Тётенька из РОНО не поможет
Фрагмены из выступления Светланы Мишлановой, преподавателя педагогики с 30-летним стажем
«Школа — сама по себе глубоко парадоксальная затея. Мы — люди, которые выучились вчера. Мы учим детей, которые живут сегодня. Чему мы их учим? А про завтра мы с вами ничего не знаем! И получается, что перед педагогом стоит задачка-то нехилая: быть человеком из будущего. А я живой человек. Кто меня научил быть человеком из будущего?».
Региональное пермское издание 59.ru опубликовало материал с выступления Светланы Мишлановой, преподавателя педагогики с 30-летним стажем, на общественном фестивале «Мосты». Нам показались интересными выводы, которые делает опытный специалист. Публикуем отдельные фрагменты.
Про мертвечину вокруг школы
Всё, что есть сейчас в школе, когда-то создавалось как мощный шаг вперёд. Хорошо, когда ты император и у тебя есть персональный философ, который ведёт с тобой беседы и обучает тебя. А когда образование массовое? Неизбежна организация больших групп. Неизбежно планирование технологии этой организации, распределение усилий и ресурсов.
Всё, что возникало когда-то в школе, возникало, потому что было нужно. Ввели отметки — это был мощнейший цивилизационный шаг вперёд, потому что это был уход от физического насилия. Не пороть, не бить линейкой по пальцам, а цифрами измерять успехи, цифрами поощрять. Но со временем всё закостеневает и становится помехой. Вдруг обнаруживается, что там, где должны быть радость познания и открытия, азарт и удовольствие, идёт гонка за цифрой.
Родители что спрашивают у ребёнка? «Что ты получил?». Не «что ты узнал?», не «чему ты научился?», а «что ты получил?». Потому что это некий показатель, который можно увидеть в динамике. Это то, что можно предъявить в качестве аргумента.
Мы все хотели бы, чтобы наших детей учили гениальные педагоги: Сухомлинский, Шаталов, Корчак. Но учитель — массовая профессия. И надо смотреть на вещи здраво. Какой инструмент мы даём в руки учителя, чтобы он — обычный, нормальный человек со своими реальными проблемами в жизни — пришёл к нашим детям и не покалечил их?
Вокруг нашего дела страшно много «мертвечины». Я всегда говорила: не надо читать учебники по педагогике. Только если мучаетесь бессонницей. Вокруг неё очень много фикции, фальши, пафоса, лозунгов. Вместо инструментов, реального дела, технологий.
Про неврозы учителей
Вот заканчивается урок, заходят учительницы в учительскую. На лице — тоска. Говорят они: «Как мне всё это обрыдло». Я говорю: «А чего маешься-то? Жизнь единственная проходит, никто не вернёт ни секунды. Как можно тратить жизнь на то, что тебе в тягость?» Знаете, что мне отвечали? «Так меня ж никто никуда никогда не возьмёт». Вы представляете?
К нашим детям приходят люди, которые здесь, потому что их больше никто никуда никогда не возьмёт! Это, я считаю, серьёзная общественная беда. И странно, что общество этой бедой вообще не озабочено.
Во Франции человек с неврозом не будет ходить на работу. Он будет лечиться. Невроз, выгорание, депрессия — это серьёзные болезни.
Теперь скажите мне: учитель, у которого невроз, это почти закон. И никто не думает, как помочь этому учителю. Как ему с этим неврозом справиться? Его никто этому не учил. И если не мы — родители, общество — озаботимся этим, то кто? Ну кто?
Учителя используют, как тряпочку. Им всё вытерли, а потом выкинули, когда он уже ничего не может. Никто не озабочен тем, чтобы восстановить его душевное равновесие. Помочь ему. Дать ему в руки инструменты реальные. Как вести себя в ситуации буллинга? Как разрешать конфликты? Что делать с очень талантливыми детьми? Что делать с детьми, которые по каким-то причинам отстают? Надо элементарно учить этому, потому что всё это есть, всё это человечество уже придумало.
У нас как считается: то, что распространено, то и нормально. Но это не так! Норма — это совсем другое. Нормальный учитель — это человек с горящими глазами. Это человек, который вдохновляет, это человек азартный, это человек, которому самому безумно интересно то, что он делает. Только с таким человеком наши дети не будут впадать в тоску на уроках.
Про содержание образования
Во всех учебниках педагогики написано: есть четыре составляющих содержания образования. Все эти четыре составляющих должны присутствовать на каждом уроке. Первое — это знания, понятно. Второе — как эти знания применять, то есть некие умения и навыки. А дальше начинается самое интересное. Третье — это опыт творческой деятельности. Наши дети будут жить завтра, мы про это завтра ничего не знаем, значит надо учить их действовать в непредсказуемых, неизвестных условиях. Есть ещё четвёртый элемент содержания образования. Опыт эмоционально-ценностного отношения к истине. Я должна истину любить, чтобы она стала частью меня. Если она не вызывает у меня чувств, она останется «за». Я сдам экзамен и забуду. И если я не буду ломать голову над тем, как сделать так, чтобы на уроке была радость открытия, азарт, чтобы здесь было весело, чтобы мы посмеялись вместе, то…Дети терпеливы до невозможности! Они уже давно адаптировались к нам, они знают, как выжить. Они знают, как сделать заинтересованное лицо, чтобы мы к ним не приставали.
Про вопросы и ответы внутри нас
Вопрос ещё в том, что нас не учат уважать себя. Поймите, у нас такой опыт растоптанности, такой опыт переломанных носов и выбитых зубов, генетический просто, что мы всего боимся. То есть: «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков».
Нет ничего проще, чем закидать учителей камнями. Они держат оборону на переднем фронте. Либо мы им помогаем, и тогда мы с них требуем. Либо если мы их бросили перед всем этим маразмом государственным, перед всем этим унижением, на которое они обречены, то мы не вправе с них требовать.
Я думаю, что общество должно быть озабочено тем, чтобы у учителя была подушка безопасности. Потому что государство — это тётенька в РОНО, которая в школе не выжила. Если ты успешный учитель, то ты из школы не уйдёшь бумажки перебирать! Тётенька в РОНО не поможет.
Я, к сожалению, не владею технологией общественного строения, но я проводила тренинги с учителями. Работала с сельскими школами, и мы прорабатывали с ними личные проблемы, мы учились взаимодействию, осваивали технологию установления контакта, поведения в конфликте, самозащиты, саморегуляции… Я их учила этому. Как сохранять хладнокровие. Как вызвать энтузиазм, когда у тебя нет сил. Как эти силы восстановить. Все наши вопросы и ответы — внутри нас. Мы просто не знаем, на какую кнопочку нажать.