«Ориентиры детства»: четвертый Всероссийский форум работников дошкольного образования

Конструктивный диалог представителей сферы дошкольного образования состоялся в форме педагогического интенсив-марафона 22 августа в концертном зале Крокус Сити Холл в Москве. 

Участники Форума – педагоги, специалисты органов управления образованием, преподаватели и студенты педагогических вузов и колледжей, представители системы среднего профессионального и высшего образования, общественных объединений педагогических работников системы дошкольного образования, родительской общественности.

Цель мероприятия – формирование в обществе и государстве устойчивого понимания особой специфики дошкольного периода детства и исключительной важности дошкольного образования для формирования нравственных основ личности будущих граждан России.

Форум открыл председатель Оргкомитета Форума, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по образованию и развитию детей младшего возраста, ректор Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО) главный редактор журнала «Современное дошкольное образование» Николай Веракса: «Перед нами стоит интересная задача – понять, что такое детство. Кто является его участником, автором, ответственным за это детство. Это непростые вопросы. От того, как мы ответим на них, будет зависеть не только построение системы дошкольного образования, развитие детей, но и благополучие всего общества. Наша задача – приложить максимум усилий для того, чтобы создать такие условия, чтобы наши дети стали счастливыми, творческими, сильными, смелыми, умелыми, чтобы они любили свою страну, свою семью, приняли на себя ответственность за судьбы нашей страны».

В адрес Форума поступили приветственные письма. От Министерства просвещения Российской Федерации Форум приветствовала заместитель министра просвещения РФ Татьяна Васильева: «Четвертый Всероссийский форум работников дошкольного образования «ОРИЕНТИРЫ ДЕТСТВА» – масштабное событие и дискуссионная площадка, где ведущие эксперты и педагоги могут поделиться опытом. Дошкольный возраст имеет большое значение для развития ребенка. Важно выбрать такие подходы в воспитании и обучении, которые будут способствовать успешному и гармоничному развитию ребенка. Уверена, участники форума предложат свои идеи и приобретут полезный опыт для дальнейшей деятельности. Желаю содержательных дискуссий».

Приветствие участникам Форума от лица председателя Координационного совета по поддержанию и развитию норм здорового образа жизни у российских граждан при Общественной палате Российской Федерации, президента Всероссийской федерации художественной гимнастики, доктора педагогических наук, профессора Ирины Винер передала главный научный руководитель НГУ им. П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург, заведующая кафедры теории и методики гимнастики, доктор педагогических наук, профессор, председатель Общественного совета при Министерстве спорта Российской Федерации Раиса Терехина. Она отметила важность инвестиций в развитие детей: «Главная задача – здоровье нации. Средства физической культуры – важное решение этой задачи. Президент РФ Владимир Путин дал поручение о создании центров раннего развития, и ученые НГУ им. П.Ф. Лесгафта разработали программу работы таких центров. По таким программам прошли подготовку уже почти 500 человек из разных регионов России. Первый центр будет открыт 1 сентября 2023 года в Краснодаре. Дети смогут с самого раннего возраста формировать в себе культуру здорового образа жизни. Будем работать на то, чтобы будущее страны было в надежных руках».

От имени президента РАО Ольги Васильевой педагогов приветствовал главный ученый секретарь президиума РАО, и.о. вице-президента РАО) Виктор Басюк: «Отрадно, что в Год педагога и наставника, объявленный президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, вы обращаетесь к темам поддержки специалистов дошкольного образования и повышения статуса профессии воспитателя, мотивации педагогов к личностному и профессиональному росту, постановки новых целей и ориентиров. Символично, что в этом же году мы празднуем 200-летие со дня рождения выдающегося отечественного педагога и ученого Константина Дмитриевича Ушинского и 80-летия Российской академии образования – правопреемницы Академии педагогических наук СССР. Значение дошкольного образования сегодня сложно переоценить: именно на этом этапе ребенок приобретает незаменимый социальный опыт, влияющий на его дальнейшее развитие и обучение. Наши детские сады не имеют аналогов в мире, поскольку не только обеспечивают присмотр и уход за детьми, но и реализуют образовательные и воспитательные программы, являясь начальной ступенью непрерывного процесса образования. Именно дошкольное образование оказывает значительное влияние на развитие человеческого потенциала нашего общества, формирует духовно-нравственную и гражданско-патриотическую позицию наших детей, развивает их познавательную и социальную активность, творческие способности и общую культуру».

В своем приветствии Ольга Васильева напомнила, что Президентом РФ в рамках национального проекта «Демография» поручено до конца 2023 года обеспечить стопроцентную доступность дошкольного образования. За последние пять лет построено более 1 600 детских садов на 235 тысяч мест, в них трудятся более 500 тысяч воспитателей.

В нынешнем году впервые на Форуме был представлен один из регионов РФ, и это станет доброй традицией Форума. Выбор первого фокус-региона был не случаен. Именно в этой республике глава республики уделяет личное внимание дошкольному образованию. Именно в этом регионе уже много лет успешно ведется работа по приобщению подрастающего поколения к традиционным российским ценностям и национальной культуре. Именно здесь в апреле этого года с большим успехом прошла первая конференция «Сохраняя культуру – сохраняем нацию», где в качестве гостей были приглашены делегации из республик Саха-Якутия, Бурятия, Башкортостан, Узбекистан.

Глава делегации Чеченской Республики, заместитель начальника Департамента дошкольного образования г. Грозного Бирлант Садуева зачитала приветствие участникам Форума от Главы Чеченской Республики Героя России Рамзана Кадырова: «Четвертый Всероссийский форум работников дошкольного образования «ОРИЕНТИРЫ ДЕТСТВА» окажет поддержку специалистам дошкольного образования, повысит статус воспитателя, откроет перед нами новые ориентиры. Желаю участникам Форума интересных дискуссий, инновационных идей и решений, которые будут способствовать развитию воспитания подрастающего поколения». Рамзан Кадыров отметил, что работники дошкольного образования – наставники нового поколения нашей страны, которые воспитывают в детях чувство гордости за отечество. «Наши воспитанники – это будущие творцы нашей истории. Мы должны это понимать и помнить», – подчеркнула Бирлант Садуева.

Форум «ОРИЕНТИРЫ ДЕТСТВА» состоял из трех блоков: «Государство и общество – дошкольному образованию», «Наука – дошкольному образованию», «Год педагога и наставника. Создавать ситуацию успеха». Также на Форуме работала выставка «Современное дошкольное образование» и зоны мастер-классов производителей инновационной продукции для дошкольного образования.

На панельной сессии «Государство и общество – дошкольному образованию» член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Елена Писарева сообщила, что в сентябре-октябре 2023 году планируется создать в составе Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре секции по дошкольному образованию в России.

Председатель Экспертного совета при Комитете Госдумы по науке и высшему образованию Любовь Духанина рассказала о формировании и планах по расширению профессиональных стандартов «Педагог дошкольного образования» и «Наставник». Любовь Духанина – председатель СПК в сфере образования, член Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, заместитель председателя Наблюдательного совета Российского общества «Знание», председатель Экспертного совета при Комитете Госдумы по науке и высшему образованию, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», президент фонда «Национальные ресурсы образования», председатель Ассоциации негосударственного образования.

Перед системой дошкольного образования стоит задача снизить бюрократическую нагрузку на педагогов. Об этом рассказала советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, руководитель межведомственной рабочей группы по снижению бюрократической нагрузки в системе образования Наталья Алтыникова. «Мы уже начали работать над этим в сфере школьного образования. Работой ведомства заинтересовался председатель Правительства РФ Михаил Мишустин и взял эту работу под личный контроль, – сообщила спикер. – В такой работе нуждается и высшее образование, и СПО, и дошкольное образование не меньше, чем учителя, и мы работаем над этим». В межведомственную рабочую группу по снижению документационной нагрузки в системе образования вошли руководители и преподаватели образовательных учреждений, проектные документы передаются в профильные ведомства.

«Мы проанализировали то, что заполняют воспитатели, чтобы осуществлять свою профессиональную деятельность, проведя исследование в 60 субъектах РФ. В списке 52 документа и, думаю, он не исчерпывающий. Поле для бумаготворчества очень большое, – заметила Наталья Алтыникова, подчеркнув, что ведение документации должно следовать принципу разумной достаточности. – Сейчас воспитатель заполняет массу бумаг. Но как это помогает заведующему детского сада управлять процессами или повышать качество работы? Мониторинги – хороший механизм, но он должен реально работать, и их не должно быть в таком количестве». Нужно снизить объем документации, мониторингов, количества вопросов, оптимизировать работу с документацией, устранить дублирование электронного документооборота бумажным.

Будет сформирован перечень документации, за пределами которого от воспитателей, а также представителей административного звена дошкольного образования заполнять иные документы требовать не должны. Ожидается, что до 1 ноября 2023 года внесение изменений в ФЗ 273 (об установлении полномочий Минпросвещения и Минобрнауки по установлению перечней документации и иной запрашиваемой информации), до 1 декабря 2023 года будут изданы приказов Минобрнауки, Минпросвещения, Рособрнадзора об установлении перечней документации, мониторингов, ИС. И уже с 1 марта 2024 года будут выпущены сокращенные перечни документации, мониторингов, ГИС, запросов для детских садов, школ, СПО и вузов.

Заместитель директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Наталья Костюк поделилась с участниками Форума новыми подходами государственной политики в сфере дошкольного образования, в том числе в отношении внедрения Федеральной образовательной программы дошкольного образования.

«Востребованность дошкольных образовательных организаций растет. Новая задача – обновление содержания, разработка Федеральной образовательной программы дошкольного образования», – подчеркнула Наталья Костюк. Сейчас документ уже прошел регистрацию в Минюсте и сейчас является основным документом, так же как и государственный стандарт дошкольного образования. Запланирован ряд мероприятий по реализации внедрения Программы, реализуемых с января 2023 года, разработаны методические рекомендации по реализации Программы, впервые создана рабочая группа по дошкольному образованию при Федеральном учебно-методическом объединении по общему образованию. Активное участие в работе принимают субъекты РФ.

В частности, в сентябре пройдет Всероссийский вебинар по организации и проведению мониторинга реализации Федеральной образовательной программы в образовательной практике, а в ноябре – Всероссийская конференция по обмену опытом внедрения Федеральной образовательной программы дошкольного образования в образовательную практику всех субъектов РФ. Форум «ОРИЕНТИРЫ ДЕТСТВА», как заметила Наталья Костюк, стал своеобразной подготовкой к конференции.

Также идет работа над Концепцией развития дошкольного образования до 2030 года, цель – создание условий для доступного качественного дошкольного образования, направленного на разностороннее развитие и эмоциональное благополучие детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и интересов в контексте единого образовательного пространства РФ. В рамках реализации Концепции создается система стажировочных площадок «Детский сад – маршруты развития», что поможет организовать методическое сопровождение работы организаций, реализующих программы дошкольного образования. К 2024 году планируется создать 60 таких стажировочных площадок, повысить квалификацию смогут 34 тысячи человек.

«Маршрутизация развития конкретного ребенка, воспитателя может выстраиваться различными моделями. Модель «Детский сад – маршруты развития» является уникальной и сохраняет опыт педагогических коллективов. А на сегодняшней площадке Форума мы получаем возможность обменяться мнениями и определить для себя линию развития как для педагога. Благодаря личности педагога мы видим изменения в том числе и в государственной политике», – отметила Наталья Костюк.

Организаторами Форума являются Международная педагогическая академия дошкольного образования (МПАДО), Ассоциация развития качества дошкольного образования (АРКАДО), Общественная палата РФ. Форум проведен при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, профильных комитетов Совета Федерации, Государственной Думы РФ, Общероссийского профсоюза образования, Союза женщин России, Российской академии наук, Российского общества «Знание», других государственных и общественных организаций.

 


 

Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства 4.0»: новая страница истории