Прием «Стол заданий»

Категории: Предметы

Тэги: ,

Как его использовать на уроке?

А.Б. Воронцов

 

Прием «Стол заданий» (А.Б. Воронцов), с одной стороны, помогает провести этап работы над ошибками после самопроверки проверочной работы, а с другой, помогает ребятам обретать веру в себя, создавать ситуации вовлеченности и увлеченности, повышать мотивацию, выращивать смыслы учебной деятельности, учить позитивной коммуникации. Расскажем о приеме подробнее.
 

 

Фрагмент урока
На отдельной парте заранее готовятся карточки, дидактический материал, ставится табличка «Стол заданий».


 

Этап 1
Прием используется после проверочной работы. Например, дети могут сами оценить результаты собственного теста, поставив знаки «Плюс», «Минус», «Вопрос» напротив каждого задания по ключам, которые раздал или проговорил учитель.
 
Этап 2
Далее учитель собирает от каждого ученика результаты и выявляет (совместно с ребятами) самые сложные, самые простые задания.
Проводится обобщение итогов выполнения работы.
– Посмотрите на результаты выполнения работы. В каких заданиях возникло наибольшее количество затруднений? (…) Учитель выделяет номера этих заданий в таблице.
– Повторите, как надо действовать, чтобы эти затруднения снять? (Найти ошибки, вспомнить правило (алгоритм) и применить их, чтобы исправить ошибки)
– У кого все верно? Что это означает? (У нас нет затруднений)
– Я прошу (тех, у кого нет затруднений) продолжить с нами общее обсуждение и помочь одноклассникам выявить свои ошибки. Вы будете экспертами-консультантами.
 
Обратите внимание! Можно распределить консультантов на группы по количеству номеров заданий и организовать пространство класса для свободного передвижения детей. Каждая группа (консультант) получает табличку с номером, которая соответствует номеру задания в выполненной работе.

Этап 3
Проводится работа над ошибками (8-10 минут).
– Поднимите руку, у кого есть ошибки в первом (втором, третьем, …) заданиях? Что вы сейчас должны будете сделать? (Разобраться, в чем причина ошибки)
– Давайте обсудим примерный алгоритм действий (можно напечатать и раздать памятки):
* Определить, что нужно было сделать в задании.
* Вспомнить, какое правило или алгоритм нужно было применить.
* Подумать, в каком месте «споткнулись», почему.
* Найти ошибку и исправить, применив правило (алгоритм). Объяснить свои действия.
* Выполнить подобное задание, проверить и доказать правильность выполнения.

Учащиеся, допустившие ошибки, работают по алгоритму. В процессе или по завершении работы общаются с консультантами: разбирают задание, проговаривая способ своих действий, проверяют правильность выполнения.
Ученики выбирают те задания, которые помогут им ликвидировать затруднения/возникшие ошибки в тесте.
Чтобы консультанты не скучали, предложите им в свободные минуты выбрать задания повышенного уровня или нестандартные задачи.
 
Важно! Детям, как правило, нравится работать по такому принципу, и они активно включаются в разработку заданий и пополнение копилки. Работа по составлению заданий помогает вывести их на уровень творческого применения знаний и способов предметных действий. Это создает атмосферу причастности к общему делу, к уроку, в который каждый может внести свой вклад и быть экспертом, консультантом, лидером, организатором, исполнителем.
 
Этап 4
Рассмотренный этап урока завершается обсуждением результатов, подведением итогов. Учащиеся анализируют изменения в своих результатах, выделяют алгоритмы и способы, которые восстановили или открыли заново, описывают процесс движения к победе!
 
Этап 5
Учителю следует подвести итоги, похвалить учащихся, нацелить на дальнейшие успехи.

Ольга Владимировна Федоскина, кандидат педагогических наук, методист отдела повышения квалификации, методических и инновационных проектов Издательского дома «Федоров», доцент кафедры психологии и педагогики детства ИПиП ТюмГУ, автор учебных пособий