В России появится «золотой стандарт» образования
Комитет Госдумы по просвещению при поддержке Минпросвещения подготовил поправки в закон «Об образовании в РФ», которые введут «золотой стандарт» в содержании образовательных программ для каждой школы — единое образовательное пространство, качественно изменят ситуацию со школьными учебниками, снизят нагрузку на учителей.
В Общественной палате России прошло общественное обсуждение на тему «Единое образовательное пространство: учебники и программы». Эксперты обсудили поправки в закон «Об образовании», которые предложил внести Комитет Государственной Думы Российской Федерации по просвещению.
Сейчас образовательные программы разрабатываются самими школами и учителями в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом основных общеобразовательных программ. Комитет Государственной Думы Российской Федерации по просвещению предложил законодательные поправки, которые помогут закрепить «золотой стандарт» образования для всех школ с помощью федеральных государственных образовательных программ. Также в рамках единого образовательного пространства предлагается разработка единых учебников.
Что важно знать? Сегодня закон «Об образовании в РФ» описывает учебную программу как примерную, рекомендательную. Ничего обязательного юридически в законах не закреплено. Это часто вызывает разночтения.
— Преимущество отечественного образования — в фундаментальности, и мы не можем говорить, что фундамент будет крепким, если он состоит только из рекомендаций, — отметила председатель комитет Госдумы по просвещению Ольга Казакова.
Поправки предлагают «примерные» основные общеобразовательные программы заменить на «федеральные». Наряду с уже действующими федеральными государственными образовательными стандартами это будут документы, обязательные для исполнения. Образовательные программы получат статус нормативных правовых актов.
А чтобы программы заработали, Минпросвещения подготовит единую линейку учебников.
Что даст «золотой стандарт» родителям? В первую очередь, уверенность в качественном уровне образования ребенка вне зависимости от школы и региона. У мам и пап появится возможность контролировать соответствие программ федеральным стандартам. Ребенку будет проще переходить из школы в школу, если родители решат поменять место жительства. При этом абсолютно в каждой школе будут использоваться верифицированные учебные материалы, доступные для ребенка.
— Детям должна даваться единая база знаний, — говорит Ольга Казакова. — Часто, переходя из одной школы в другую, ребенок оказывается и в другом мире. В одной школе он учился по одним учебникам, а в другой школе — совершенно иная программа. Мы обозначили коллегам из Минпросвещения России, что эта тема постоянно возникает на встречах с избирателями, и предложили те меры, которые Министерство могло бы принять.
Казакова особо подчеркнула, что ответственность за содержание учебника «должна возлагаться не на учителя или директора, а на федеральное министерство, которое ведет госполитику в части образования».
Поправки предполагают, что именно Минпросвещения будет формировать авторские группы, которые создают учебник, утверждать его текст и содержание. Важно: все будет размещаться в открытом доступе для общественного обсуждения. Таким образом, содержание учебников станет единым, а печатать их по-прежнему смогут разные издательства.
Директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Максим Костенко отметил, что учебник является важнейшим инструментом развития обучающегося, но о едином учебнике невозможно говорить без создания единого образовательного пространства.
— Создание единого образовательного пространства – это сегодня чаяния учителей, но важно понимать, что это не унификация всех образовательных организаций. Мы знаем, что в каждой школе работают уникальные педагогические коллективы, но необходимо регулирование их деятельности. К сожалению, сегодня мы видим множество интерпретаций подходов, а это не всегда ведет к повышению качества образования, – обратил внимание Максим Костенко.
По его словам, единое образовательное пространство – это комплекс того, чему учить, а также содержание образовательных результатов.
— Говоря о федеральных программах, которые создают базис, мы выступаем за те программы, которые не перекрывают источник творческой активности для тех образовательных организаций, которые показывают высокие результаты. Усиливается роль и значимость федеральных инновационных площадок. Хочу отметить, что направленность профилей сохранится и найдет отражение в федеральной образовательной программе, – сказал Максим Костенко.
Он добавил, что введение федеральной образовательной программы поможет учителям в работе, снизив бюрократическую нагрузку на них.
Уйдет лишняя нагрузка на учителей, когда им приходится разрабатывать программы и выбирать учебные материалы. Они смогут использовать нормативы как навигатор и критерия оценки своей работы.
— Сегодня очень важен вопрос доверия. Если мы с вами сформируем прозрачный и понятный механизм создания вот этого «золотого стандарта», если будут понятны те люди, которые будут отвечать за содержание, а также механизм влияния на это содержание, большая часть вопросов, которые сегодня возникали, будет снята. Со всеми участниками процесса важно определить и согласовать баланс вариативности, которая зависит от специфики региона, детей, организации, – прокомментировала председатель Комиссии Общественной палаты России по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко.
Руководитель Департамента образования и науки города Москвы Александр Молотков подчеркнул важность того, чтобы введение федеральных образовательных программ не ограничивало школы в их развитии, чтобы «золотой стандарт» не превратился в «золотой шаблон».
Важно определить и согласовать баланс вариативности, которая зависит от специфики региона, детей, организации. Введение федеральных образовательных программ не должно ограничивать школы в их развитии, чтобы «золотой стандарт» не превратился в «золотой шаблон».
— При разработке федеральной методической программы необходимо оставлять зазор по часам, чтобы у школы была возможность реализовывать программы сверх стандарта. Москва готова включиться и в разработку и включить наши наработки в федеральную образовательную программу, – сказал он.
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Екатерина Алтабаева добавила, что в обществе есть запрос на единообразие образовательных программ.
— Когда мы говорим о «золотом стандарте», надо сделать все, чтобы он точно был золотым. К этому надо подходить очень взвешенно, очень профессионально. Нельзя, чтобы рабочая программа охватывала все часы учебного плана. Тогда не останется возможности для самостоятельной работы организации. Что касается учебников, нужно думать о том, кто формирует содержание. Прежде всего, это должны быть высокопрофессиональные ученые, хорошо подготовленные кадры. Только тогда мы можем говорить, что концепт сложился, – сказала она.
По итогам общественного обсуждения будут подготовлены рекомендации, учитывающие предложения и замечания представителей педагогической и родительской общественности, экспертного сообщества. Рекомендации будут направлены в государственные органы Российской Федерации.
Пресс-служба Министерства просвещения РФ / Российская газета