Подводные камни введения семьеведения в российских школах

Эксперты настаивают, чтобы вначале это было сделано в виде эксперимента

В новом учебном году в школьной программе появится новый предмет семьеведение. Родителей уже сейчас волнует, что будет включать в себя данный курс и кто его будет преподавать.

В советской школе пару раз пытались ввести подобные курсы в школьную программу — в 60-е годы прошлого века и в 80-е. Последний наверняка помнят некоторые читатели как предмет «этика и психология семейной жизни». Преподавали его обычно случайные люди — предметники по другим школьным дисциплинам, и, может, именно поэтому у родителей возникает законный вопрос: кто будет вести этот курс их детям?

Пока планируется, что преподавателями предмета «семьеведение» станут школьные психологи и учителя истории. Но, как верно замечают некоторые эксперты, например, Софья Дробязко из Союза «Родительская палата»: «Каждый преподаватель курса вносит в него часть своего личного опыта. А опыт некоторых психологов достаточно спорный, чтобы нести его детям в рамках этого предмета». Ей вторил преподаватель истории, лауреат конкурса «Учитель года — 2024» Сергей Цыбульский: «Знаком с учительским сообществом преподавателей истории. У многих личная жизнь не сложилась, как они будут говорить о семейных ценностях?»

Вообще, тема эта очень деликатная, например, ребенка из неполной семьи могут расстроить директивные указания учителя, что семья должна быть полной — или она несостоятельна. Сергей Цыбульский из практики своей работы в школе отмечал, что если в первый класс приходят дети с папой и мамой, то к 7-8 классам их приводит уже один родитель, а иногда состав семьи меняется — это второй или третий брак.

И лишь 4-5 семей сохраняются полными до конца учебы в школе их детей. Значит, говорить о составе семьи надо очень аккуратно и выверенно. Депутат ГД Николай Николаев, который отправил запрос в рабочую группу разработчиков курса, чтобы прояснить, что именно в нем будет преподаваться, ратует за то, что тема семьи не должна присутствовать в школе отдельным предметом на 45 минут. Он считает, что семейные ценности необходимо преподносить в рамках всех предметов, например, на математике разбирать задачи по бюджету семьи, на литературе давать образцы семейных отношений на примере классических произведений. «Ведь это получается, как с экологией. Когда она выделена в отдельный предмет и на уроках химии при обсуждении производств ее требования вовсе не учитывают. А ведь это тема, которая должна пронизывать все предметы школьной программы».

Сергей Цыбульский напомнил, что с сентября убрали уроки обществоведения в старшей школе: «А ведь в рамках этого предмета мы как раз говорили о семейных традициях и бюджете семьи». Протоиерей, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря Алексей Ильяшенко обратил внимание на то, что семья у разных религиозных конфессий имеет разные понятия: для православных брак с одной женщиной, для мусульман возможен с четырьмя: «Надо опираться на общие ценности. Например, верность, которая сопровождает любые семейные отношения». Он же поднял вопрос о демографическом спаде в России, который все мы обязаны учитывать.

Софья Дробязко считает, что в курсе семьеведения обязательно надо говорить о рождаемости, о негативном влиянии контрацепции на репродуктивное здоровье женщин, о профилактике абортов. Сергей Цыбульский отметил, что для пропаганды семейных ценностей мало школьного курса, необходимо наладить киноиндустрию под эти цели. «В российской истории есть пример императора Александра III, при котором произошел демографический взрыв. Этого он достиг социальной политикой и мирным существованием на протяжении 15 лет». Николай Николаев поддержал преподавателя в том, что семейные ценности должны пропагандироваться всей культурной средой: «Россия — живой организм и образование — живой организм, и нам не надо скороспелых решений».

Действительно, курс семьеведения разрабатывался всего полтора года, и, может быть, стоит апробировать его в виде эксперимента, а потом уже вводить в школьное расписание?

Источник