Английский язык в рифмах для учащихся с ОВЗ

Приемы работы со стихотворными формами, используемые на начальном этапе уроков английского языка

Каждый учитель стремится сделать свои уроки более увлекательными, познавательными, продуктивными, не похожими друг на друга, применяя различные технологии, позволяющие ориентироваться на каждого ребенка. В настоящее время я работаю в ГБОУ «Школа № 1528» имени Героя Советского Союза И.В. Панфилова, где учатся дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). У наших детей низкий уровень познавательной активности, слабая мотивация, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Зачастую, иностранный язык вызывает у них с одной стороны интерес, а с другой – чувство страха.

Нужно понимать, что целью изучения английского языка учащимися с ОВЗ является не столько практическое владение языком, сколько их общее развитие, развитие речи, мышления, памяти, активизация их познавательной деятельности, получение знаний об окружающем мире.

Очень важно с самого начала подобрать правильные формы, методы и приемы обучения, которые будут не только помогать ученикам в учебной деятельности, но и поддерживать положительную мотивацию на протяжении всего периода обучения.

Одним из таких способов и приемов обучения детей с ОВЗ на уроках иностранного языка, в частности английского, является использование стихотворного материала в форме рифмовок. Рифмовка – это определенный порядок, система чередования рифм в небольших стихотворениях. Рифмы в них основаны на созвучии слов, их ритмических особенностях и окончаниях.

Этот эффективный прием помогает создавать доброжелательную атмосферу на уроке, снимает напряжение и усталость. Их легко запомнить, и они надолго остаются в памяти. Рифмовки применяют на разных этапах урока, в том числе при проведении физкультминуток, благодаря им урок становится ярче и интереснее. Они служат для тренировки произносительных навыков. Дети любят рифмовки, их чтение доставляет им большое удовольствие. Кроме того, выученное стихотворение вселяет в ребенка чувство уверенности в себе. А это так важно!

На своих уроках я использую такие виды рифмовок как фонетические, тематические и грамматические. Их выбор зависит от поставленной темы урока, его цели и задач и учитывает особенности и интересы детей. При соблюдении этих правил урок действительно становится не только увлекательным, но и продуктивным.

Очень эффективно использовать рифмовки для изучения английских букв и звуков и основных правил чтения на начальном этапе обучения. Например:

  • Буква «В» большая, big. Знает каждый ученик.
  • Буква «С» хитрит слегка, где-то «си», а где-то «ка». «Ка» вы в слове cat скажите, «Си» мы скажем в слове city.
  • «K» is for Kite. Kate has a kite. It is little, and it is white.
  • «S» is for street. This is my street. There are many trees in my street.
  • «T» is for Tick and for Tock. «Tick-tock! Tick-tock! Play and walk! », says the clock.

Рифмовки необходимо сопровождать яркими однозначными картинками, которые помогут привлечь больше внимания и интереса.

Звуковой повтор в рифмовке также способствует выработке правильного произношения отдельных звуков, слов.

[w]: Why do you cry, Willy?

Why do you cry?

Why, Willy? Why, Willy?

Why, Willy? Why?

[e]: «And what is red?»

Ask little Fred.

«The flag is red»,

Says my brother Ted.

Во время разучивания постарайтесь услышать каждого ученика. Знакомя учащихся с новой рифмовкой, не забудьте использовать мимику и жесты.

Для формирования лексических навыков используют короткие, легкие для запоминания образные рифмовки. Русско-английские рифмовки, в которых основной текст звучит на русском языке и только ключевое слово, которое дети и должны запомнить, произносится на английском, значительно облегчают усвоение детьми лексического материала.

 

Рифмовки по теме «Животные»:

Черный хвост и рыжий бок,

Это же собака – dog.

Кто на дереве поет?

Это просто птичка – bird.

Громко кто ревет и смело?

Это бурый мишка – bear.

Скачет быстро и умело

На полянке зайка – hare.

 

Рифмовки по теме «Еда»:

Прежде чем гулять пойти,

Выпьем чай горячий – tea.

Чай готов, уже налит.

Пьем его с конфетой – sweet.

Из картофеля и круп

Мы с сестренкой варим – soup.

Только мама говорит,

Не хватает мяса – meat.

С хлебом суп едим в обед,

Хлеб мы называем – bread.

 

Тематические рифмовки помогают расширить и закрепить словарный запас, например, по темам «Времена года» и «Цвета»:

Spring is green,

Summer is bright,

Autumn is yellow,

Winter is white.

 

Следующая рифмовка помогает запомнить не только названия частей тела, но и повторить числительные:

Ten little fingers,

Ten little toes,

Two little ears

And one little nose,

Two little eyes

That shine so bright,

One little mouth

To kiss Mummy «Good night!»

Грамматический материал представляет наибольшие трудности для учащихся. Грамматические рифмовки являются той самой палочкой-выручалочкой, которая способствует лучшему запоминанию и дальнейшему употреблению грамматических клише в речи. Работу над грамматическими рифмовками ведут в три этапа. Сначала дети проговаривают грамматическую структуру с опорой на готовую модель. Далее речевая деятельность выполняется без опоры на модель. В результате ученик сможет употребить грамматическую структуру в ситуации.

 

Эта рифмовка способствует отработке употребления оборотов There is/There are, предлогов места и лексики по теме «Животные»:

There is a mouse in the house.

There is a cat in the flat.

There is a fox in the box.

There is a bee in the tree.

Is there a mouse in the house?

Is there a cat in the flat?

Is there a fox in the box?

Is there a bee in the tree?

 

Модальный глагол must может быть представлен так:

I must read.

I must write.

I must learn.

I mustn’t fight.

 

Стихотворение для запоминания личных местоимений:

Я, ты, он, она,

Вместе – дружная семья!

«Я» в английском буду I,

Поскорей запоминай!

«Ты» в английском будешь you,

Держишь руку ты мою!

«Он» в английском будет he,

Классно пишет он стихи.

А «она» в английском – she,

Ее любят малыши.

А предмет мы обозначим

Слово it, к примеру – мячик.

«Мы» в английском – слово we,

Мы в мечтах все короли!
А «они» в английском they,

Вот и все! Учи скорей!

 

Запомнить спряжение глагола «to be» in the Present Simple Tense поможет следующий материал:

Если кто-то есть какой-то,

Не забудь поставить is:

Петя рослый – Pete is tall.

Ящик мал – The box is small.

То же самое про многих

Говорят, со словом are:

Дети рады – Kids are glad.

Мыши плохи – Mice are bad.

Если хочешь сам себя ты

Похвалить иль поругать:

I am good. I am bad.

I am happy. I am sad.

 

Так как внимание наших детей неустойчиво, целесообразно в ходе урока добавить виды работ, снижающие утомляемость. Например, рифмовки-физкультминутки, которые переключают внимание детей, снимают напряжение, вызывают положительные эмоции:

Red, red, touch your head,

Black, black, touch your back,

Blue, blue, touch your shoe.

Green, green, touch your chin.

Brown, brown, touch the ground.

В настоящее время существует огромное количество рифмовок, которые можно найти на различных образовательных платформах в интернет-пространстве. Также их можно придумать самостоятельно или предложить ученику сочинить собственную по аналогии, исходя из его возможностей.

В заключение хотелось бы отметить, что использование рифмовок помогает не только обучать, но и развивать память, внимание, мышление и воображение. На уроке создается психологически благоприятный климат и комфортная атмосфера. Приемы работы со стихотворными текстами в сочетании с другими приемами делают урок интересным и запоминающимся, любой материал на их основе запоминается легче и быстрее. Они вносят легкость и эффект новизны в ход урока и поддерживают у детей мотивацию в изучении английского языка.

Елена Ергакова, учитель английского языка, Школа № 1528, Москва