленное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании пап и мам, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребёнку стать счастливым. А также на такие собрания родители будут приходить с удовольствием, зная, что его мнение будет выслушано коллективом и учтено. Родитель чувствует свою нужность на таком собрании и стремится его не пропускать (хотя и здесь есть свои нюансы: количество времени, затраченного на собрание – 1ч, частота проведения собраний не утомляет родителей – 4-6 раз в год). Традиция проведения деловых игр на собрании приживётся лишь в таком коллективе, где в них заинтересованы взрослые. Заинтересованными они станут тогда, когда увидят заинтересованность самого педагога.

Источник