Лето как повод научиться общению

Помогаем ребенку стать желанным участником любой детской группы

Современные социальные сети значительно упростили установление контактов между людьми. Достаточно зайти на страничку заинтересовавшего тебя человека, добавиться к нему в друзья, сделать комментарий к его записи, поставить его публикации несколько лайков — вот и повод для более тесного общения, обмена репликами, неформального знакомства.

Только есть одна проблема. Общение в сети — далеко не одно и то же, что общение «вживую». Познакомившиеся в чате люди договариваются встретиться, встречаются и… не знают, как себя вести, о чем говорить, как провести время.

Особенно много трудностей возникает у подростков, в первую очередь, у мальчиков. Это связано с тем, что словарный запас очень мал (кто теперь читает много хорошей литературы?), опыта реального общения тоже немного, понимание других детей основывается на просмотренных мультиках, клипах, компьютерных играх, наблюдении за поведением героев сериалов.

Между тем умение общаться, работать в команде, находить общий язык с незнакомыми людьми, в том числе с людьми других культур и национальностей — важнейшие навыки 21-го века, причем важны они не только для успешной учебы в школе, но и для будущей профессиональной деятельности. Не случайно они входят в число наиболее востребованных надпрофессиональных навыков, которые приводятся экспертами в «Атласе новых профессий».

Сейчас на улице — лето. Пора отдыха, развлечений, путешествий и приключений. Сами обстоятельства летних лагерей, групповых экскурсий, всевозможных развлекательных мероприятий создают благоприятные условия для новых знакомств, дружбы, совместных интересных дел. Почему бы не воспользоваться этими обстоятельствами, чтобы помочь детям научиться общаться или вывести имеющиеся навыки общения на новый качественный уровень?

Конечно, многие ребята и сами справляются с этой задачей. Однако для других налаживание взаимодействия со сверстниками составляет серьезную проблему. Так что участие взрослых — учителей, родителей — может оказать существенную помощь в этом деле.

Итак, как помочь ребенку стать мастером общения, желанным участником любой детской группы? Для этого придется ответить на три вопроса.

  1. Нет ли чего-то в поведении ближайших взрослых (прежде всего, родителей), что может создавать помехи для проявления естественной общительности ребенка?
  2. Что в поведении самого ребенка может мешать его общению, отталкивать других детей?
  3. Каким навыкам стоит научить ребенка, чтобы он без труда и серьезного стресса мог вступать в контакт с другими детьми, выстраивать с ними неконфликтные, дружеские взаимоотношения?

Обсудим эти вопросы по порядку

Психологи и педагоги давно обратили внимание на то, что есть несколько моделей поведения родителей и педагогов, которые создают трудности для проявления и развития общительности у ребенка. Вот перечень некоторых действий взрослых, которые провоцируют замкнутое и неуверенное поведение детей.

  1. Публично, при других людях называть ребенка стеснительным, застенчивым.
  2. Публично заставлять ребенка (против его желания) выступать перед другими людьми (рассказать стихотворение, спеть песню, станцевать и др.).
  3. Говорить от имени своего ребенка, улаживать за него конфликтные ситуации.
  4. Заставлять делать вещи, важные для взрослого, а не для самого ребенка.
  5. Публично сравнивать ребенка или его поступки с другими детьми (например, с братьями или сестрами, с друзьями или одноклассниками, посторонними детьми).
  6. Делать за ребенка то, что он мог бы сделать сам.
  7. Заметно беспокоиться, если ребенок что-то не выполнил или с чем-то не справился.

Перечисленные действия либо просто мешают ребенку проявить себя во взаимодействиях с другими людьми, либо заставляют его думать о себе как о неумелом, слабом, ущербном в чем-то по сравнению с окружающими. В результате он научается быть беспомощным и неуверенным в себе, слишком чувствительным к оценкам со стороны окружающих. Он теряет инициативу, старается избегать любых контактов.

Так что для исправления ситуации родителям придется начать с изменения, насколько это возможно, своего собственного поведения.

Еще одна группа помех развитию нормального общения, коммуникабельности связана с моделями поведения самого ребенка. Возможно, некоторые его действия отталкивают других детей, провоцируют у них нежелание общаться. Французский педагог Мишель Борба приводит целый список таких отталкивающих действий. Проблемы с общением возникают, если ребенок:

* не уступает своей очереди;
* не умеет достойно проигрывать;
* редко помогает;
* проявляет мало сочувствия к другим;
* не умеет играть;
* проявляет избыточный дух соперничества в поведении;
* незрелость поведения по сравнению с другими детьми в группе;
* слишком зрелое поведение по сравнению с другими детьми в группе;
* припрятывает игрушки и не делится ими;
* ведет себя невежливо;
* всегда находит оправдания при проигрыше;
* находится слишком близко (или слишком далеко) от других детей;
* ведет себя как командир; стремится, чтобы все было так, как он хочет;
* выглядит мрачным и несчастным;
* слишком часто критикует других;
* перебивает и никогда не слушает других;
* слишком быстро во все вмешивается;
* не знает, как начать и как закончить разговор;
* не умеет поддерживать разговор;
* не знает, как примкнуть к группе детей; робеет;
* не обращает внимания на группу;
* не смотрит в глаза собеседнику;
* бросает игру до ее окончания;
* легко расстраивается и злится;
* говорит плаксивым тоном, недружелюбно или громко;
* меняет правила в середине игры.

Собственно, обучение навыкам, противоположным перечисленным, как раз и может помочь улучшить общение ребенка. Другие станут считать его обаятельным и симпатичным, охотно будут вступать с ним в контакт.

Начать стоит с обучения контакту глаз. Расскажите ребенку, что он должен хотя бы время от времени смотреть в глаза собеседнику. Общаясь и замечая, что ребенок не смотрит вам в глаза, напомните (доброжелательно): «Посмотри мне в глаза!» или «Я хочу видеть твои глаза!».

Если для него это слишком сложно, предложите смотреть не прямо в глаза, а на переносицу. Со временем, контакт глаз будет налаживаться.

Следующие важные навыки общения — умения слушать, начинать, поддерживать и прекращать разговор.

Умение слушать — один из наиболее важных навыков общения. Расскажите ребенку, что человек, который слушает хорошо, обычно показывает интерес к собеседнику, поворачивается к нему всем телом, смотрит в глаза, старается понять, уточняет, переспрашивает, пересказывает то, что услышал, своими словами, проявляет эмоции в ответ на услышанное. Человек слушает плохо, если он перебивает, или прерывает собеседника, начинает говорить о чем-то своем, занимается во время разговора своими делами, смотрит по сторонам, возражает, не дослушав.

Психологи считают, что умение слушать состоит из трех этапов: услышать — понять — повторить.

Предложите ребенку понаблюдать, как слушают другие. Вначале можно вместе посмотреть какой-нибудь мультфильм или фильм, а затем обсудить, умеет ли слушать тот или иной персонаж. Потом можно понаблюдать, как общаются дети на улице, на игровой площадке, в супермаркете и др.

Для того чтобы начать разговор, нужно выполнить несколько простых шагов: убедиться, что человек, с которым собираетесь заговорить, не занят (не разговаривает с кем-то еще, не торопится куда-то и др.); привлечь его внимание (подойти, улыбнуться, задать какой-то общий вопрос, сделать комплимент, возможно, попросить о помощи и др.).

Полезно заранее составить с ребенком несколько фраз и вопросов, с помощью которых будет нетрудно начинать и поддерживать разговор с разными людьми (детьми и взрослыми), а потом потренироваться, меняясь ролями, применять эти фразы, то есть отрепетировать будущее поведение.

Нужно обсудить и вопрос окончания разговора. Например, поговорить о том, что не стоит затягивать разговор, когда сказать уже нечего, а собеседник торопится. Узнать о том, что он торопится или просто не хочет больше разговаривать, можно по его жестам — отворачивается, смотрит на часы, начинает заниматься посторонними делами. В этом случае разговор лучше закончить и отойти.

В качестве тренировки можно также использовать повседневные ситуации и текущие события — выход на прогулку, поход в кино или в парк, приход гостей и др. Заранее проговорите с ребенком, как он будет начинать, поддерживать и заканчивать разговор с другими детьми и взрослыми в этих ситуациях. Хвалите после этих событий за правильные действия. Не критикуйте за ошибки, лучше скажите, что в следующий раз все обязательно получится.

Немного легче тренировать навыки общения в совместных играх с младшими детьми — со своими младшими братом или сестрой, с двоюродными родственниками, с младшими соседскими детьми, — или в играх с ровесниками в паре, то есть только с одним другом или подругой, а не с группой детей.

Хорошим навыком для укрепления дружеских отношений является умение поддерживать, подбадривать других людей. Научите ребенка время от времени использовать в общении с приятелями подбадривающие фразы, например: «Отличная идея!», «Ты здорово придумал!», «Хорошая мысль!», «Как круто у тебя получилось!» и подобные. Детям (как, впрочем, и взрослым) нравится, когда их принимают, замечают их успехи, повышают их репутацию и значимость. Поэтому дружеские отношения будут только укрепляться.

Во всех случаях задача взрослого (родителя, учителя) не вмешиваться во взаимодействие детей, не обсуждать их поведение в присутствии других детей и взрослых, а, наблюдая со стороны и заметив какие-то проблемы в общении, предложить ребенку с глазу на глаз подходящее решение. В спокойных условиях можно обсудить с ребенком вопросы: «Как все прошло?», «Что ты сказал?», «Как ты думаешь, у тебя получилось?», «Что ты сделаешь иначе в следующий раз?» Важно, как уже говорилось, не критиковать ребенка за неправильные, ошибочные действия, а хвалить за то, что он сделал правильно.

Итак, как видим, помочь ребенку стать более общительным, научить важнейшим навыкам сегодняшнего дня и ближайшего будущего — не такая уж сложная задача. Каждый родитель и педагог может справиться с ней без труда. Вот только в течение учебного года не всегда удается найти на это время.

Что ж, лето — замечательная пора и прекрасная возможность для развития общения и укрепления доверительных отношений с ребенком! Желаю вам использовать эту возможность на все 100%!
 
Игорь Савченко, психолог