«Буквы М, м. Звуки /м/, /м’/»

Открытый урок в 1 классе по обучению грамоте

Килина Ирина Владимировна, воспитатель дошкольной группы МОУ Суходольской СОШ, Чердаклинский район, Ульяновская область


Цель: познакомить учащихся с новыми буквами «М», «м» и звуками /м/, /м’/.
Задачи:
— закреплять умение правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных, формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения с изученными буквами;
— развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, умение работать с текстом, четко отвечать на поставленный вопрос;
— воспитывать чувство патриотизма, дружбу, коллективизм.
Оборудование: образец печатных, прописной и строчной букв «М», «м» с иллюстративным сопровождением, лента букв, изображения Тима и Тома, картинки с изображением предметов, названия которых начинается с буквы «м» (медведь, мячик, мотоцикл, машина).
Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

I. Оргмомент и целеполагание
— Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, определим, какие звуки она обозначает, но сначала проверим ваше домашнее задание.
 
II. Проверка домашнего задания
— Дома вы должны были читать слова и тексты на страницах 86-87.
а) чтение цепочкой слов на стр. 86.
б) чтение слов и соотнесение их с картинками на стр. 86.
в) объяснение многозначности слова «плитка» по иллюстрации на стр. 86.
г) чтение текста «Повар» цепочкой на стр. 87.
д) повторение изученных букв по ленте букв на стр. 87.

III. Физкультминутка

IV. Изучение нового материала

1. Актуализация знаний
— Ребята, я сейчас назову слова, а вы внимательно слушайте их и определите, какой звук встречается в каждом из названных слов: мыло, ком, мартышка, камень, сом. (В каждом слове встречается звук /м/)
2. Работа над звуком и буквой
— Посмотрите внимательно на образец печатных букв «М» и «м». На что похожа буква «М»? (Буква «М»  похожа на двух людей, взятых за руки)
— Буквы чем-то отличаются друг от друга или полностью совпадают? (Образцы печатных букв «М» и «м» полностью совпадают, отличаются друг от друга лишь размерами)
— Произнесите новый звук /м/ и скажите, это гласный звук или согласный? (Звук /м/ согласный)
— На какой строчке на ленте букв показана буква «М»? (Буква «М» на ленте букв показана на верхней строчке)
— Найдите букву «М» на ленте букв и объясните, почему она закрашена наполовину зеленым и наполовину синим цветом? (Буква «М» может обозначать твердый звук /м/ и мягкий /м’/, т.е. буква «М» дружит и с Томом, и с Тимом)
3. Подбор слов с буквой «м»
— Какие вы знаете слова, где буква «м» находится в начале слова?
— Какие вы знаете слова, где буква «м» находится в середине слова?
— Какие вы знаете слова, где буква «м» находится в конце слова?

Физкультминутка

4. Игра «Доскажи словечко»
 
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной … (медведь).

К нам спешит на помощь друг:
Тут народ хороший.
Без работы, хоть убей,
Жить не может … (муравей).

Каждый тут в лесу талант –
И певец, и … (музыкант).

Мы щенка в воде и в мыле
Два часа мочалкой … (мыли).

В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? … (мел).

В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это? … (мышка).

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку … (мячик).

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло).

5. Чистоговорки
Дома я сама – ма-ма-ма.
Молоко кому? – му-му-му.
Едим эскимо – мо-мо-мо.
Причитали мы – мы-мы-мы.
Поем ноту ми – ми-ми-ми.

6. Работа по учебнику
а) Рассказ о Москве
— Посмотрите внимательно на иллюстрацию в учебнике на стр. 88-89. Здесь изображена Москва – самый главный город в нашей стране, сердце нашей Родины. На рисунке вы видите Кремлевскую стену красного цвета, которую замыкает Кремлевская башня. На ней вы сможете всегда увидеть огромные часы. Здание, на крыше которого красуется российский флаг, называется Государственной думой. Там работает самый главный человек нашей страны, президент Владимир Владимирович Путин и его многочисленные помощники. В Москве очень много церквей, вы и сами можете в этом убедиться, глядя на иллюстрацию в учебнике. На переднем плане изображен Собор Василия Блаженного с расписными куполами. В Москве очень много достопримечательностей, и не хватит целого урока, чтобы рассказать вам хотя бы о половине из них.
б) Работа по картинкам
— Рассмотрите внимательно первый рисунок на полях учебника. Что здесь изображено? (На первом рисунке изображен дом)
— Посмотрите на схему данного слова и скажите, каким по твердости-мягкости является последний звук в слове? (Последний звук в слове является твердым)
— Рассмотрите внимательно второй рисунок на полях учебника. Что здесь изображено? (На втором рисунке изображена цифра семь)
— Посмотрите на схему данного слова и скажите, каким по твердости-мягкости является последний звук в слове? (Последний звук в слове является мягким)
в) Первичное чтение слогов учителем (стр. 89)

Физкультминутка

г) Первичное чтение слов учителем (стр. 89)

7. Сказка «Поэты»
— Ребята, я вам сейчас прочитаю сказку «Поэты». В этой сказке очень много слов, содержащих новую для нас букву «М». Вы внимательно слушайте ее, а потом назовите все эти слова.

8. Игра на внимательность
— Я буду вам называть слова, а вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук, который мы сегодня изучили: мама, март, пенал, комар, сова, мышка, ножницы, книга, мыло, ком, газета, речка, крем, мороз, домик, забор.

V. Закрепление нового материала
1) Жужжащее чтение слогов и слов на стр. 89.
2) Совместное чтение слогов на стр. 89.

Физкультминутка

3) Чтение цепочкой слов на стр. 89.
4) Чтение текста на стр. 89 учителем.
5) Предварительное самостоятельное чтение текста учащимися.
6) Чтение текста на стр. 89 учащимися цепочкой по 1 строчке.

VI. Домашнее задание
— Ребята, ваше домашнее задание следующее: читать все на стр. 89, слоги с буквой «М» дополнить до полных слов.

VII. Итог урока
— С какой новой буквой познакомились сегодня на уроке?
— Какие звуки обозначает буква «М»?
— Что вам понравилось на уроке?
— Что вам не понравилось на уроке?

VIII. Запасной методический ход
Слого-звуковой анализ слов «Мила», «мыло».