Знакомства на улице

Еще раз о психологии безопасных каникул

Лето — время, когда ребенок может не только отдохнуть, но и узнать что-то новое, посещая интересные места, занимаясь делами и развлечениями, которые интересны ему самому, общаясь с друзьями. Родители могут организовать только часть этого времени, отправив ребенка в лагерь или отдыхая вместе с ним. Другую часть времени (иногда наибольшую) ребенок предоставлен самому себе.

 

Летняя погода и отсутствие жестких требований режима способствуют тому, что дети меньше времени, чем в учебные дни, проводят за компьютером, телевизором и видеоиграми, а больше находятся на улице — во дворе, на детских площадках, в парках, общественных местах. Родители вполне разумно не стараются запереть ребенка в четырех стенах квартиры, а позволяют ему развлекаться с друзьями на воздухе.

Местные власти заботятся об отдыхе детей, и сегодня нетрудно найти относительно недалеко от дома детскую площадку с различными спортивными снарядами, качелями, каруселями, горками. Дети постарше, умеющие пользоваться общественным транспортом, могут отправиться в ближайший парк, в кино или даже музей. Город предоставляет много возможностей для активного и пассивного отдыха любому горожанину, в том числе и юному. Однако приходится учитывать, что в некоторых случаях городская среда может оказаться враждебной или даже опасной.

Большинство опасностей связаны с техническим состоянием и развитием города в самом широком смысле — строительные площадки, технические (в том числе, газовые и электрические) сооружения, колодцы, рекламные конструкции, грузовой и пассажирский транспорт (наземный, метро, лифты) и др. Могут представлять опасность и природные объекты: реки, пруды, овраги, бездомные животные и др. К сожалению, источником отдельной группы опасных ситуаций могут быть и другие люди. Речь не только о криминальных разборках или бандитских нападениях, случающихся, к счастью, не так уж часто, но и о массовых скоплениях людей на различных спортивных и политических мероприятиях, пьяных компаниях во дворах, конкретных преступниках, пользующихся доверием детей и их невозможностью защитить себя.

Большинство опасностей, так или иначе, связаны с «психологическим фактором». То есть, если внимательно их проанализировать, почти всегда можно обнаружить поведение детей, которое может привести к опасной ситуации или усилить ее, а также поведение, которое может предотвратить попадание в опасную ситуацию или существенно снизить ее опасность. Например, знание правил дорожного движения и их соблюдение значительно снижает риск пострадать в дорожно-транспортном происшествии; умение плавать снижает риск происшествий на воде и т. д.

Как помочь ребенку не оказаться жертвой заранее спланированных преступлений, таких как ограбление, воровство, мошенничество, которые могут происходить на улице, а также наиболее безобразных и позорных преступлений, совершаемых людьми — преступлений, связанных с похищением детей и сексуальным насилием над детьми.

Начинаются многие преступления одинаково — преступник знакомится с ребенком, что-то просит у него и забирает, либо уводит его, либо сажает в машину и увозит.

Почему так происходит? Практически все родители запрещают детям знакомиться или заговаривать на улице с посторонними. Еще активнее запрещают заходить с незнакомцами в темный подъезд, в лифт или садиться в чужую машину. Но дети все равно заговаривают, знакомятся, заходят, садятся. К сожалению, преступники хорошо знают детскую психологию и пользуются этим знанием.

Психологи выяснили, что одной из главных причин, по которым не работают предупреждения взрослых, является размытость самих понятий «посторонний» или «незнакомец». Особенно это относится к младшим детям — дошкольникам и младшим школьникам. С одной стороны, родители запрещают разговаривать с посторонними взрослыми людьми, с другой стороны, требуют здороваться с малознакомыми соседями или какими-то случайно встретившимися на улице знакомыми родителей, с почтальоном, курьером, слушаться нового учителя, новую няню, врача, милиционера, пожарного и др. Например, мама может осуждать ребенка: «Почему вчера в гостях ты была так недружелюбна со взрослыми, когда они разговаривали с тобой?»

Сами взрослые в присутствии детей отвечают на просьбы о помощи или на вопросы «Как пройти?», «Который час?» и подобные, если к ним обращаются посторонние взрослые люди. Ребенок не понимает, почему он не должен поступать таким же образом.

Большинство детей относятся к окружающему миру, как к безопасному и доброжелательному. Они искренне не понимают, как кто-то из взрослых, которым они доверяют, может их обидеть. Они уверены, что взрослые хотят им только добра, по крайней мере, те взрослые, кого они или их родители считают знакомыми или друзьями. И что плохого может случиться на знакомой улице или, тем более, в своем собственном подъезде? Разрушать такую картину мира означает на всю жизнь сделать ребенка неуверенным, тревожным, подозрительным.

Специалисты предлагают несколько рекомендаций, которые родители могли бы использовать, обучая детей безопасному поведению на улице.

Прежде всего, стоит отказаться от общих требований типа: «Никогда не разговаривай на улице с незнакомыми людьми». Такое требование, как мы видели, плохо работает и может только сбить с толку ребенка, особенно маленького. Вообще, требования что-то не делать всегда трудно выполнить, поскольку не ясно, а что же делать нужно. Поэтому основное правило: больше делать акцент на том, как нужно себя вести, чтобы не попасть в беду, а не на негативных последствиях того, если вдруг ребенок не сумеет защитить себя или поведет себя неправильно.

Маленькие дети (дошкольники, младшие школьники) обычно наблюдательны и склонны к логичности. Они легко замечают, когда кто-то ведет себя не по правилам. И сами неплохо усваивают несложные правила. Эти особенности можно использовать для обучения их безопасному поведению. То есть фактически ребенка нужно научить соблюдению ряда простых правил, поощрять его стремление к следованию этим правилам.

Правила могут быть, например, такие.

  1. Ты должен/должна сказать: «Нет!», если незнакомый человек на улице предлагает тебе:

* поехать или пойти куда-то, даже если он(а) говорит, что его прислали за тобой твоя мама или папа;
* пойти к себе в гости, в магазин;
* «хорошо» отдохнуть, поиграть вдали от надоедливых взрослых, родителей;
* подвезти на машине или показать дорогу (даже если идет дождь и ты устал/устала);
* попробовать что-либо запретное;
* на улице купить что-либо, сыграть в азартную игру;
* совершить недостойный поступок;
* пойти с ним в полицию, потому что ты совершил плохой поступок,
* погадать с целью узнать будущее и тому подобное.

После то, как ты скажешь: «Нет!», ты должен/должна повернуться и подойти к взрослому, который с тобой гуляет — к родителю, няне или учителю, — и рассказать о том, что произошло. Если ты гуляешь один/одна, то вернуться домой и рассказать кому-то из взрослых дома. Если незнакомый человек не позволяет или мешает тебе отойти, постарайся убежать и громко кричи. Лучше, если это будет не просто визг, а крик: «Это не мой папа (мама)!»

  1. Если любой человек (даже хорошо знакомый или друг) предлагает тебе пойти куда-то, ты должен/должна обязательно подойти к взрослому, с которым ты гуляешь, и предупредить его.
  2. Если незнакомый человек спрашивает тебя: где взрослые, кто сейчас у тебя дома, где у тебя дома что-то лежит или что-то подобное, ты не должен отвечать на эти вопросы, а должен повернуться и подойти к взрослому, который с тобой гуляет — к родителю, няне или учителю, — и рассказать им об этом, даже если незнакомый человек представляется другом мамы или папы, или твоим родственником.
  3. Если незнакомый человек предлагает тебе взять у него что-то — угощение (конфету, жвачку, газировку и т. д.), игрушку, котенка, щенка и др. — ты должен/должна сначала подойти и спросить разрешения у взрослого, с которым ты гуляешь.
  4. Никто, кроме родителей, бабушек и дедушек, не должен трогать тебя — гладить, ласкать, обнимать, целовать, щекотать и т. п. Если это происходит, ты должен/должна сказать, чтобы он перестал это делать, после чего подойти к взрослому, с которым ты гуляешь, и рассказать о том, что произошло. Если этот человек не позволяет или мешает тебе отойти, постарайся убежать и громко кричи. Лучше, если это будет не просто визг, а крик: «Это не мой папа (мама)»! Кричать надо громко и уверенно.
  5. Не нужно входить в подъезд с незнакомыми людьми — нужно обязательно дождаться, пока они уйдут, либо пока не встретится кто-то из знакомых, которые могли бы проводить до двери квартиры.
  6. Не нужно заходить в лифт с незнакомцами — лучше дождаться, когда приедет другой лифт или вернется пустым.
  7. Если ты увидел(а), что дверь в твою квартиру открыта, то не следует заходить домой, а нужно обратиться к соседям, или воспользоваться мобильным телефоном, чтобы позвонить домой.
  8. Взрослые не должны пугать детей или просить их держать что-то в тайне. Поэтому, если кто-то из взрослых, особенно незнакомых, чем-то пугает тебя или просит сохранить что-то в тайне, ты обязательно должен/должна немедленно прийти к маме или папе и рассказать об этом.

Возможно, какие-то из этих правил напугают ребенка или смутят его. Вы можете сказать: «Как я сказала, большинство людей хорошие и не хотят причинить тебе вред, но чтобы не подвергать себя опасности, ты не должен доверять всем людям подряд. Когда ты станешь старше, ты научишься лучше в них разбираться».

С детьми постарше можно просто обсудить эти правила и то, как они могут повести себя в подобных ситуациях. Важно научить ребенка предупреждать, куда, когда и с кем он идет гулять. Объясните, что эта информация вам нужна не потому, что вы любопытны и хотите держать его жизнь под контролем, а в целях его безопасности и вашего спокойствия. Будет также хорошо, если ребенок сообщит вам о своем маршруте движения, который в идеале не должен пролегать через лес, парк, безлюдные и мало освещенные места. Также проследите, чтобы ваш ребенок не надевал на себя дорогие украшения, не брал с собой дорогие вещи на прогулку, не стоит и демонстрировать свой телефон во дворе, чтобы избежать излишнего внимания у недобропорядочных взрослых или ровесников. Постарайтесь объяснить ребенку, что соблюдение этих правил избавит его от неприятностей, а вас — от лишних переживаний.

Конечно, одних лишь словесных наставлений часто бывает недостаточно. Специалисты рекомендуют использовать еще несколько несложных приемов.
Моделирование. Продемонстрируйте ребенку, что нужно говорить и делать в различных опасных ситуациях.
Репетиция. Репетируйте с ребенком, что ему говорить и делать, точно так же, как репетируете сцену из пьесы.
Корректировочная ответная реакция. Отмечайте, что из того, что ребенок делает, поможет в опасной ситуации, а что не поможет.
Практикуйте. Чаще повторяйте эти методы. Не полагайте, что если ребенок уже большой (10–12 лет или подросток), то он уже знает, как себя в таких случаях вести. Увы, по статистике, подростки оказываются жертвами преступлений не реже маленьких детей.

К сожалению, занятия в рамках школьного курса «Основ безопасности жизнедеятельности» не всегда оказываются эффективным средством предупреждения рискованного поведения детей и подростков. Поэтому не стоит перекладывать ответственность за обучение ребенка безопасному поведению на школу.
 
Игорь Савченко, психолог