«СССР на завершающем этапе Великой Отечественной войны»

Урок истории в 9 классе


Быков Кирилл Александрович, учитель истории МОУ СОШ №37 имени Маршала Советского Союза И.С. Конева, г. Вологда


Пояснительная записка
Урок истории является заключительным при изучении темы «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.». На основании имеющихся знаний о ходе Великой Отечественной войны учащиеся под руководством учителя доказывают роль Советского Союза как главной силы в победе над фашизмом и анализируют, какой ценой досталась победа.
Содержание материала урока подобрано в соответствии с требованиями госстандарта, авторской программы по истории под редакцией Данилова, Косулиной и носит личностно-ориентированный и проблемный характер.
Задания урока позволяют учащимся отработать материал предыдущих уроков и получить новые знания. Развивающие и ценностные компоненты задействованы на всех этапах уроках и реализуются с опорой на субъективный опыт обучающихся через эмоциональную составляющую.
На уроке используется технология проблемного обучения, что позволяет каждому ребенку раскрыть свои способности, проявить себя на уроке.
Данный урок апробирован на параллели 9-х классов в школах №37 и 26 г. Вологды в 2018 году. В зависимости от уровня подготовки обучающихся учитель может варьировать деятельность учеников в рамках подготовленных заданий (индивидуальная или совместная с учителем работа по заполнению таблицы; ответ по карте ученика с указанием основных направлений ударов; индивидуальная, парная или групповая организация работы с предложенными текстами). Большой объем материала урока требует высокого темпа работы детей, который должен задать учитель.

Цель урока: формирование представления о роли Советского Союза в победе над фашисткой Германией.
Задачи:
— развитие логического мышления, аналитических способностей (анализ, умение делать выводы), умения работать с информационными источниками;
— формирование нравственной и гражданской позиции; воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое нашего народа; развитие коммуникативных навыков.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Основные формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая через учебное сотрудничество.
На уроке применяются следующие методы:
— информационный (словесный);
— наглядно-иллюстративный;
— практический (частично-поисковый)
Этапы урока:
Мотивационный: вызвать интерес к изучению темы. В ходе урока дети подводятся к самостоятельному определению темы урока, целей и задач урока через систему проблемных вопросов. Мотивацией к целеполаганию становится проблема переоценки ценностей в современном мире, перед учащимися ставится задача аргументировано доказать свою точку зрения.
Актуализация знаний – проанализировать информацию с точки зрения изученного материала. Работа с высказыванием Ф. Рузвельта и видеорядом.
Открытие нового знания. Работа с учебником, картой, таблицей, с документом.
Рефлексия. Получить обратную связь и оценить уровень достижения цели урока.

В ходе урока используется мультимедиа оборудование (компьютер, проектор, аудиоколонки), раздаточный материал (карта «10 сталинских ударов», воспоминания и письма участников Великой Отечественной войны)
 
 
Ход урока:
 
Учитель: Здравствуйте, ребята! У нас с вами сегодня необычный урок! Я желаю нам успеха и надеюсь, что у нас с вами все получится.

Музыка на слайде презентации №1 «Вставай, страна огромная» (минусовка) первый куплет
 
— Я думаю, что всем вам знакома эта песня военного времени. К кому обращены её строки?
— С кем на смертный бой призывают людей?
— Откликнулась ли страна на этот призыв?
— Удалось ли ей одержать победу в этой борьбе?
— Легко ли далась нашей стране эта победа?
Поднимите, пожалуйста, руки те, у кого родственники принимали участие в военных действиях. Действительно, слова о том, что война затронула каждую семью, не случайны. В этом вы можете убедиться сами.

Слайд 2
Но все ли наши с вами современники согласны с тем, что победу в борьбе с фашизмом одержал советский народ? Посмотрите на этот слайд. Это данные опроса 2016 года среди жителей Великобритании, Франции, Германии и США. Большинство опрошенных считают, что США и Великобритания внесли решающую роль в борьбе с фашизмом во второй мировой войне.
— Согласны ли вы с этим мнением? (Ученики отвечают отрицательно) Ребята, для того чтобы аргументировано доказать свою точку зрения, какую цель мы должны поставить на сегодняшний урок? Давайте сформулируем ее: выяснить роль Советского Союза в победе над фашистской Германией на завершающем этапе войны.
 
Слайд 3
Начать нашу работу я предлагаю словами другого американца, президента США Франклина Рузвельта. О каких событиях 1941-43 годов упоминает президент США?

Следует показ слайдов перед ответами учеников
 
Слайд 4 (дети называют Битву за Москву)
Слайд 5 (дети называют Сталинградскую битву)
Слайд 6 (дети называют сражение на Курской дуге)

— Спасибо за ответы!

Слайд 7
Для достижения поставленной цели, мы должны с вами выполнить ряд задач.
Посмотрите на слайд. Из предложенного списка задач выберите самые важные для достижения поставленной цели урока и расставьте их в нужном порядке.
 
Дети должны составить такой план:

  1. Охарактеризовать военно-стратегическую обстановку на фронте к 1944 г.
  2. Выявить основные боевые действия на завершающем этапе войны и их результаты
  3. Выяснить цену победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Слайд 8
Переходим к первой задаче. Для того чтобы выяснить военно-стратегическую обстановку в 1944 гг., почитайте, пожалуйста, пункт №1 параграфа №34 учебника и ответьте на вопросы:
— Каково было соотношение сил немецких войск и Красной Армии?
— Как изменилось производство вооружения в Советском Союзе?
— Сделайте вывод о том, на чьей стороне оказалось военное превосходство
 
Дети читают, формулируют вывод о военном превосходстве СССР к 1944 г.
 
Слайд 9
Давайте посмотрим, как превосходство Красной Армии отразилось на боевых действиях, т.е. перейдем к решению следующей нашей задачи.
Я предлагаю вам поработать с картой и таблицей, которые находятся на ваших столах. Проследите по карте направления ударов, а в таблицу внесите названия военных операций. Работать вы можете в паре или индивидуально.

— Итак, вы закончили. Давайте проверим результат. Кто желает показать на карте направления основных ударов?
— Согласны ли остальные с ответами? Спасибо.
Все эти операции объединяет одно общее название «Десять сталинских ударов». Давайте попробуем объяснить каждое слово этого названия. Кто желает? Я бы охарактеризовал действия Советской Армии словом «рывок».
 
Слайд 10
Однако нам с вами известно, что в 1944 году война не закончилась. Посмотрите на таблицу 2 и назовите те сражения, которые привели народ к окончательной победе в Великой Отечественной войне.

Дети называют сражения, учитель показывает их на слайде
 
Слайд 11
День Победы – это праздник, который отмечается более чем в 20 странах мира. Давайте подведем итог – справились ли мы со второй задачей?
 
(Обращаемся к доске)
 
Слайд 12
Говоря о роли Советского Союза в победе над фашизмом, нельзя забывать о той цене, которую пришлось заплатить советским людям. И мы переходим с вами к третьей задаче нашего урока.
Существует предубеждение, что военные действия Красной Армии в 1944-45 годах были «легкой прогулкой по Европе», немцы практически без сопротивления бежали от наших войск. Работа с картой и таблицей, на первый взгляд, лишь подтверждают эту иллюзию. Давайте узнаем, а так ли это было на самом деле?

Слайд 13
Сейчас мы с вами поработаем в группах. У вас на столах находятся документы участников военных действий. Ваша задача состоит в том, чтобы изучить этот материал и, используя текст, ответить на поставленный вопрос. Обратите внимание на название и автора данных исторических источников.
 
Работа с текстами и рассказ
 
Слайд 14
Мемуары маршала авиации Голованова: основная мысль – сложность в доставке боеприпасов для активно наступавших фронтов в связи с распутицей.
 
Слайд 15
Письмо солдата Сергея Цветного: настроение солдат оптимистичное, все ждут скорого разгрома врага.

Слайд 16

Письмо солдата Михаила Ивченко: автор письма переживает за тяжелую долю родных в тылу, которые остались без единственного мужчины в семье.

Слайд 17
Мемуары командующего 11-й гвардейской армией Кузьмы Галицкого: в Восточной Пруссии советская армия столкнулась с тем, что приходилось лечить и кормить большое количество немцев — как пленных, так и гражданских. Эта задача ложилась на тыловые службы, которые выполняли ее в условиях тяжелых боевых действий.
 
Слайд 18
Мемуары маршала И.С. Конева: немцы превратили Берлин в крепость, особенно активно враг использовал подземные ходы. Противник защищался с огромной самоотверженностью.
 
Слайд 19
Письмо солдата Бориса Ручьева: советские войска в Европе преследовали главную цель – освободить её народы от ужаса фашизма, который истреблял целые народы в концлагерях.
При работе с источниками дети должны ответить на вопросы с опорой на текст документа. Важно, чтобы при ответе прозвучала эмоциональная составляющая, прозвучал автор этих строк.

Учитель: Давайте сделаем вывод, легко ли нашему народу досталась великая победа? Ребята, на основании этих документов мы поняли, что за Великой Победой стояла трагическая судьба каждого из ее участников.

Слайд 20
Этой же точки зрения придерживался и американец Рузвельт

Слайд 21
Ребята, посмотрите на слайд, перед вами – потери Советского Союза в ВОВ. Я бы хотел отметить, что ни одна страна в мире не заплатила такой цены за победу.
Давайте вернемся к цели нашего урока. Как вам кажется, достигли ли мы её? Пожалуйста, сделайте вывод о роли Советского Союза.
Давайте каждый из вас ответит для себя на следующие вопросы:
— Кому из вас материал урока показался важным?
— Кто готов аргументировано отстаивать свою точку зрения?
— Кому из вас захотелось больше узнать о роли своих родственников в победе над фашизмом?

Слайд 22
Великая Отечественная война затронула каждую семью в нашей стране. Я предлагаю вам дома подготовить информацию о вкладе ваших родственников в Великую Победу.

Слайд 23
Победа досталась нашему народу огромной ценой. Самой страшной и невосполнимой потерей стали человеческие жизни — более 27 млн военных и мирных жителей нашей страны унесла война. Если по каждому погибшему объявить минуту молчания, нам с вами пришлось бы стоять больше 50 лет. Помните об этом и гордитесь своими героическими предками.
22 июня, в годовщину нападения Германии на Советский Союз, мы отмечаем как День памяти и скорби, посвященный жертвам ВОВ. В этот день во многих городах страны люди зажгут Георгиевские свечи как символ памяти этих жертв и того самоотверженного подвига, который совершили люди в борьбе за наше будущее.
Я предлагаю почтить память павших минутой молчания!

(Звук метронома на слайде)
 
Возможно включение в урок зажжения самой Георгиевской свечи при наличии соответствующих условий.

Учитель: Спасибо за урок! С вами было очень приятно работать.


 
Приложение 1
Фрагмент текста параграфа для самостоятельной работы

 

Приложение 2
Карта «Десять сталинских ударов»


 
Приложение 3
Таблица для самостоятельной работы: — Вставьте названия военных операций, используя карту

Петсамо-Киркинесская;

Ленинградско-Новгородская;

Ясско-Кишеневская;
Львовско-Сандомирская;

Белорусская операция («Багратион»);

Прибалтийская;

Выборгско-Петрозаводская;

Одесская и Крымская операции;

Днепровско-Карпатская

Восточно-Карпатская и Белградская;

   I. «Десять сталинских ударов»
№ удара Название операции Даты Итоги операций
1 14 января –
1 марта 1944 г.
Разгром группы армий «Север», снятие блокады Ленинграда
2 24 декабря 1943-17 апреля 1944 Освобождение Правобережной Украины
3 1944 год Освобождение Крыма, Южной Украины
4 Лето 1944 Освобождение

Карелии

5 23 июня –

28 июля 1944

Освобождение Белоруссии
6 13 июля –
29 августа 1944
Освобождение западной Украины
7 Август 1944 Освобождение Молдавии
8 14 сентября –
24 ноября 1944
Освобождение Эстонии, Латвии, Литвы
9 Сентябрь-октябрь 1944 Освобождение Югославии и помощь словацкому восстанию против вермахта
10 Октябрь 1944 Освобождение Норвегии
 II. Наступление советских войск в Европе 1945 г.
Висло-Одерская операция 12 января –
3 февраля 1945
Освобождение Варшавы
Восточно-Прусская операция 13 января –
25 апреля 1945
Ликвидация Восточно-Прусской группировки. Взятие Кёнигсберга
Пражская операция 6-11 мая Освобождение Праги
Берлинская операция 16 апреля –
8 мая
Взятие советскими войсками Берлина, столицы Германии

 

Приложение 4
Военные операции СССР в 1945 г.

 

Приложение 5
Тексты для работы с историческими источниками личного происхождения (мемуары и письма о Великой Отечественной войне)
 
1 группа
Мемуары главного маршала авиации Александра Евгеньевича Голованова
«Размах наступательных операций Украинских фронтов был столь велик, а распутица столь сильна, что фронтовые подразделения, несмотря на огромную напряженность в своей работе, справиться с обеспечением потребностей фронтов не могли. Пришлось подключать для этого боевые части и соединения авиации… Боеприпасы… горючее… горючее… боеприпасы… продовольствие — вот главные требования Украинских фронтов. Если бы кто-то мог запечатлеть с воздуха ту непролазную грязь, которая исключает какую-либо возможность двигаться по ней автотранспорту! Он колоннами стоял на дорогах и без дорог в надежде как-нибудь пробраться к своим частям и доставить туда груз, без которого, как знал каждый водитель, не может его часть продвигаться вперед. Сотни людей толкали буксующие, словно на масляной подстилке, автомашины с перегретыми двигателями и кипящими радиаторами. Безмерно уставшие, выбивающиеся из сил водители и солдаты в мокрых от пота гимнастерках, перемазанные землей, маслом и еще бог весть чем, все же упорно, метр за метром, толкали этот транспорт вперед, к передовой, несмотря на огонь и атаки самолетов противника… Эта картина могла бы дать некоторое представление, в каких тяжелейших условиях воевал солдат, воевал и побеждал».
 
Учитель: Перечислите трудности, с которыми сталкивалась Красная армия во время наступлений. При ответе назовите источник информации и его автора.
 
2 группа
Сергей Цветной, солдат, 23 февраля 1945 г., письмо с фронта:
«Добрый день, дорогие мама, папа. Сообщаю вам, что я в данный момент жив и здоров. Нахожусь в Германии, а точнее, за Одером. От нас до логова немецкого всего 60 км, ближе всех. Да, батя, пришлось повоевать нам в Германии, а особенно на Одере. Немцы не хотели нас пустить за Одер, да ведь они много кое-чего не хотели, но ведь мы хотим, и в данный момент мы за Одером… В общем, живем неплохо. Всего имеем в достатке. Насчет покушать не задумываемся – всего до черта. Сахар мешками. Ну и кроме него есть. В общем, живем пока ничего, только кое-когда неспокойно бывает, но ничего. Знаешь, батя, фрицы уже пускают на нас женские батальоны. Сняли рабочих своих с заводов Берлина и на нас, но, слава богу, они здесь и остались. В общем, не знают, что делать. Мы им найдем скоро выход из положения. Живы будем, может, придется побывать и в логове. Думаем эту бойню в скором закончить. Не знаю, что выйдет.
Всего. С приветом, ваш сын Сергей Цветной.
Вот уже 2 года как я в армии».
 
Учитель: Каково было настроение советских солдат в 1945 г.? Как автор описывает ситуацию в армии врага? При ответе назовите источник информации и его автора.
 
3 группа
Письмо с фронта Михаила Ивченко, погибшего 23 мая 1945 года. Венгрия, 13 марта 1945 г.
«Здравствуйте, дорогие мои мама и сестричка Раечка.
Разрешите мне вам передать свой пламенный, фронтовой и незабываемый привет и массу наилучших пожеланий в вашей одной жизни… тяжело передать, что я на фронте, где жизнь считается по секундам. Я также сильно переживаю о смерти папы. Я также самое не сплю ночами, ибо нельзя, война и прочее. Так что, мамочка, нас постигло общее горе и не только вас, меня и Раю, но весь наш советский народ. Но мы не должны ныть, а, наоборот, переносить все эти трудности, стиснув зубы. Скоро покончим с гитлеровскими бандитами, разобьем и сметем с лица земли всю фашистскую нечисть. Остались, мама, к тому считанные недели. Не печальтесь, не падайте сильно духом.
На этом разрешите письмо кончить. Передавайте всем по привету. Оставайтесь бодры и … Пишите письма.
Ваш сын Михаил.»

Учитель: В чем заключались личные переживания солдат на фронте? При ответе назовите источник информации и его автора.
 
4 группа
Галицкий Кузьма Никитович: «В боях за Восточную Пруссию: записки командующего 11-й гвардейской армией».  (мемуары)
«По мере развития штурма (Кёнигсберга) все более напряженно приходилось работать тылу армии. Необходимо было не только обеспечивать боевые действия своих войск, но и кормить и лечить пленных, количество которых с каждым днем возрастало. Надо было также заботиться и о гражданском населении. В подвалах укрывались тысячи стариков, женщин, детей. Их тоже не бросишь на произвол судьбы. В каждом освобожденном квартале растерянные и подавленные люди, прижимая к себе детей, просили хлеба, а русский человек всегда был добрым.
Для работников тыла и прежде всего медико-санитарной службы основная забота — своевременная эвакуация с поля боя раненых. В условиях Кенигсберга это было не так просто. Почти каждого раненого приходилось выносить под огнем. Делали это, оказав первую помощь, девушки-санитарки. Иногда они несли на себе раненых целые километры, ободряя их ласковым словом.
Низкий солдатский поклон всем этим часто незаметным, мужественным и отважным советским патриоткам, не знавшим усталости и страха в бою!»
 
Учитель: С каким моральным выбором столкнулось руководство армии на территории Германии? Какова роль тыловых служб армии? При ответе назовите источник информации и его автора.
 
5 группа
Маршал советской армии Иван Степанович Конев, автобиография «Сорок пятый»
«Гитлеровцы готовили Берлин к прочной и жесткой обороне, рассчитанной на длительное время и построенной на системе сильного огня, опорных пунктов, узлов сопротивления. Чем ближе к центру города, тем оборона становилась плотнее. Массивные каменные постройки с большой толщиной стен приспосабливались к осадному положению. Окна и двери многих зданий заделывались; в них оставлялись лишь амбразуры для ведения огня… Пользуясь подземными сооружениями, противник причинял нам чрезвычайно много неприятностей. Случалось, наши войска возьмут тот или другой узел сопротивления, и, казалось бы, все здесь кончено; а неприятель по подземным ходам выбрасывает в наши тылы свои разведывательные группы и отдельных диверсантов и снайперов.
…А в рядах фольксштурма (народное ополчение из местных жителей) в дни решающих боёв за Берлин господствовало настроение, которое я бы охарактеризовал как истерическое самопожертвование. Эти защитники, в том числе совсем ещё мальчишки, видели в себе олицетворение последней надежды на чудо, которое вопреки всему в самый последний момент должно произойти».
 
Учитель: С какими трудностями столкнулась советская армия при штурме Берлина? При ответе назовите источник информации и его автора.
 
6 группа
Борис Ручьёв, солдат. 7 марта 1945 года, письмо домой
«Недалеко от места, где мы стоим, расположен лагерь. Лагерь уничтожения. Ты, наверное, читала в газетах о лагере на Майданске (*имеется ввиду концлагерь Майданек в г. Люблин). Так этот лагерь в несколько раз превосходит майданский. Шесть миллионов человек было уничтожено там. <…> Камеры, в которых людей душили газом; печи для сожжения трупов; рвы, в которые сбрасывались трупы, вернее, укладывались с немецкой аккуратностью — один ряд головами в одну сторону, другой — в другую. Рвы, доверху наполненные кровью. И во всём и везде эта дьявольская немецкая аккуратность. Может быть, в тылу не все верят описаниям этих бесчисленных ужасов. Да и в самом деле, трудно поверить, что люди, похожие внешне на нас, могли дойти до такой нечеловеческой жестокости. Но когда видишь всё это, задаёшь себе вопрос: кто они, эти существа, захотевшие истребить человечество? Люди ли это? Конечно, это не люди! Скоро настанет конец этим ужасам, будет расплата».

Учитель: Почему действия Красной армии на территории Европы были освободительными для её народов? При ответе назовите источник информации и его автора.
 
Список использованных источников:
1. История России, XX — начало XXI века. 9 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – М.: Просвещение, 2013. – 383 с.
2. Колпаков С.В. Атлас. История России с древнейших времен – начало ХХI века. 10-11классы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2016. – 80 с.
3. Галицкий К. Н. В боях за Восточную Пруссию: Записки командующего 11-й гвардейской армией. — М.: «Наука», 1970. — 500 с.
4. Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная… — М.: ООО «Дельта НБ», 2004. — 630 с.
Конев И. С. Сорок пятый. / Издание 2-е, исправленное и дополненное. — М.: Воениздат, 1970. — 288 с.
5. Письма Бориса Ручьева. Солдаты Победы: 99 писем с фронта. – эл. ресурс: https://mywebs.su/blog/people/8439/
6. Письма Михаила Ивченко. Подборка писем с фронта. / Государственный архив Ростовской области. – эл. Ресурс: http://gosarhro.ru/dates-events-people/the-letter/selection-of-pise/
7. Письма Сергея Цветного. Подборка писем с фронта. / Государственный архив Ростовской области. – эл. ресурс: http://gosarhro.ru/dates-events-people/the-letter/selection-of-pise/
8. Проект «Свеча Памяти». – эл. ресурс: http://svecha-pamyati.ru/
9. Американцы и европейцы не знают о роли СССР в победе над нацизмом. Новостное агентство Спутник – эл. ресурс: https://ru.sputnik.md/press_release/20160505/6401053.html