Русский язык и литература в школе: как объяснять сложные темы просто

Делимся примерами и методикой CRAFT, которые помогут увлекательно разобрать сложные правила русского языка и проблемные вопросы на уроках литературы.

Мы попросили учителей русского языка и литературы поделиться, какие темы вызывают сложности у учеников. И вместе со школой креативного мышления ИКРА придумали, как вызвать интерес у школьников нестандартным подходом.

О методике

CRAFT (Creative Algorithms, Frames & Tools) — это сертифицированная в России методология. Ее автор — основатель Школы инноваций и креативного мышления ИКРА Василий Лебедев. Она помогает придумывать идеи и превращать их в конкретные и полезные решения. А преподавателям объясняет, как заинтересовать ребенка своим предметом. Например, в Павловской гимназии превратили стандартную профориентацию школьников в питчинг проектов топ-менеджменту Сбера.

В основе методики лежит понятие «фрейм». Это типовая ситуация, которая сразу приходит на ум, когда мы слышим какое-то понятие. Фрейм состоит из контекста, ролей и отношений между ролями.

Например, фрейм «урок географии». Контекст: класс, карта, указка, учебник, атлас. Роли: учитель и ученики. Отношения между ними: педагог объясняет, дети за ним записывают.

Чтобы придумывать новые идеи, CRAFT предлагает соединять два фрейма. Например, урок географии и зомби-апокалипсис: дети не просто изучают разные континенты, а оценивают, насколько они пригодны, чтобы выжить.

Методология состоит из шести шагов:

  • Джунгли исследований. Собираем информацию о текущем фрейме — проблемной ситуации. Определяем роли, выясняем их мотивы, трудности, ценности. Например, проблемный вопрос: почему детям скучно на уроках географии?
  • Поляна задач. Конкретизируем проблему и переформулируем ее в задачу. Проблема: ученики не понимают, зачем им знания по географии, как пригодятся на практике. Задача: показать ученикам практическую пользу от знаний по географии.
  • Гора идей. Придумываем для задачи новый фрейм. Например, ситуацию, в которой знания по географии жизненно необходимы, — зомби-апокалипсис.
  • Гора действий и предметов. Ищем способ воплотить новый фрейм в реальности. В нашем примере — придумываем задания для урока.
  • Пещера сокровищ. Оцениваем ресурсы, ищем, как монетизировать проект, строим бизнес-модель.
  • В контексте школьного урока это планирование занятия, подготовка дополнительных материалов. Например, вспомним мобильную игру «Зомби против растений». Попробуем урок географии провести в ее стиле. Для этого привносим элемент физкультуры — поиграем на улице в вышибалы по мотивам популярной игры. Только мяч будет с вопросом по географической теме. В кого попадет, тот и отвечает.
  • Поля внедрения. Тестируем идею, смотрим на динамику урока и впечатления, собираем обратную связь от учеников и устраняем недостатки. Можно идти непоследовательно и перескакивать некоторые шаги. Например, придумывать, как объяснять трудные темы в старших классах.

Проблемные вопросы на уроках литературы и русского языка, мы будем в три этапа.

 

Проблема 1: дети не могут понять и запомнить правописание Н и НН

Шаг первый: Поляна задач.

Конкретизируем проблему. Уточним причину, место, контекст, действие. Возьмем сложные темы за 5-7 класс. Например: ученики седьмого класса не могут запомнить тему «Правописание Н и НН в причастиях».

Переформулируем проблему в задачу: «Как сделать так, чтобы…». Например, «Как сделать так, чтобы ученики 7 класса запомнили тему „Правописание Н и НН в причастиях “раз и навсегда?».

Шаг второй: Гора идей

Маскируем задачу, чтобы найти решение вне ее контекста. Забываем про сложные случаи в трусском языке и:

  • заменяем участников фрейма на «кого-то» или «что-то»;
  • ищем более абстрактный образ или аналогию для действия: не «запомнили тему…», а «освоили что-то»;
  • переформулируем вопрос по шаблону «где и когда поставленная задача решена/решается».

Получаем: «Как сделать так, чтобы кто-то овладел чем-то раз и навсегда?».

Теперь подбираем для этой задачи фрейм, в котором будем ее решать. Ситуацию, внутри которой есть обстоятельства (контекст), участники (роли) и взаимодействие между ними (форма отношений). Например: студент приходит устраиваться на должность официанта. Он должен выучить меню раз и навсегда.

Шаг третий: Гора действий и предметов.

Придумываем концепцию урока внутри выбранного фрейма. Сочиняем историю, которая трудные вопросы русского языка превратит в игру. Проектируем сценарий занятия, задания и т. д.

Концепция: известный шеф-повар открывает новый ресторан и набирает персонал. Ученики — соискатели на должность официанта, учитель — шеф-повар.

Сценарий и задания: заранее сообщите детям, что на следующем уроке будет игра «трудоустройство в ресторан». Дайте задание составить для собеседования небольшой письменный рассказ о себе, используя причастия с одной буквой Н. Разберите его на уроке. После ученики обмениваются своими резюме, ищут в тексте одноклассника страдательные причастия и выписывают отглагольные прилагательные.

Для урока на сложные темы в русском языке подготовьте раздаточный материал: «меню», где есть блюда, в названии которых есть одна и две буквы Н. С ним можно работать в нескольких форматах:

  • Коллективно. Дети по очереди выходят к доске, вставляют буквы на месте пропусков и объясняют свой выбор.
  • Индивидуально — раздать карточки с меню, чтобы ученики исправили ошибки в нем.

Чтобы закрепить материал, предложите дома составить сезонное предложение с необычными названиями блюд — «Срезанные цветы», «Туманное утро» — и способами приготовления: испеченные, бланшированные, тушенные.

Система оценки: Обсудите, что устроиться официантом можно на несколько уровней — младший, средний и старший.

  • Младшему достаточно знать правило, слова-исключения и сдать домашнее задание.
  • Среднему потребуется решить дополнительные задания.
  • Ученикам, которые хотят стать старшими официантами, нужно помочь учителю проверить задания своих одноклассников.

Количество заданий определяет учитель. А форму мотивации можно заменить на жетоны. Чем больше их у ученика, тем выше оценка.

 

Проблема 2: дети боятся объемных книг, читают краткое содержание

Шаг первый: Поляна задач

Конкретизируем проблему: ученики 10 класса читают «Войну и мир» Л.Н. Толстого только в кратком содержании, потому что объемом книги их пугают с пятого класса.

Важно: заставить их прочитать полностью «Войну и мир», а затем проверить качество усвоенной информации — не получится. Пробуем хотя бы заинтересовать и глубже погрузить в контекст.

Формулируем задачу: Как сделать так, чтобы ученики 10 класса заинтересовались и прочитали «Войну и мир» Л.Н. Толстого, несмотря на объемное содержание?

Шаг второй: Гора идей

Маскируем задачу: как сделать так, чтобы кто-то захотел что-то изучить, несмотря на объемное содержание.

Подбираем фрейм. Например, детективное бюро. Сыщик, который раскрывает большое дело, должен постоянно находить и изучать что-то новое.

Шаг третий: Гора действий и предметов 

Концепция: сыщику дают задание разобраться с противоречиями в романе «Война и мир»

Сценарий и задания: делим класс на команды по пять человек, у каждой — свое детективное бюро. Задания для них разделяем на несколько направлений:

  • семейные дела: команды рассматривают семьи Ростовых и Болконских, сравнивают ситуации с современными семьями;
  • нравственные вопросы: рассматривают взгляды Л.Н. Толстого, озвученные женскими и мужскими персонажами романа;
  • историческая линия: исследуют события 1805, 1807, 1812, 1825, 1856 гг.; сопоставляют образы героев и т. д.

Формулируйте вопросы уроков так, чтобы было интересно искать правду. Например: «Верно ли, что Толстой, описывая исторические события, допустил фактические ошибки?». Предложите детям использовать разные методы: интервью с учителем истории, поход в исторический музей, библиотеку. Лучшее детективное бюро наградят призом зрительских симпатий: удвоенная отметкой или дополнительными баллами к рейтингу учеников, если такой есть.

В течение всего цикла уроков ученики ведут дела в папках. Собирают фотографии, карты местностей, вырезки из мемуаров и газет, слова критиков о произведении. Строят гипотезы и описывают их в заметках. Все это поможет углубиться в роман-эпопею. Учитель иногда может подкидывать «улики», которые заинтересуют школьников: обрывки текста с замазанными словами, оборванные фотоснимки людей, обожженные письма.

Система оценки: последний урок проведите в формате выставки. Разделите класс на зоны и предложите командам их оформить: прикрепить на пробковую доску фотоматериалы из их исследования, выложить на стол важные документы и папки с делами. Пусть представитель команды расскажет о работе: что удалось расследовать, к каким выводам они пришли. Одноклассники задают вопросы, за ответы команда получает дополнительные баллы.

Учитель оценивает презентацию команд по следующим параметрам:

  • глубина исследования: какие материалы использовали, выводы сделали, качество аргументации;
  • точность изложения;
  • сплоченность команды;
  • креативный подход к оформлению зоны;
  • ответы на вопросы.

За 15 часов, которые в программе 10 класса отводят на «Войну и мир», команды погрузятся в исторический контекст, ответят на нравственно-философские вопросы, разберутся в главных связях между действующими героями. Фрейм держит внимание на пике и добавляет соревновательный момент, то, чего не хватает в школьных программах по литературе.

 

Проблема 3: подростки не понимают серьезные литературные произведения

Шаг первый: Поляна задач

Конкретизируем проблему: одиннадцатиклассники не понимают исторический контекст и реальность происходящего в «Архипелаге ГУЛАГ» А.И. Солженицына.

Формулируем задачу: «Как сделать так, чтобы одиннадцатиклассники поняли исторический контекст и реальность происходящего в „Архипелаге ГУЛАГ“ А.И. Солженицына?».

Шаг второй: Гора идей

Маскируем задачу: «Как сделать так, чтобы кто-то погрузился во что-то и смог сделать выводы?».

Подбираем фрейм. Например, репортаж журналиста с места событий. Молодого репортера отправляют на задание в место, название которого не раскрывают. Задача — исследовать социум и собрать нужную информацию, чтобы выполнить задание главного редактора.

Шаг третий: Гора действий и предметов 

Концепция и задание: группе журналистов предстоит изучить реалии лагерной жизни, провести исследование и составить аналитическую статью.

Сценарий и задания: ученики работают в группах по 3-4 человека. Каждая получает отдельную тему для исследования. Например: «Повседневная жизнь в ГУЛАГе», «Система лагерей», «Политические репрессии и их жертвы». Участники групп разделяют задачи между собой: поиск фотографий, сбор текстовых источников, анализ информации.

Учитель готовит выдержки из книги с описанием мест событий, рассказами и письмами заключенных. Какая-то информация «засекречена»: чтобы ее найти, нужно обратиться к библиотекарю. У него будут заготовленные дела героев повествования. Разрешите ученикам использовать исторические архивы в интернете: газеты, библиотечные базы данных, сайты музеев.

Пример задания: найдите фотографии лагерей, портреты политических заключенных, карты расположения лагерей, а также пропагандистские материалы того времени.

Попробуйте договориться с преподавателями истории и географии, чтобы дети в формате интервью задали им вопросы о сталинской эпохе.

Система оценки: на контрольном уроке дети представляют командную работу в формате презентации. В нее включают визуальные материалы (фотографии, карты), цитаты из текста и других источников, а также аргументированные выводы. На демонстрацию у каждой группы есть от 5 до 10 минут. Потом остается время на вопросы от одноклассников и учителя.

Учитель в лице главного редактора оценивает учеников по критериям:

  • глубина и обоснованность анализа;
  • оригинальность подхода;
  • качество и обоснованность презентации: четкость, логика изложения, визуальное оформление;
  • умение работать в команде и делиться результатами;
  • ответы на вопросы.

Примеры, которые мы привели, это рекомендации. Не обязательно погружать учеников в новый контекст полностью. Идеи, к которым учитель придет с помощью CRAFT, можно точечно внедрять на разных этапах урока. Например, не переформатировать занятие в игру в детективов, но использовать ее элементы при работе с источниками.

CRAFT поможет найти новые формы взаимодействия с учениками, привлечь и удержать их внимание. Новый контекст, роли и отношения между участниками образовательного процесса избавят от рутины и замотивируют и детей, и преподавателя.

Источник