Урок начнется с «Родины»
Накануне нового учебного года представлен специальный выпуск исторического журнала «Родина» для донбасских школ и вузов. Улица Артема, бульвар Пушкина, администрация главы ДНР… Снаряды продолжают оставлять незаживающие раны в Донецке. Но сердце Донбасса бьется. И спецвыпуск журнала «Родина» называется «Донбасс — сердце России». Он — о людях, которые не плыли по течению истории, а преодолевали его и тем самым сохранили право на память. Об этом говорил на презентации доктор философских наук Семен Экштут, материалы которого также вошли в необычный журнал-учебник.
«Донбасс — сердце России» — это и учебное пособие по истории для средней и высшей школы Донецкой и Луганской народных республик, и фраза с плаката 1921 года. Тогда Донбасс стал основой для индустриализации Советского Союза — страны, которой больше нет, но благодаря которой Украина и появилась как государство. Государство, которое решило отвергнуть все русское.
«Родина» несколько лет назад, к 365-летию воссоединения Украины с Россией, начала вести рубрику «Родичi Родины», в которой публиковала материалы о славной совместной истории наших стран. Они и вошли в основу специального выпуска.
Сергей Миронов, председатель партии «Справедливая Россия — Патриоты — За правду», которая стала партнером необычного проекта, назвал это издание уникальным.
— Здесь то, что должны знать наши дети по истории России и Украины, — сказал Миронов. — Это исторически выверенная правда. Как бы нынешние власти Украины ни хотели переписать историю, у них это не получится. Мы — один народ. А Донбасс — сердце России. Мы привыкли, что так говорят о Москве. Но у настоящей матери сердце там, где больно. А сегодня боль Москвы и России — там, где кровь. Там, где люди не захотели чтить Шухевича, Петлюру и Бандеру.
«У настоящей матери сердце там, где больно. Сегодня боль России там, где проливается кровь».
Миронов напомнил, что в украинских учебниках по истории нет ни слова о Великой Отечественной — лишь о войне за независимость Украины. Это подтверждает и советник главы ДНР Игорь Кимаковский, который привез в Москву артефакты с освобожденных территорий Донецкой области.
Это и те самые учебники, и типовые стенды для школьных кабинетов истории, в которых нет ни единого слова о Великой Отечественной войне, и бандеровский китель, изготовленный на фабрике в Запорожье, свободно продающийся на территории Украины…
Всего несколько дней назад Кимаковский был в Марьинке, где сейчас идут ожесточенные бои, продолжают сыпаться снаряды.
— Всем нам важно понимать, насколько важные события . происходят в Донбассе. И специальный выпуск «Родины» — это информационный снаряд крупнейшего калибра, который в этих условиях просто необходим, — убежден Кимаковский.
С ним согласны и донбасские учителя. Татьяна Жильченкова преподает историю в 39-й школе Донецка, а Оксана Чередниченко — в 112-й (интервью с ними ниже). Они тоже поднялись на сцену.
— Летом я работала с детьми освобожденных территорий, — сказала Татьяна Жильченкова. — И мне стало до слез обидно, что ребята из 7, 8, 9-х классов не знают, кто такие Петр I и Екатерина Великая. Специальный выпуск «Родины» не просто важен, он необходим.
— На протяжении всех лет мы ощущали поддержку России и не были одни, — сказала Оксана Чередниченко. — И сейчас нам важно научить детей критически мыслить и понимать, где правда, а где ложь. От этого зависит наше будущее.
А Святослав Рыбас, почетный гражданин Донецка и член Московского землячества донбассовцев, напомнил участникам встречи, что рубиновые звезды на кремлевских башнях — из донбасского стекла.
Видео: Презентация спецвыпуска журнала «Родина» «Донбасс — сердце России». Авторы: Александр Шансков, Дмитрий Балта.
«Живем надеждой!»
Донецкие учителя истории о прифронтовых школьных буднях
На встречу в редакцию «Российской газеты» донецкие учителя истории Татьяна Владимировна Жильченкова и Оксана Николаевна Чередниченко ехали в автомобиле почти сутки. Пробки, долгие проверки на границе, монотонная дорога и почти бессонная ночь измотали прилично. Но, чуть устроившись в отеле, они тут же начали расспрашивать, как попасть на Красную площадь…
Татьяна Владимировна родом из Донецка, 32 года педагогического стажа, высшая категория, звание — старший учитель. Большую часть жизни преподавала историю в Донецком фармацевтическом техникуме, последние четыре года работает в школе №39. Оксана Николаевна родом из Воронежской области, когда ей было два года, родители переехали в Донецк. Педагогический стаж 20 лет, работает в школе №112.
— Через несколько дней первый звонок. Ваши школы готовы к новому учебному году?
Оксана: Жаловаться не могу: условия созданы, чтобы нормально работать. Есть два компьютерных класса, в классах телевизоры, проекторы… Но нет предела совершенству.
Татьяна: Когда у нас будет 1 сентября, мы пока не знаем. Будет особое распоряжение, у нас же обстреливаемый город.
Оксана: Наш Кировский район отнесен к прифронтовым, каждый день гибнут люди. С 24 февраля не было ни одного дня без обстрелов. Скорее всего, в тех небольших городках, где обстрелов нет, первый звонок случится.
— Весной обучение шло заочно?
Татьяна: Конечно. Весь город усеян минами-лепестками, можно выйти на прогулку и без ноги остаться. С конца февраля в школу ходит только руководство, технический персонал да учителя по графику. Мы своих учеников с 24 февраля вживую не видели.
Оксана: К сожалению, пропала школьная романтика: нет ни вечеров, ни походов…
— Пришлось ли в новых реалиях перестраивать учебную программу?
Оксана: Мы все минувшие годы перестраивались на российские стандарты. Летом почти все учителя посетили курсы квалификации в России.
Татьяна: Уже в 2014 году у нас не было украинских учебников, сразу завезли русские.
— Сложно было перейти с украинских учебников на русские?
Оксана: Нет. Мы с коллегой заканчивали вуз по специальности «Всемирная история», а она предполагает изучение истории всего света. История маленького государства в общем объеме весьма незначительна.
Мы успели посмотреть спецвыпуск «Родины», для нас, историков, конечно, это огромный подарок. Можно просто брать каждую статью и на ее основе делать целый урок.
— Случались ли в вашей школе конфликты на политической почве?
Оксана: О чем вы! Мы все русские. В Донбассе остались патриоты.
— За годы войны в Донбассе состоялось восемь школьных выпусков. Следите за судьбами своих воспитанников?
Оксана: Конечно, и очень многими гордимся. Например, Дарья Колотий, моя выпускница, еще в восьмом классе заинтересовалась журналистикой, посещала кружок «Юнпресс», стала победителем всероссийского конкурса по журналистике и получила возможность поступить без экзаменов в МГУ. Выпускники прошлых лет стали призерами Донецкой республиканской олимпиады по истории, учатся в национальном университете на истфаке.
Татьяна: Уверена, что и у выпускников 2023 года хорошее будущее. Я руковожу школьным патриотическим кружком «Поиск». Основное направление — Великая Отечественная война. Но сейчас занимаемся и судьбами тех, кто уже в наши дни отдал жизнь за честь нашей республики. Мои ребята, неоднократные призеры республиканских слетов поисковиков, научились очень профессионально работать с домашними архивами героев.
— Какая самая большая проблема в школах накануне нового учебного года?
Татьяна: Воды нет в городе. Поэтому в школы привезены из России огромные цистерны, можно приехать набрать воды там. Еще воду в котельных берут. Питьевая вода есть в магазинах, да и волонтеры носят воду пенсионерам. Желание помочь друг другу огромное…
Р.S.
В тот вечер Татьяна с Оксаной не только успели побывать на Красной площади, но, немного заблудившись, до полуночи гуляли по Москве.
— Как здорово жить в мирном городе, — поделилась Татьяна. — Не надо бояться обстрелов, можно спокойно ложиться спать и ждать доброго утра…
Мы готовы к сотрудничеству, коллеги!
Обращение научного руководителя Института всеобщей истории РАН академика Александра Чубарьяна к педагогам-историкам Донбасса:
Уважаемые коллеги, хотел бы поддержать инициативу журнала «Родина», посвятившего специальный номер материалам в помощь преподавателям истории в школах и вузах Донбасса. Ни для кого не секрет, что сегодня во всем мире и в нашей стране, в частности, наблюдается беспрецедентный интерес к истории. Для педагогов очень важно составить объективную и точную картину исторического прошлого, потому что знание истории служит неким навигатором и для понимания событий сегодняшнего дня.
Надо иметь в виду и обострившуюся политизацию истории, попытки в некоторых странах использовать прошлое для современных спекуляций, что сказывается и на оценке происходящих событий. Для вас особую важность приобретает корректное знание истории России и Украины. В этом смысле я должен подчеркнуть, что российские историки очень много делали в последнее время для утверждения правды на основе исторических документов, касающихся двух соседних стран. Несколько лет назад мы издали специальный том по истории Украины. Значение этого материала для учителей Донбасса трудно переоценить. Поэтому у нас есть намерение в ближайшее время рассмотреть вопрос о возможности нового издания «История Украины».
Я ознакомился с весьма полезными материалами спецвыпуска «Родины». Они касаются и общетеоретических, общеисторических тем, и конкретных событий украинской истории, а также взаимоотношений России и Украины, начиная с глубокой древности и вплоть до современного периода. Многие сюжеты, связанные с этими отношениями, сегодня подвергаются пересмотру, на Украине их пытаются «переписать». Поэтому, мне кажется, для педагогов Донбасса будет очень важным иметь возможность познакомиться с современными и объективными оценками прошлого нашей страны и прошлого Украины.
Стоит подумать о продолжении подготовки специальных материалов для педагогов Донбасса, которые были бы интересны именно им. Поэтому я бы хотел попросить учителей: задайте российским историкам свои вопросы. У нас уже есть опыт такого общения с преподавателями высших учебных заведений Донецка и Луганска, которые написали, какие исторические сюжеты для них представляются наиболее важными. Мы это использовали на курсах повышения квалификации, которые прошли в Ростове-на-Дону.
У нас есть идея продолжить курсы для преподавателей вузов Донбасса. Я думаю, что можно было бы продумать вопрос о таких же курсах для школьных учителей истории. Поэтому так важно узнать, какие трудности в преподавании и в каких темах есть у наших коллег — учителей. Надеюсь, что этот повод — публикация специального номера «Родины» — откроет путь к тому, чтобы наладить наше планомерное сотрудничество.