Происшествие в лесу

Театрализованная сказка по теме пожарной безопасности в ДОУ (ранний возраст)


Цыбульская Е. Б., музыкальный руководитель МАДОУ детский сад «Кроха», г. Малая Вишера, Новгородская область


Цели:
— систематизация ранее приобретенных знаний – об огне и пожаре.
дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом;
— формировать умение реально оценивать возможную опасность;
— вооружить знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях;
— развивать творческие способности дошкольников посредством театрализации;
— воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
— воспитывать чувство благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуация;
— прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара;
— учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.

Задачи:
Образовательные: закрепить знания об опасных предметах, знания номера телефона пожарной охраны.
Воспитательные: воспитывать осторожность в обращении с опасными предметами.
Развивающие: развивать способность делать собственные умозаключения.
Здоровьесберегающие: выполнение санитарно-гигиенических требований; использование здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, динамические паузы).

Оборудование: магнитофон с записью сирены, картинки с фотографией пожарного и пожарной машины; куклы Би-ба-бо.
 
Материалы:
для опытов: свечки, порошок, земля, песок, плотная ткань, спичка;
для игр: картинки, ведра, тазики.

Декорации: домик зверей, пожарный щит, пожарная машина, персонажи сказки.
 
Предварительная работа:
— чтение литературных произведений о пожарах: С.Я. Маршак «Кошкин дом», А.Н. Толстой «Пожарные собаки», К. Чуковский «Путаница», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»;
— просмотр мультфильмов: «Кошкин дом», «Мишка Тишка»;
— рассматривание иллюстраций о пожаре, о том, что может вызвать огонь и пожар, беседы о поведении при пожаре.

Интеграция образовательных областей: здоровье, безопасность, познание, коммуникация.
 
 
Ход занятия:

Пожарная безопасность (Видео-конспект)

Воспитатель: Я вам сейчас загадаю загадку, а вы скажете, о чем мы сегодня будем говорить.

Он красив и ярко-красен
Но он жгуч, горяч, опасен! (Огонь)

Правильно, это – огонь. Огонь бывает полезным и очень опасным. Хотите узнать, когда огонь приносит пользу, а когда вред, и что нужно делать, чтобы огонь не причинил вреда?

Тогда для начала посмотрите сказку, которая называется «Происшествие в лесу»

В лесу на опушке построили дом.
Дружно зверюшки живут вшестером.
Танцуют, поют, пекут пироги,
Не зная, что ждет их беда впереди.
Мышка, Лягушка,
Зайка, Лиса,
Кот да медведь —
Вот какие друзья.

Танец детей в масках зверей

После танца дети садятся, а на ширме сказка продолжается, играют куклы. Звучит мелодия (Вьюга)

Вот промчалось лето красное,
Улетела осень с птицами,
Начинались дни холодные,
Приближались вьюги снежные.


 
Звери дрожат от холода
 
Мышка: Что-то холодно мне стало,
Дров в печи, наверно, мало.
Кое-как огонь горит,
Холод в домике стоит.

Лягушка: Я замерзла тоже очень,
Нету шубы у меня.
Может быть, мы дров подбросим
И согреемся тогда?
 
Зайка: Только будем осторожны,
Ведь с огнем шутить нельзя.
Слышал я: огонь однажды
Дом спалил у воробья!
 
Кот: А вот я не забоюсь,
Даже если обожгусь.
Эх, подброшу дров скорей,
Сразу станет всем теплей!
 
Медведь: Печку не забудь прикрыть,
Путь огню чтоб не открыть!
 
Волк подбрасывает дрова в печь и не закрывает дверцу.
 
Лиса: Уж пора и спать ложиться,
Ночь в окошко к нам стучится.
 
Все ложатся спать. Звучит колыбельная мелодия.
 
Рассказчик: Тишина, темнота в теремочке,
Только в печке трещат уголечки.
Дверцу закрыть позабыл наш волчок,
И прыгнул на пол уголек-огонек.
 
Уголек: Что-то мне скучно, хочу поиграть,
Буду огнем на полу рисовать!
 
Рассказчик: Спят наши звери, спят и не знают:
Огонь на полу возле печки пылает.
 
Уголек: Я уголек-огонек бываю разный —
Бледно розовый и красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.
(напевает песню) Уголек, уголек на полу резвится.
Искры сыплются кругом,
Дым идет со всех сторон –
Вот уже пылает дом.
Ох, беда случится!
 
Появляется пламя, начинается пожар.
 
Зайка: Ой-ёй-ёй, ой-ой!
Звери, проснитесь!
Пожар, мы горим!
 
Лиса: Звоните скорее –
Телефон 01!
 
Все стараются потушить пламя. Звучит тревожная музыка.
 
Лягушка: Ведра берите –
Нужна нам вода!
 
Мышка: Несите песок –
Без него никуда!
 
Медведь: Вот бочка с водой,
Вот тачка с песком,
Огнетушитель,
Лопата и лом.
 
Лиса: А где же котик – мягонький животик?
Неужели забился он в уголок?
 
Кот: Я здесь, я иду!
Простите меня.
Я печь не закрыл,
И случилась беда!
 
Звучит фонограмма сирены пожарной машины.
 
Зайка: Смотрите, машина пожарная мчится,
И вертолет к нам летит, словно птица.
 
Лиса: Телефон 01 запомнила я –
Если пожар, звоните туда.

Пожарные заливают огонь. Звучит быстрая музыка. Декорации меняются. Остается обгоревшая печка
 
Мышка: Случилась беда,
Огонь разозлился,
Горел и пылал,
Все сжигал и искрился.
 
Зайка: Но мы телефон 01 не забыли –
Пожарные сразу огонь потушили.
 
Лягушка: А всем остальным хотим дать совет:
Внимательны будьте, друзья!
 
Лиса: Огонь может греть, а может сжигать,
01 на помощь приходит тогда.
 
Кот: Теремок наш сгорел, и я виноват,
Без дома остались звери…
 
Медведь: Мы новый построим и сделаем так,
Чтоб беда не вошла больше в двери!
 
Декорации меняются. Звери построили новый дом. Звучит веселая музыка.
 
Звери:
Знаем мы, я и ты,
С огнем играть опасно:
Если вдруг он разозлится,
Будет все пылать, искриться!
Сделай так, чтоб беда
Не пришла к нам никогда.

Знаем мы, я и ты,
Жить нам нужно дружно.
Если вдруг огонь и дым,
Где-то слышится «Горим!»,
01 набирай
И пожарных зазывай.
 
Песня пожарных
 
Рассказчик: Жизнь дается лишь однажды,
Должен помнить это каждый.
Чтобы шалости с огнем
В доме запретить своем.

— Когда люди забывают об осторожности обращения с огнем, огонь становится смертельно опасным, может возникнуть пожар. Пожар не случайность, а результат неправильного поведения.
Пожар может возникнуть по вине человека (неосторожное обращение с бенгальскими огнями, фейерверками; во время празднования нового года, не выключенные электроприборы, спички, не потушенные сигареты, газ, траву жгут, пух тополиный) или по природной стихии (молния, землетрясение). Если такое произошло мы первым делом звоним пожарным по номеру 01.

Знает каждый гражданин:
Пожарный номер 01!
 
— Каким может быть огонь?
Предполагаемые ответы: разный, удивительный, волшебный, большой и маленький, опасный и полезный, безжалостный, бывает добрым и злым, тихий, приветливый, хороший, полезный, верный друг, вечный огонь, грозный, хищный, ненасытный, страшный, коварный, бледно-желтый, ярко-красный, рыжий…

Про огонь есть пословицы:
* Не шути с огнем, обожжешься.
* Кто огня не бережется, тот скоро обожжется.
* Спички – не игрушки, огонь – не забава.

— А сейчас я вам покажу способы тушения огня. Сегодня мы с вами научимся тушить огонь и правильно себя вести в ситуации, если вдруг случился пожар.

Опыт с тушением огня: способы тушения огня
Воспитатель ставит на поднос свечи и поочередно их зажигает, а детям предлагает затушить пламя водой, песком, землей, плотной тканью, порошком. Дети выполняют опыт под руководством воспитателя, который указывает на явные ошибки в тушении огня, делая основной акцент на том, что сила пламени напрямую связана с доступом воздуха (закрыть все окна).

Закрепление
1. Что нужно делать, если случился пожар? (Самое первое позвонить и вызвать пожарных, позвонив по телефону 01, закричать в окно, постучать соседям, ну и, конечно же, постараться потушить огонь самим).
2. Какие способы тушения вы знаете? Чем можно потушить огонь в доме? (водой, порошком, плотной тканью, огнетушителем, если он есть в доме)
3. А если ничего не получается? (выбегаем на лестницу и зовем на помощь соседей)
4. А если к этому времени загорелась и дверь? (кричим с балкона, зовем на помощь).
5. А если произойдет пожар в детском саду, как мы об этом можем узнать? (услышим звук пожарной сигнализации)
6. Что мы будем делать, чтоб спастись? (выйти через запасной выход, спуститься по лестнице, не толкаясь)
Хорошо, ну а если вы в лесу и вдруг увидели огонь, воды рядом нет, огнетушителя тоже, порошка стирального тем более…
7. Чем мы можем потушить? (землей, песком, плотной тканью, топчем ногой, если резиновая подошва и, конечно же, тоже вызываем пожарных, если ничего не получается)
8. Как вы думаете, а почему пожарная машина красного цвета? (Пожарные автомобили окрашиваются в красный цвет: цвет огня, цвет опасности, цвет, бросающийся в глаза издалека. Когда машина едет по дороге, её не только видно, но и слышно сирену).
9. Как вы думаете, почему она так громко звучит? (Чтобы другие машины слышали звуковой сигнал и уступали пожарной машине дорогу).
 
Дети слушают запись

— Что делают пожарные, когда приезжают на место пожара? (тушат пожар, пожарные машины заливают огонь водой из шланга)

Воспитатель:
— А бывает, что до приезда пожарных люди сами начинают тушить пожар. Я вам предлагаю поиграть в игру «Пожарные».

Игра «Пожарные»
Маленьким ведерком, передаваемым по цепочке, перенести воду с одного ведра в другое. Кто больше перенесет воды за 1 минуту, тот и победитель.

Группа делится на две команды. Выполняют игровые действия, соблюдая правила.

— Надеюсь, наше сегодняшнее занятие вам понравилось, и вы запомните все эти правила, а самое главное, будете соблюдать осторожность и безопасность.