Треть учителей не видит в школе ничего привлекательного для молодежи
Высокий уровень учебной нагрузки учителей давно уже стал очевидным фактом школьной жизни: примерно у двух третей педагогов она составляет полторы ставки и более. Гораздо реже обсуждают еженедельную структуру рабочего времени учителей. Сколько времени они отводят подготовке к урокам, проверке выполненных заданий, индивидуальной работе с отстающими, написанию отчетов? Зависит ли структура рабочего времени от педагогического стажа? Ежегодный мониторинг общего образования не только дает ответы на эти вопросы, но и позволяет узнать, что, по мнению самих учителей, привлекает в работе в школе молодых специалистов.
Кого и когда опрашивали
Мониторинг проводился Центром экономики непрерывного образования (ЦЭНО) Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) в марте 2020 года, когда экстренный переход школ на дистанционное обучение в связи с пандемией еще не произошел. В связи с этим результаты мониторинга не отражают изменения, обусловленные резкой сменой формата педагогической деятельности, но могут служить отправной точкой при анализе постковидной ситуации в системе школьного образования.
В мониторинге приняли участие 2126 учителей из 76 общеобразовательных организаций трех областных центров, 13 городов, 13 сельских районов Новгородской, Нижегородской и Тульской областей. Чуть больше половины респондентов (52,7%) – учителя 5-11-х классов, около трети учителей обучают детей в начальной школе, 15,9% опрошенных преподают ученикам всех классов.
Высокая нагрузка
В ходе мониторинга, помимо учителей, исследователи ЦЭНО РАНХиГС опрашивали и руководителей общеобразовательных организаций. Директора школ охарактеризовали кадровую ситуацию как непростую, но в целом стабильную. Одной из главных проблем они назвали высокий уровень учебной нагрузки: лишь небольшое число учителей, по словам директоров, работали с учебной нагрузкой 18 часов, а у значительной части педагогов она превышала 25 уроков в неделю, что в существенной мере обусловлено необходимостью обеспечить соответствующий уровень заработной платы.
По мнению руководителей школ, столь высокий уровень учебной нагрузки препятствовал решению задачи повышения уровня профессионального мастерства учительского корпуса и созданию условий, способствующих саморазвитию педагогов.
Учителя, как и директора школ, отмечали высокий уровень интенсивности труда. Как показали результаты анкетирования, у 63% педагогов учебная нагрузка превышала полторы ставки. Кроме того, 68,5% опрошенных вели по несколько предметов из одной или нескольких образовательных областей, что требовало значительных временных затрат на подготовку к урокам. Более 70% педагогов осуществляли классное руководство, проводили различные виды дополнительных занятий. Больше трети учителей (34,9%) сообщили о том, что подрабатывают репетиторством.
Структура рабочего времени
Один из самых интересных разделов мониторинга знакомит нас с еженедельной структурой рабочего времени учителей по их собственной оценке (без учета времени на проведение уроков и повышение квалификации в системе дополнительного профессионального образования).
Оценка учителями в марте 2020 года еженедельной структуры своего рабочего времени (без учета преподавания), %
Больше всего времени педагоги отводили подготовке к урокам и проверке работ учащихся: шесть и более часов в неделю 28,8% опрошенных учителей затрачивали на подготовку к урокам, 26,7% – на проверку работ. При этом 7,3% респондентов сообщили, что на подготовку к урокам у них уходило не более одного часа в неделю, а для 11,7% педагогов этого времени хватало для проверки работ учеников.
На отчетность 78% учителей тратили не более трех часов в неделю.
Меньше всего времени учителя посвящали участию в работе методических объединений, а также в работе школьных комиссий и советов: эти направления деятельности занимали не более одного часа в неделю у 70,7% и 75% опрошенных соответственно. На внешкольные мероприятия с классом у 43,1% педагогов уходило не более одного часа в неделю.
На работу с отстающими учащимися две трети учителей, по их собственной оценке, отводили не более двух часов в неделю.
Что влияет на структуру рабочего времени
В ходе мониторинга было установлено, что тип населенного пункта не оказывает существенного влияния на структуру рабочего времени учителей. Подготовка к урокам, проверка работ учащихся и подготовка отчетности занимали примерно одинаковое время у учителей из школ, расположенных в региональных столицах, небольших городах и селах. Сельские учителя отводили чуть больше времени, чем их коллеги городских школ, на индивидуальную работу с учащимися.
Кроме того, мониторинг показал, что учителя начальных классов посвящали больше времени подготовке к урокам, чем учителя-предметники в основной и старшей школе, но эти отличия нельзя назвать существенными.
В отчете о результатах мониторинга приведена таблица, позволяющая оценить, как педагогический стаж учителей влияет на структуру рабочего времени.
Оценка учителями в марте 2020 года еженедельной структуры своего рабочего времени (без учета преподавания) в зависимости от педагогического стажа, %
В целом можно сказать, что времени на подготовку к урокам и проверку работ опытные учителя отводили примерно столько же, сколько и молодые педагоги, но некоторые отличия все же стоит отметить. Так, к примеру, доля молодых учителей, которые на проверку выполненных заданий отводили шесть и более часов (22,3%), на 5-6 процентных пунктов меньше, чем доля их более опытных коллег, уделявших этой работе столько же времени. И наоборот, доля молодых педагогов, которым для проверки хватает одного часа в неделю (15,6%), в полтора раза выше доли опытных учителей, отводивших работам учащихся не более одного часа. Примерно такая же картина наблюдается и в отношении подготовки к урокам, хотя, казалось бы, доля молодых учителей, которые отводят на это мало времени, должна быть минимальной.
Что привлекает молодежь в работе в школе
Наш портал не раз писал о том, что в России наблюдается тенденция «старения» педагогического корпуса. Изменить ситуацию мог бы заметный рост оплаты труда или возможность решения жилищной проблемы, но в нынешних реалиях говорить об этом не приходится, разве что как о мечте.
И все же небольшой приток молодых педагогов в школы наблюдается. Что же сами учителя, уже имеющие опыт работы в школе, думают о факторах, привлекающих молодых специалистов на работу в школу?
Что привлекает молодых специалистов в вашем регионе в работе в школе? (все подходящие варианты ответа), %
Учителя считают, что в первую очередь для молодежи может быть привлекателен удобный режим (36,8%), стабильность (34,9%), а также интерес к профессии (32,7%). Режим работы оказывается особенно значимым для молодых специалистов в областных центрах (43,3%).
Интерес к работе в качестве фактора, значимого для молодых специалистов, чаще упоминали учителя начальных классов (35,8%), а также гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением отдельных предметов (35,2%).
Нынешний размер заработной платы не рассматривается учителями как основная причина прихода молодежи в школу (5,5%), но в сельской местности этим фактором нельзя полностью пренебречь (10,7%).
Следует отметить, что 28,7% учителей считают, что работа в школе в наши дни вообще не может быть привлекательной для молодежи, причем в малых и средних городах такой точки зрения придерживается 37% респондентов.
Требуются решительные шаги
Высокая учебная нагрузка, обусловленная необходимостью обеспечить соответствующий уровень заработной платы учителей, препятствует решению задачи повышения уровня профессионального мастерства учительского корпуса. С переходом на дистант, как отмечает подавляющее большинство педагогов, нагрузка возросла. Больше трети – особенно в небольших городах – не видят в учительской деятельности ничего, что могло бы привлечь в школу молодежь.
Все эти факты нуждаются не просто в пристальном внимании органов управления образованием. Требуются решительные шаги, в противном случае нехватка педагогов, о которой говорят директора школ, и «старение» педагогического корпуса станут хроническими болячками нашего школьного образования.