Российские педагоги осваивают новые методики инклюзивного образования

26 октября стартует федеральный этап IX Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России». Педагоги обменяются лучшими практиками инклюзивного обучения детей с особенностями развития и здоровья. Конкурс организован Минпросвещения России и Московским государственным психолого-педагогическим университетом.

Фото: рermnews.ru

Конкурс «Лучшая инклюзивная школа России – 2022» проходит по трем номинациям: «Лучший инклюзивный детский сад», «Лучшая инклюзивная школа», «Лучшая инклюзивная организация отдыха детей и их оздоровления».

Региональный этап конкурса завершился в конце августа. В первом туре федерального этапа победители регионального этапа представили лучшие практики инклюзивного образования в заочном формате. В его рамках оценивались кейсы инклюзивных практик, педагогических технологий организаций – участников конкурса.

Во второй очный тур прошли 60 организаций-финалистов из 41 субъекта Российской Федерации. 26–28 октября в Москвве по 20 финалистов в каждой из трех номинаций конкурса представят свой опыт организации инклюзивного образования, отдыха и оздоровления.

С полным списком финалистов можно ознакомиться на официальном сайте конкурса. Победителей и призеров Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России – 2022» назовут 28 октября.

На пресс-конференции, посвященной старту конкурса, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Юлия Сачко отметила, что в России делается все необходимое для обеспечения доступности и качества образования для учащихся с инвалидностью или с ограниченными возможностями здоровья.

«До 1 сентября 2013 года общее образование в России ребят с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического сектора преимущественно было организовано в школах-интернатах и в школах, не так уж близко территориально расположенных от места проживания. Дети порой неделями или даже четвертями не видели своих родителей и близких родственников. С 1 сентября 2013 года Россия официально интегрировала в законодательство понятие «инклюзивное образование», – заявила Юлия Сачко.

Она уточнила, что сегодня делается все для того, чтобы ребенок мог учиться максимально близко к месту своего проживания, чтобы он жил и воспитывался в семье.

Юлия Сачко напомнила, что термин «инклюзия» подразумевает не только обеспечение качества и доступности образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, он охватывает ребят, попавших в трудную жизненную ситуацию, детей-сирот, детей с неродным русским языком, которым требуются специальные образовательные условия.

«Конкурс «Лучшая инклюзивная школа», по сути, инструмент, который выявляет правильность движения государственной политики в вопросах регулирования организации образования и обучения, воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Это площадка обмена инклюзивными практиками и место, где органы государственной власти могут получить запрос от образовательных организаций, чтобы своевременно повлиять и при необходимости изменить государственную политику в регулировании тех или иных вопросов», – пояснила Юлия Сачко.

Всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа России» проводится с 2013 года. За это время в нем приняли участие 1356 образовательных организаций и 28 организаций отдыха детей и их оздоровления из всех субъектов Российской Федерации.

Конкурс включает два этапа: региональный и федеральный. В нем принимают участие образовательные организации (детские сады, школы, организации отдыха детей и их оздоровления), реализующие инклюзивные подходы к организации образования, отдыха и оздоровления детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

В 2022 году конкурс проводится впервые по трем номинациям. К номинациям «Лучшая инклюзивная школа» и «Лучший инклюзивный детский сад» добавилась еще одна – «Лучшая инклюзивная организация отдыха детей и их оздоровления». В 2022 году на конкурс поступило 226 заявок из 62 субъектов Российской Федерации.

Абсолютными победителями конкурса «Лучшая инклюзивная школа России – 2021» были признаны детский сад № 83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга и средняя школа «Комплекс Покровский» города Красноярска.