В царстве грибов

Урок окружающего мира в 3 классе


Пекина Галина Петровна, учитель начальных классов МКОУ СОШ № 1, пгт. Палана, Камчатский край


 

Цели:
— мотивировать учащихся на изучение предмета, имеющего важное значение в жизни человека;
— прививать навыки экологической культуры;
— воспитывать культуру учебного труда;
— расширять кругозор учащихся, вырабатывать потребности поддержания собственного экологического здоровья личности.
 
Задачи урока:
Образовательные:
— познакомить учащихся с царством грибов на основе исследовательской деятельности;
— познакомить с частями гриба;
— выделить группы грибов.
Развивающие:
— развивать речь, творческое мышление учащихся, умение отстаивать свою точку зрения, наблюдать, сравнивать;
— развивать умение работать в группах;
— развивать умение анализировать свою работу.
Воспитательные:
— воспитывать бережное отношение к природе;
— воспитание интереса к урокам, чувства товарищества, культуры общения, труда.

Предметные цели:
Познавательные: формировать представление о грибах как особом царстве живой природы, формировать навыки логического мышления.
Регулятивные: проводить работу по предложенному заданию, учить формулировать своё мнение, доказывать правильность выбора ответов, организовать работу по решению проблемной задачи; учить формулировать основные выводы, обосновывать правильность выбора.
Коммуникативные: учить работать в команде разного наполнения, вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.
Личностные: осуществлять самоконтроль при выполнении заданий, достигать положительных результатов труда, учить проводить самооценку своего учебного труда.

Оборудование:
1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса. Часть 1.
2. Таблица «Грибы».
3. Таблица «Части гриба».
4. Картинки съедобных и несъедобных грибов.
5. Карточки для работы в парах.
6. Муляжи грибов.
7. Красная книга.
8. А.А.Плешаков. От земли до неба: атлас-определитель.

Ход урока:

I. Организационный момент

Учитель настраивает учащихся на урок. Проверяет готовность к уроку

Итак, друзья, внимание —
Ведь прозвенел звонок!
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!

II. Проверка домашнего задания

— Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая)
— Что относится к неживой природе?
— Что относится к живой природе?
— Назовите царства живой природы. (Царства животных, растений, грибов и бактерий)
— Назовите признаки жизни. (Питание, движение, дыхание, рост, развитие, размножение и смерть)
 
III. Работа по теме

Учитель: Мы с вами познакомились с двумя царствами живой природы. Какими? (С царством растений и царством животных) Чтобы узнать тему нашего урока, отгадайте загадки.
 
Ученица загадывает загадки.
 
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту, —
Зовусь я — … (подосиновик)

Нет грибов дружней, чем эти.
Знают взрослые и дети:
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)

Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красивой шапке модной
Никуда не годный. (Мухомор)

Учитель: Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? (О грибах). Тема нашего урока «В царстве грибов».
— Как вы думаете, на какие вопросы мы ответим сегодня на уроке? (Мы ответим на вопросы, чем удивительны грибы, из каких частей они состоят, на какие группы делятся и как их надо собирать).
— Какие грибы вы знаете? (Картинки с грибами)
Сейчас вы будете работать в группах.

Учитель организует самостоятельную деятельность учеников при работе в группах

Задание: Найдите ответ на вопрос.
I группа:  «Почему грибы объединены в отдельное царство?»
II группа: «Чем удивительны грибы?»
III группа: «На какие группы делятся грибы?»

Организует поиск информации
 
Карточка № 1
Вопрос: Почему грибы объединены в отдельное царство?

Раньше грибы считали растениями. Но сейчас учёные выделяют их в особое царство живой природы. Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мёртвых остатков растений и животных. При этом грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя.
Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки, валежник. Эти грибы – лесные санитары. Они перерабатывают древесину и очищают лес.

Карточка № 2
Вопрос: Чем удивительны грибы?

Грибы – удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует около 120 тысяч видов этих грибов. И они очень и очень разные. Не все знают, что плесень, покрывающая корочку хлеба, — это гриб. Трутовик, выросший на стволе дерева, тоже представитель грибного царства.
Некоторые грибы могут достигать огромных размеров. Например, дождевик может весить до 5 кг. Дрожжевые грибки различимы только под микроскопом.
Многие грибы очень «дружат» с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых и берёзовых лесах. Рыжики – под соснами и елями. Подосиновики — …. Подберёзовики -…
Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы.

Карточка № 3
Вопрос: На какие группы делятся все грибы?
(Ответ найди в учебнике и атласеопределителе)


 
Учитель: На многие вопросы мы нашли ответы. Осталось найти ответ на вопрос «Из каких частей состоит гриб»?

Работа по учебнику. Стр. 118.

IV. Физминутка

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.

V. Работа по теме

Учитель: Как вы думаете, есть грибы, которые находятся в опасности, которые надо охранять?
 
Ответы учащихся. Показ Красной книги.
Проверка (использованы возможности документ – камеры)

  1. Работа по учебнику. (с.119)
  2. Работа по тетради. (с.55, зад.2)

— На какие группы можно разделить все грибы?
Предлагаю вам игру «Собери грибы». Работать будете в парах.

Игра «Собери грибы»
Дети должны правильно соединить названия съедобных и несъедобных грибов

Съедобный: Маслёнок, Бледная поганка,  Подберёзовик, Ложный опёнок
Несъедобный: Груздь, Лисичка, Мухомор, Подосиновик

 

  1. Работа в тетради. (с.55, зад.3)

VI. Итог урока

Рефлексия
— Назовите части гриба.
— Что такое грибница?
— На какие группы делятся грибы?
— Как грибы связаны с деревьями?
— Какую оценку поставите себе за работу на уроке? Почему?

VII. Домашнее задание

Учитель дает инструктаж по выполнению домашнего задания. Оценивает деятельность учеников

— Прочитать в учебнике статью «В царстве грибов» (с.118-121). Выполнить задание 4 в рабочей тетради (с.55), или создать памятку «Как надо собирать грибы» (на выбор), или сделать книжку-раскладушку «Ядовитые и съедобные грибы нашего края»

Источник: конспекты-уроков.рф