Животные в баснях. Панчатантра

Урок внеклассного чтения в 5 классе
Программа А.В. Гулина, А.Н. Романовой


Богодухова Надежда Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1, г. Чита, Забайкальский край


Цели:
— формирование понятия «басня» как жанра, понятия «мораль», знакомство с особенностями изображения животных в баснях, с древней книгой «Панчатантра»;
— развитие навыка анализа литературного текста, умения сравнивать характеры героев индийской сказки с героями русских народных сказок.

Пояснительная записка
Панчатантра – в переводе с санскрита буквально «пять принципов или текстов», Пять Книг Житейской Мудрости. «Панчатантра» сборник рассказов, новелл, притч, басен и стихотворных изречений, которые помогают жить. Любой человек, даже далекий от Индии, получает колоссальное эстетическое удовольствие от прочтения и оставляет себе строки наизусть, подкрепляющие его личный жизненный опыт.

Ход урока:

Презентация «Панчатантра»

1. Вступительное слово

Ребята, сегодня мы приступаем к изучению нового раздела, он называется «По следам сказок о животных». (Слайд 1) Вы помните из начальной школы, что животные являются героями басен. Нам предстоит вспомнить, что такое басня, каковы её особенности, познакомиться с древним литературным памятником Индии, сравнить, чем отличаются герои русских сказок от героев, о которых узнаем на уроке.

2. Беседа с учащимися (Слайд 2)

В сказках о животных герои имеет свои характеры, они печалятся, радуются, попадают в сложные ситуации, находят из них выход — все как у людей. Мы говорили, что каждое животное имеет свой неизменный характер. Какой же?

Дети называют, что Волк хищный, злой и при этом глуповатый.
Заяц трусливый, хвастливый, его обижают более сильные.
Лисица всегда хитрая, все делает с выгодой для себя, от неё жди обмана.
Медведя все боятся, потому что он сильный, но он медленно и плохо соображает.
Собака добрая, надежная.
Баран упрямый, но храбрый.
Петух смелый.

Животные являются героями басен, коротких поучительных историй, главная мысль которых, в отличие от сказки, более ясна читателям и слушателям. Она высказывается в конце или начале басни и называется моралью.

— Сформулируйте, что такое басня. (Учащиеся предлагают формулировки).
— А теперь сравним наше понятие с тем, что предлагают авторы учебника. (Чтение и запись в тетрадях)
— Каких баснописцев вы знаете?

Иван Андреевич Крылов, гордость русской литературы (Слайд 3), во Франции — это Жак Лафонтен (Слайд 4), в Германии — Готхольд Эфраим Лессинг (Слайд 5). Первым баснописцем считают древнегреческого баснописца Эзопа, (Слайд 6) с личностью и творчеством которого мы познакомимся на следующем уроке.

Одним из самых древних в мире памятников художественной словесности считают Панчатантру (Слайд 7 — 8) — книгу нравоучительных историй, созданных примерно в третьем веке. По легенде, правитель Индии мечтал, чтобы его сыновья были честными и благородными людьми, могли достойно управлять своей страной. Он обратился к мудрецу Вишнушарману, и тот создал сборник Панчатантру, что означает Пятикнижие. После этого царь спокойно и радостно доверил страну своим сыновьям. Сейчас мы прочитаем историю из Панчатантры. Её герои — животные, они имеют свои характеры. Какие? Понаблюдайте, сделайте выводы.

3. Чтение «Истории про льва и зайца» (Слайд 9)

Жил в одном лесу лев по имени Бхасурака. Злой-презлой. Никому от него покоя не было. Всех, кто ему навстречу попадался, он убивал. И не потому, что был голоден, а просто так, от злости. Все звери его ненавидели, даже львы.
— Разве можно убивать просто так, от злости? — спрашивали они Бхасураку. — Когда голоден, это еще понятно, но просто так?!
— А мне нравится, — сказал Бхасурака, — нравится, и все! Отстаньте от меня.
— Уходи от нас! — возмутились львы. — Убирайся куда-нибудь подальше. Мы не хотим тебя видеть.

Но Бхасурака все продолжал безобразничать. Совсем житья от него не стало. Собрались звери на совет и обратились ко льву с такой речью:
— О господин! Что же ты подряд нас всех истребляешь? Ведь тебе для утоления голода и одного зверя достаточно. Давай заключим договор. Начиная с этого дня к тебе по очереди будет приходить один из нас. Согласен ли ты?
Подумал лев Бхасурака: «И впрямь это удобно. Не надо за ними по всему лесу гоняться. Сами придут как миленькие».
— Согласен! — прорычал он. — Да только, чур, без обмана!
— Ну что ты, о повелитель! Никакого обмана не будет.
— Сегодня у меня нет ужина, — сказал лев, — так что решайте, кто из вас удостоится чести быть съеденным мною! — И, очень собой довольный, удалился.

Стали звери обсуждать, кому из них сегодня отправляться на ужин к злодею. Думали-думали, да так ни до чего и не додумались. Кому охота добровольно лезть в пасть ко льву? Решили они бросить жребий, и выпал он зайцу. Медленно, с тяжелым сердцем поплелся заяц ко льву. Хотел он было задать стрекача, куда-нибудь в другой лес перебраться, да вспомнил о своей зайчихе, зайчатах и всех зверях, которых лев уничтожит, если сегодня останется без ужина, и со вздохом побрел дальше. Попался ему по дороге колодец. Заглянул он в него, увидел свое отражение, и тут мелькнула у него мысль: «А ведь с помощью этого колодца я могу не только себя, но и всех зверей спасти!» И уже весело, вприпрыжку поскакал он к львиному логову. А лев тем временем, изголодавшись, впал в ярость.

— Проклятые обманщики! — рычал лев. — Ну, завтра я им покажу!
Тут заяц выпрыгнул из кустов и, низко поклонившись льву, сказал:
— Я здесь, о повелитель!
Разъяренный лев стал браниться:
— Ты заставил себя ждать, ничтожнейший! Мне, чтобы насытиться, нужны две дюжины таких, как ты! Говори, почему опоздал?
— Я не виноват, о повелитель! — ответил заяц. — Не виноваты и другие звери. Выслушай, что случилось со мной по дороге к тебе.
— Только поторапливайся! — прорычал лев. — Я очень голоден.
И тогда заяц сказал:
— О повелитель! Дело в том, что звери послали со мной еще четырех зайцев, ибо что проку во мне одном?
— Верно, — сказал Бхасурака, — но где же они, уж не соврал ли ты, презренный?
— Соблаговоли выслушать до конца, о повелитель! Пока я с четырьмя своими друзьями направлялся к тебе, выскочил откуда-то из-под земли громадный лев да как зарычит: «Куда вы направляетесь? Готовьтесь к смерти!» Тут я ему и говорю: «Мы идем к нашему повелителю, льву Бхасураке, чтобы попасть к нему на ужин в условленное время». — «Это мой лес, — зарычал в ответ незнакомец,— вор и обманщик этот ваш Бхасурака. Немедля ступай и приведи его ко мне на расправу, а четыре зайца останутся заложниками! Кто из нас окажется могущественней, тот их и съест!» Вот я и поспешил с этой вестью к тебе, — закончил свой рассказ заяц, — из-за этого и опоздал.

В страшную ярость пришел лев Бхасурака. «Ну-ка, — говорит, — покажи мне этого самозванца, я его проучу, да так, что он забудет дорогу в этот лес!»
Повел заяц Бхасураку к колодцу. Приблизились они, тут заяц, притворившись удивленным, сказал льву:
— Кто способен устоять перед твоей мощью, о повелитель?! Лишь издали увидев тебя, этот самозванец понял, что не ему с тобой тягаться, и скрылся в своем логове.
— Где его логово? — заревел Бхасурака.
Заяц показал на колодец.

Увидев свое отражение в воде, глупый лев принял его за соперника и, злобно зарычав, бросился в колодец. Тут и пришел злодею конец. Обрадовался заяц, обрадовал этой вестью всех других зверей, и зажили они мирно и счастливо…

4. Беседа по прочитанному (Слайд 10)

— Чем отличаются герои индийской сказки от героев русских сказок?
Вместе с ребятами приходим к выводу, что Заяц думающий, заботящийся не только о своей судьбе, но и о судьбе других зверей, любящий свою семью, он обладает смекалкой. Тяжелая ситуация, в которую он попал, заставила его придумать выход. Он знает, как вести себя с таким зверем, как злой лев Бхасурака. Заяц почтителен с ним, говорит очень вежливо, придумывает более могущественного соперника льву, считающему себя самым сильным. Заяц вызывает уважение, потому что он избавил от зла всех других зверей, и «они зажили мирно и счастливо»… Заяц совсем как человек.

— Проследим поведение Зайца.
Он медленно плетется ко льву, вздыхает, а когда придумывает, как можно обхитрить Бхасураку, весело, вприпрыжку скачет к львиному логову.

— А каким показан лев Бхасурака?
Он неприятен, его ненавидят даже львы

— Почему его не любят сородичи?
Потому что он убивал всех, кто ему навстречу попадался, не потому, что был голоден, а просто так. От злости.

— Чем история похожа на сказку?
Добро побеждает зло.

— Чем история похожа на басню?
Зло наказывается.

5. Выводы по уроку

Панчатантра была создана для воспитания юных царевичей. Как вы считаете, чему могли научиться они из этой истории?
Если ты не будешь любить людей, и тебя никто не будет любить, нужно заботиться и думать о своей семье, как Заяц, который мог сбежать в другой лес, спасая свою жизнь, но вспомнил о зайчихе, зайчатах, о других зверях. Он благороден, честен, в тяжелой ситуации не сломился, а нашел правильное решение, то есть выход всегда есть в самой сложной ситуации.

6. Домашнее задание (Слайд 11)

Прочитать другие истории из Панчатантры и рассказать одноклассникам ту, что понравилась больше всего.

Источник: uchportal.ru