«Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа»

Урок русского языка в 4 классе

Юршина Алла Александровна, учитель МБОУ «Уютненская средняя школа-гимназия», Республика Крым

 

Цель: учить распознавать имена прилагательные множественного числа в дательном и творительном падежах, правильно писать окончания таких прилагательных.

 

Ход урока:

I. Организация класса

Девиз: Отвечаем — правильно!

Работаем — дружно!

Пишем — красиво!

II. Минутка чистописания

Ответьте на мои вопросы и запишите только первую букву каждого ответа (буквы строчные, не соединяются)

1) Изменяемая часть слова.

2) Часть речи, с помощью которой можно сосчитать предметы.

3) Главная, неизменяемая часть слова.

4) Гласная буква, которая пишется в слоге жи.

— Прочитайте получившееся слово. Какие орфограммы? Чем интересно слово?

А теперь запишем ещё соединения по образцу на доске (рисунок)

III. Актуализация знаний

Прочитайте про себя слова: большие, грустные, медленные, предъюбилейные, вьюжные, узкие, электростанция.

— А сейчас запишите слово с непроизносимой согласной в корне слова.

— С разделительным мягким знаком.

— С удвоенной согласной.

— С безударной гласной в корне.

— С разделительным твёрдым знаком.

— Сложное слово с соединительной гласной.

Проверим: грустные, вьюжные, медленные, большие, узкие, предъюбилейные, электростанция.

— Какое слово лишнее?

IV. Определение темы

— Как вы думаете, с какой частью речи мы продолжим работу?

— А в каком числе стоят прилагательные?

Теперь проведём блиц-турнир. Соберём все наши знания об имени прилагательном. Записывать надо номера только правильных высказываний.

1) Имя прилагательное обозначает предмет.

2) Имя прилагательное обозначает признак предмета.

3) Имя прилагательное отвечает на вопрос Где?

4) Начальная форма имени прилагательного — это мужской род, единственное число, именительный падеж.

5) Прилагательные мужского и среднего рода единственного числа в родительном падеже имеют окончания -ого, -его.

6) Имена прилагательные не склоняются.

7) Имена прилагательные согласуются с именами существительными в числе, роде, падеже.

8) Имена прилагательные во множественном числе рода не имеют.

Проверим: 2, 4, 5, 7.

— Что записано на доске?

-Допишите окончания и определите падеж: По деревенским улицам, с белыми облаками, с блестящими глазами, сочными яблоками, по узким тропам, к родным друзьям.

Итак, ТЕМА УРОКА:

Определите цели урока, используя опорные слова…

— Мы познакомимся………

— Мы узнаем…………

— Мы будем уметь…………..

— А для этого мы будем……………

Сейчас просклоняйте словосочетания на карточках, которые перед вами.

I вариантновые очки, II вариантмаленькие хвостики.

 

Падеж Словосочетания Падежи и вопросы Склонение имен прилагательных Окончание
И.п.        
Р.п        
Д.п.        
В.п.        
Т.п.        
П.п.        

А теперь помогите составить схемы:

  • Д .п. Т.п.
  • К каким? Какими?
  • -ым, -им -ыми, -ими

V. Закрепление

Запись предложений: Над безлюдными осенними равнинами летят журавли. Летят они к далёким тёплым берегам.

Тест 7. Задание: соедините буквы со словосочетанием в Д.и Т.падежах. У вас получится слово. Работаем в паре.

ТЕСТ

А у лесных домов
М пушистыми снегами
К о весёлых зверятах
Б добрые глаза
О тёплыми платками
В без тёплых перчаток
Л по лесным тропкам
С про разноцветные снежинки
О новогодними костюмами
Ч добрые дела
Д к дорогим друзьям
Ж о морозных вечерах
Г страшных сказок
Е яркими лучами
З в глухих лесах
Ц нежными руками

VI. Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал……..

Научился………

Смог…………

Могу похвалить себя и своих одноклассников за………

VII. Итог урока