Школа и цифровое образование
Минпросвещения при создании Цифровой образовательной среды будет работать с крупными игроками.
При создании Цифровой образовательной среды (ЦОС) Минпросвещения будет опираться на опыт уже реализованных федеральных и региональных проектов в сфере образования, а также опыт крупных игроков российского рынка образования. Об этом сообщил заместитель директора департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России Александр Лямин на всероссийской онлайн-августовке Яндекс.Учебника «Школа и цифровое образование», которая состоялась 20 августа.
Александр Лямин рассказал о стратегических целях нацпроекта “Образование”, ключевой из которых является вхождение России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования, а также об этапах цифровизации образования в России и создания Цифровой образовательной среды.
“Опыт пандемии показал, что в стране есть хорошие, интересные решения и сервисы, которыми многие пользовались и популярность которых была высокой. Сделать с нуля большое количество качественных сервисов и образовательного контента сложно, и здесь мы пойдем по пути взаимодействия с крупными игроками рынка. У нас амбициозные цели и короткие сроки, в которые нужно создать сервисы и базу верифицированного, интерактивного, увлекательного и эффективного контента. И уже наработанный опыт просто бесценен”, — сказал Александр Лямин.
ЦОС — это единая цифровая платформа, которая упростит учителям планирование, подготовку и проведение уроков, даст возможность автоматической проверки домашних заданий, а ученики получат доступ к верифицированному образовательному контенту и сервисам высокого качества. Регионы получат доступ к федеральным сервисам.
Директор Алтайского Института цифровых технологий и оценки качества образования Михаил Рязанов рассказал о пяти шагах цифровизации региональной системы образования, которые помогли преодолеть сложности в период пандемии. По его словам, самое важное — это кадры, необходимо сформировать сообщество лидеров цифровой трансформации, найти лучшие практики, обучить специалистов школ. Кроме того, нужно создать инфраструктуру, организовать многоканальную коммуникацию, правильно действовать в условиях неопределенности, развивать проекты на базе исследований.
Представители Яндекс.Учебника предложили варианты решения проблем, с которыми столкнутся учителя в начале учебного года: это пробелы в знаниях после карантина, включение детей в нормальный учебный режим, перенос Всероссийской проверочной работы с апреля на осень 2020 года. Еще один острый вопрос, который стоит перед школьным образованием сегодня, — это вероятность повторения пандемии и готовность российских школ к выходу на дистанционное образование.
Создатели Яндекс.Учебника рассказали о проведенном в разгар весеннего дистанта опросе учителей, зарегистрированных на платформе, которое показало, что большинство педагогов (80%) испытывают затруднения с подбором цифровых инструментов под методические цели.
«Цифровые сервисы — это не панацея. Это инструмент, который в руках педагога позволяет решить те или иные педагогические задачи. В апреле 2020 года мы провели большое исследование, которое показало, что учителя испытывают сложности в подборе инструментов под свои методические цели. Главное — научиться применять цифру по месту, согласно текущей учебной задаче. А наша роль — помочь педагогу постепенно интегрировать цифровые инструменты и уметь их сочетать для повышения эффективности», — сказал директор по развитию Яндекс.Учебника Дмитрий Растворов.
Для того, чтобы помочь учителям, на платформе Яндекс.Учебника была также создана программа развития педагогов Я Учитель. Для российских педагогов в 2020/2021 учебном году будут доступны дистанционные курсы по самым актуальным темам – базовые цифровые компетенции учителя, функциональная грамотность, инклюзивное образование в общеобразовательной школе, выгорание, работа с трудным поведением и другие. В частности, с 5 октября по 5 ноября пройдет интенсив Я Учитель, в котором могут принять участие все желающие учителя.
С этой же целью Яндекс.Учебник создает комплексные инициативы для педагогов, которые просто встроить в образовательный процесс. Так, с 5 октября по 25 декабря можно будет принять участие в Марафоне по функциональной грамотности.
Справка: Яндекс.Учебник — это бесплатный сервис для учителей, по которому учатся более 1,9 миллионов учеников по всей стране. В период дистанта платформа была включена в список рекомендуемых сервисов Министерством просвещения Российской Федерации. Библиотека сервиса состоит из более чем 350 000 заданий по математике, русскому языку, музыке, окружающему миру. Все задания составлены методистами с учетом ФГОС и подходят к любой учебной программе.