Вещество и энергия
Урок окружающего мира в 3 классе
Тема: Превращение энергии
Цели:
— ознакомиться с превращением энергии;
— ознакомиться с законом сохранения энергии в превращениях;
— объяснить превращение энергии в тепло и его рассеивание.
Оборудование: молоток, гвоздь, доска для забивания гвоздя, спиртовка, штатив, пробирка с водой, электролампа, машинка на батарейке, плакат «Превращение энергии» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса»
Ход урока:
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
– Ребята, мы сегодня опять выступим в роли экспериментаторов. От вас потребуется внимание и умение воспользоваться уже полученными знаниями. Попробуйте определить наличие энергии и источники энергии в следующих опытах:
1) забить гвоздь (при этом наблюдателю предложить потрогать шляпку гвоздя сразу после окончания демонстрации и поделиться своими ощущениями);
2) включить настольную лампу;
3) запустить машинку на батарейке.
Наблюдают
– В каком виде наблюдали проявление энергии?
(В первом опыте источником энергии было движение руки, в результате гвоздь был забит, шляпка гвоздя стала тёплой. Во втором опыте источником энергии является электричество, лампа светится, и стала горячей. В третьем опыте источником энергии служит батарейка, в результате машинка двигалась)
– Что интересного заметили? Какой у вас возникает вопрос? (Что происходит с энергией в продемонстрированных опытах?)
– Сформулируйте проблему урока. (Может ли энергия меняться?)
– Какова будет тема урока? Давайте разбираться.
План (примерный)
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность)
– Какое умение формировали?
– Как вы думаете, какие знания нам понадобятся сегодня на уроке?
Предлагают вспомнить, что такое энергия, источники энергии и т.п.
ΙΙ. Совместное открытие знаний
Работа в учебнике
– Выполните задание к рисункам на с. 18.
— Что является источником энергии в каждом случае? (Выполняют задание. Источниками энергии являются: пища, электричество, текущая вода)
– Какие действия можно было наблюдать в каждом рассматриваемом случае? (В первом случае – человек согрелся, во втором случае – движение, в третьем случае – свечение)
– Любое действие имеет причину. Для рассматриваемых случаев определите причину того или иного действия. (В первом случае причина – съедание бутерброда, во втором – выработка электрической энергии батарейкой при замыкании цепи, в третьем – выработка энергии турбиной электростанции, приведённая в движение текущей водой)
– Сравните причины и источники энергии, определённые вами. Какой напрашивается вывод? (Для этого необходимо на доске зафиксировать по ходу рассуждений причины и источники энергии.) (Причины и источники энергии совпадают. Действие имеет причину, источник энергии)
– А может ли исчезнуть энергия? Почему, что же с ней может происходить? Прочитайте текст на с. 18–19 и выполните задание в рабочей тетради на с. 8.
– Давайте проведём ещё один опыт. Вам потребуется определить: источник энергии, и будет ли наблюдаться превращение одного вида энергии в другой. Итак, нагреем в пробирке воду на спиртовке.
Наблюдателю необходимо предложить осторожно потрогать пробирку после нагревания. (Источником энергии будет спирт. Вода в пробирке после нагревания в пламени спиртовки стала тёплой. Энергия, запасённая в веществе (спирт), превратилась в тепловую энергию (вода в пробирке нагрелась)
– Предположите, что произойдёт с водой в пробирке через определённое время, например через 5 минут? (Остынет)
– Можем ли мы сохранить всё полученное тепло или запасти его? (Нет)
Максимум
– Что происходит с теплом? Проверьте свои предположения по учебнику, с. 21.
– Используя знания, полученные сегодня на уроке, как бы вы ответили на вопрос Лены, заданный на прошлом уроке: почему нужно беречь энергию?
— Какую проблему решали сегодня на уроке? Как мы можем ответить на проблемный вопрос урока? (Энергия может изменяться и превращаться из одной формы в другую)
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний
1. Работа в учебнике
– Ответьте на вопросы на с. 19 (кроме 4-го).
– Выполните задание к рисункам на с. 19, 20.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
2. Выполнение проверочной работы
Вариант 1
Задание 1 вряд ли вызовет затруднение. 2) Необходимый уровень. В. Энергия – источник движения, способность совершать работу.
Повышенный уровень. Энергия текущей воды превратилась в энергию света. Энергия электричества в игрушечной машине превратилась в источник движения игрушки. Энергия, содержащаяся в веществе пищи, превратилась в источник движения мышц. Закон сохранения энергии. Максимальный уровень. Лампа стала получать электрическую энергию.
Вариант 2
Задание 1 вряд ли вызовет затруднение. 2) Необходимый уровень. Неверное утверждение: Б. Энергия не может накапливаться.
Повышенный уровень. Энергия, содержащаяся в веществе пищи, превратилась в источник движения мышц. Энергия Солнца превратилась в энергию, запасённую в веществе растений. Энергия, запасённая в древесине, согрела дом. Закон сохранения энергии.
Максимальный уровень. Энергия пищи дала силы ребятам.
ΙV. Домашнее задание
Чтение текста темы 4, творческое задание по желанию – вопрос 4 на с. 19.
V. Итог урока
– Как нужно относиться к энергии? Почему?
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
– Что нового узнали?
– Где пригодятся знания?
Источник: school2100.com