Рыбаков Фонд подвел итоги конкурса имени Л.С. Выготского

Конкурс выявляет и поддерживает ярких, творческих педагогов дошкольного образования, их лучшие идеи и практики

17 апреля объявлены результаты четвертого Всероссийского конкурса имени Л.С. Выготского. Это единственный в России конкурс, нацеленный на поиск и поддержку творческих специалистов дошкольного образования, ориентированного на ребенка. Он открыт для педагогов дошкольного образования и студентов, обучающихся по направлениям «педагогические науки» и «гуманитарные науки». 266 победителей конкурса получат денежные призы и новые возможности профессионального развития от организатора конкурса – Рыбаков Фонда.

Конкурс продолжает набирать популярность: было принято 5358 заявок из 84 регионов России: от педагогов – 5090, от студентов – 268. Для сравнения, в прошлом году было принято 4713 заявок, и тогда этот показатель вырос почти вдвое по отношению к предыдущему году.

Каждую заявку оценили минимум двое экспертов. Всего 162 специалиста из 43 регионов провели 11 237 экспертиз. Они сформировали рейтинговые списки, затем Экспертный Совет конкурса оценил заявки, вошедшие в рейтинг, и утвердил список победителей.

Победителями четвертого конкурса имени Л.С. Выготского стали 193 педагога и 73 студента. Педагоги получат по 50 тысяч рублей, студенты – по 20 тысяч рублей. Кроме того, лучших участников ждут новые возможности профессионального роста.

80 педагогов и 20 студентов приедут в Москву на Летнюю школу – это интенсивная программа развития, позволяющая участникам вместе с ведущими экспертами и практиками дошкольного образования улучшить свои компетенции и стать частью развивающего профессионального сообщества.

20 педагогов впервые пригласят на Лидерскую школу, где они смогут усилить свои организаторские качества, чтобы развивать сообщество профессионалов в своем селе, городе, регионе.

6 победителей будут участвовать в образовательных турах на площадках детских садов, где смогут увидеть на практике дошкольное образование, ориентированное на ребенка, в сопровождении ведущего эксперта-куратора практики.

Лучших педагогов также ждут семинары по программам «ПРОдетей» и «Независимая оценка качества дошкольного образования» – это проекты инициативы Рыбаков Фонда «Университет детства» в области дошкольного образования.

Все представленные возможности повышения компетенций разработаны инициативой Рыбаков Фонда «Университет детства». Каждый участник конкурса сам выбирал дополнительную возможность, заполняя заявку, и снимал мотивирующий ролик, о том, почему ему важно получить именно эту возможность. После экспертной оценки, на основании сформированного рейтинга и с учетом количества мест на конкретную дополнительную возможность были выбраны победители, которые смогут ей воспользоваться.

Кроме того, 20 педагогов победили в народном онлайн-голосовании. Помимо описания проекта, для заявки педагоги записывали и выкладывали на Youtube двухминутные видеоролики о себе и своей педагогической практике. Во время онлайн-голосования каждый желающий мог зарегистрироваться на сайте конкурса и проголосовать за три лучших ролика. В итоге ролики конкурсантов набрали 1,7 млн просмотров, свои голоса отдали 37 138 человек. Хотя баллы онлайн-голосования не влияют на результирующую оценку в конкурсе, победители голосования получат образовательные призы.

Цель конкурса – создать среду для обмена опытом и сильное сообщество специалистов дошкольного образования. Поясняет Екатерина Рыбакова, президент Рыбаков Фонда: «Педагог повторяет модели поведения, устоявшиеся 30-40 лет назад, потому что у него нет права на ошибку, когда он один. Но попадая в сообщество педагогов-новаторов, он получает поддержку и защиту мощной среды. Рыбаков Фонд видит задачу в том, чтобы создавать такую среду взаимной поддержки для педагогов. Мне кажется, это самое важное: дать педагогам безопасную среду и показать новые перспективы. Победители конкурса имени Выготского – не один, не три, а сто человек – приезжают в Москву на интенсивную программу – Летнюю школу. Они сами организуют региональные школы для коллег, делятся опытом участия в программе дошкольного образования “ПРОдетей”. Становятся трансляторами своих практик, тренерами, наставниками для других педагогов, экспертами на платформе “Детский сад – для детей”. Так мы создаем среду развития и поддержки для лидеров изменений в образовании. Наше сообщество охватывает всю страну и с каждым годом растет».

Регионы-лидеры по числу заявок: Нижегородская область – 333, Республика Башкортостан – 317, Московская область – 236, Красноярский край – 231, Краснодарский край – 231, Свердловская область – 212, Кемеровская область – 292, Москва – 170, Ростовская область – 166, Чувашская республика – 149.

Больше всего заявок пришло от воспитателей, но о своих методиках рассказывали и педагоги-психологи, логопеды, музыкальные руководители, инструкторы по физическому развитию, педагоги допобразования, учителя-дефектологи.

Самые популярные темы – развитие познавательных, языковых, творческих, коммуникативных способностей детей, навыков саморегуляции и самостоятельности. Участники также делились опытом, как консолидировать усилия сада, района, родителей, социальных партнеров ради гармоничного развития ребенка, как включить ребенка в разнообразные сообщества – поликультурные, разновозрастные, с участием детей с ОВЗ и т.д., как организовать игровую среду для детей за пределами сада – в открытой городской среде.

 

Говорят победители

Разные регионы и разные люди объединяются под именем Льва Выготского и сообщества «Университет Детства», при поддержке которого проходит конкурс. Но главная их общность и особенность – это любовь к детям, к своей профессии. Их желание и стремление изменить мир, начав с себя!

Студентка Ксения Канаева из города Углич рассказывает, что если бы не вера ее научного руководителя Ольги Кузнецовой, что она справится, то она бы не стала участвовать в конкурсе: «Ольга Сергеевна заметила этот проект и предложила мне попробовать свои силы. Я сначала не соглашалась, но она меня убедила, что даже если не выиграю, то получу большой опыт. И я выбрала участие. Желаю всем студентам встретить на своем пути таких научных руководителей, как Ольга Сергеевна», — говорит Ксения.

Ксения успешно решила предложенный педагогический кейс, написала эссе на тему «Детский сад в котором я хочу работать», а также подготовила презентационный ролик, в сумме набрав 86 баллов.

Савина Светлана, воспитатель из Москвы, говоря о конкурсе, отмечает, что подача заявления на участия не составила труда: «Заявка, текстовое приложение и видео отражают только практический опыт и не требуют «подстройки» под такие всегда обязательные пункты в разных профессиональных конкурсах, где надо соответствовать той или иной номинации».

В конкурсной работе Светланы «Житель группы» присутствует прием моделирования. В жизни группы появился Чебурашка, который «оживает» в руках педагога и разговаривает с детьми. Вместе с ним дети играют, лепят и рисуют. Дети, озвучивая игрушку, «оживляя» ее, учатся выстраивать коммуникации с окружающими их сверстниками и взрослыми.

«В течении года, каждые выходные дни наш Чебурашка отправляется в гости к своим друзьям и знакомится с их семьями и семейными традициями. Таким образом, житель нашей группы — Чебурашка становится носителем игрового, коммуникативного взаимодействия между детьми и их родителями. Используя такую «гостевую» форму работы с семьями воспитанников, когда игрушка-Чебурашка выступает коммуникативно-объединяющим символом, я стремлюсь выстраивать партнерские, доверительные, творческие отношения с семьями. В группе, на утреннем круге, дети делятся со мной и ребятами о чудесно проведенных выходных вместе с любимой игрушкой», — рассказывает Светлана Савина.

Ее проект уже представлен для нового электронного сборника методического центра. Помимо этого, проведены педагогические встречи по распространению данного практического опыта: «Планируем участие вместе с детьми в современных конкурсах по компетенциям, а также вместе с родителями и детьми в проекте «совместные выходные» (Олимпиада «Парки. Музеи. Усадьбы»)», — поделилась планами педагог.

Ольга Малахова, педагог-психолог, учитель-дефектолог из п.г.т. Анны Воронежской области, которая представила проект «Психофизическое здоровье, как фактор гармоничного развития дошкольников» о внедрении здоровьесберегающих и игровых технологий в практику педагогов благодарит свою группу поддержки: «На протяжении всего времени колоссальную помощь оказывала коллега, Лидия Ивановна Шатских, инструктор по физической культуре. На работе не было ни одного человека, который не поддержал бы мой конкурсный ролик. Много помощи получено от заведующего, который информировал родителей воспитанников о моём участии. Безусловно, семья была рядом и со вниманием следила за ходом голосования, с нетерпением ждала итогов. Самым приятным было узнать результаты, которые вызвали у всей нашей дружной команды бурю самых ярких восторженных эмоций!»

Ольга планирует принять участие в Летней школе: «Посмотрела ролик про летнюю школу, сразу «загорелась», удалось почувствовать необыкновенную атмосферу. С нетерпением жду этого грандиозного мероприятия, чтобы «наполнить» свой профессиональный рюкзачок новыми идеями!»

Педагог-психолог Ольга Батулина из города Кохма Ивановской области после участия в конкурсе панирует открыть в родном городе НКО: «Это будет центр психолого-педагогического сопровождения родительства и детства, деятельность которого будет направлена на предоставление информационных, образовательных, просветительских услуг, преимущественно семьям с особыми детьми.

Уже сейчас я изучаю и апробирую тему развития эмоционального интеллекта взрослых и детей. Данное направление будет центральной отправной точкой при разработке программ тренингов, интенсивов, занятий и других видов деятельности как для детей, так и для взрослых», — рассказала Ольга Батулина.

Её проект «Музыкальная нейрогимнастика» направлен на решение таких задач как: профилактика нарушений речи; гиперактивность/излишняя медлительность; импульсивность, раздражительность, конфликтность с детьми и взрослыми; быстрое утомление, засыпание с трудом; долгий отклик и понимание обращённой речи и т.д.. В программе четыре основных блока упражнений: дыхательные, глазодвигательные, растяжки, двигательные упражнения. К занятиям привлекается музыкальный руководитель и педагог по физической культуре. Помимо этого, родители также задействованы в процессе и выполняют дома упражнения по материалам педагога.

Пожелания от победителей

Ольга Батулина: Визуализируйте свою победу, складывайте новые нейронные связи, направленные на успех и тогда, ваш мозг подскажет вам, как действовать для достижения цели!

Светлана Савина: Трудиться. Верить в себя. Любить детей.

Ольга Малахова: Обязательно участвовать в конкурсе! Шанс есть у каждого!

Всероссийский конкурс имени Л.С. Выготского является ежегодным, старт следующего конкурса будет объявлен в ноябре 2020 года.

 

Для справки

Рыбаков Фонд – частная филантропическая организация, созданная Екатериной и Игорем Рыбаковыми в 2015 году. Миссия фонда – формировать традицию развития социума своими руками. Для реализации нашей миссии мы разработали и приняли концепцию «Школа – центр социума», которая поможет менять к лучшему социально-образовательную среду в школах. Такая среда – это поле единого коллективного опыта для всех ее участников. Учителя и родители, ученики и выпускники, директора и партнеры школ – не разделяются на поставщиков и потребителей информации, знаний или услуг, а участвуют на равных в создании нового образовательного опыта. Формирование такой среды – это не только новый способ делания, но и новый способ мышления – в со-творчестве, со-действии и со-бытии. Реализуя нашу миссию, мы ставим цель – обеспечить качественное образование для всех. Это будет нашим вкладом в достижение четвертой цели устойчивого развития, провозглашенной ООН.

«Университет детства» – инициатива Рыбаков Фонда, которая объединяет и поддерживает тех, кто развивает дошкольное образование, ориентированное на ребенка.