Что изменилось с переходом на дистант
Яндекс.Учебник провел всероссийское исследование о том, что изменилось в учебном процессе с переходом на дистанционное обучение
Фото — администрация Курской области ©
В связи с пандемией коронавируса дети всей страны стали учиться дистанционно. При переходе на новый формат обучения было много проблем, особенно технических. Но что сложнее всего было перенести в онлайн-формат в методическом плане? Яндекс.Учебник провел всероссийское исследование.
97% опрошенных в рамках исследования учителей так или иначе используют онлайн-инструменты в своей работе. Они прибегают к использованию видеосвязи и готовых видеоуроков, выдают задания на платформах с автоматической проверкой заданий. Кроме того, педагоги в рамках дистанционного обучения посылают ученикам PDF-файлы с тестами и заданиями. Интересно, что к отправке таких материалов чаще прибегают педагоги из сельской местности. А вот видеоуроки чаще всего проводят педагоги из городов-миллионников: этой возможностью пользуется 76% опрошенных, тогда как сельские учителя прибегают к видеоконференциям со своими учениками только в 46% случаев.
Оказалось, что перед дистанционным обучением все равны: одинаково непросто оказалось и молодым педагогам, и учителям с опытом. Также исследование не выявило корреляции между проблемами на дистанционном обучении и преподаваемым предметом.
Нагрузка на учителей в целом возросла — это заметили 87,9% опрошенных. При этом заданий ученикам выдается столько же или даже меньше. Что же изменилось? 86% учителей начальных классов и 70% учителей средней и старшей школы рассказали, что значительно возросло количество контактов с родителями. И, конечно, свою роль сыграло отсутствие практики работы с учениками в дистанционном формате.
Изменилась и степень достижения основных целей школьного обучения: изучения нового материала, его отработки, повторения и обобщения, а также диагностики и контроля. Количество работы, связанное с диагностикой, существенным образом снизилось — то есть, в дистанционном режиме оказалось сложнее всего организовать проверку знаний. Наибольшим образом пострадала диагностика в младшей школе: об этом рассказала половина опрошенных учителей. Это связано с тем, что нагрузка и на родителей, и на педагогов в младших классах выше, и организовать контрольные мероприятия на дистанте оказалось непросто для многих учителей. В средней и старшей школе 42% опрошенных учителей отметили, что стало меньше уроков на повторение и обобщение, у 43% снизилась отработка материала.
Новый материал учителя чаще всего дают детям через собственные видеоуроки. Исследование выявило связь: чем чаще учитель выходит на видеосвязь со своими учениками, тем меньше падает объем нового материала, который он дает ученикам. Но к этому формату регулярно прибегает только 32% опрошенных учителей — чаще всего это жители крупных городов.
В качестве альтернативы для любой из образовательных целей можно использовать платформы с автоматической проверкой заданий. Их преимущество в том, что и ученик, и учитель мгновенно получают обратную связь, первый — по заданию, которое только что выполнил (и, кстати, может попробовать еще раз), а второй — по степени усвоения того или иного учебного материала детьми из класса. 88% опрошенных учителей обратились к таким платформам с начала режима дистанционного обучения.
В исследовании приняло участие 5063 педагога со средним стажем работы 21 год. Опрос был проведен при помощи онлайн-анкет (3306 человек) и телефонных интервью (1757 человек).
Фото — администрация Красноярска ©