Почему нам нужны счастливые школы?
Насколько реалистичны цели, заявленные в докладе ЮНЕСКО «Почему мир нуждается в счастливых школах».
В этом году ЮНЕСКО опубликовало доклад «Почему мир нуждается в счастливых школах», ключевой тезис которого можно сформулировать так: образование должно фокусироваться не только на академических достижениях, но и на воспитании счастливых и всесторонне развитых учеников.
Ключевыми элементами «счастливых школ» являются наставничество, вовлеченность родителей, а также целенаправленное развитие у детей социальных и эмоциональных навыков. Модель «счастливой школы» рассматривается как главный инструмент трансформации образовательных систем во всем мире. О том, насколько реалистичны цели, заявленные в новом документе, и о возможностях их воплощения в школьной практике рассказывает ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А. Пинского НИУ ВШЭ Сергей Заир-Бек.
Пора действовать?
— Доклад ЮНЕСКО — это декларация, рекомендация или призыв образовательного сообщества к действию, к переменам?
— Естественно, никакой международный документ не может быть обязательным, если он не подписан правительствами или президентами в качестве соглашения или договора. Но есть такое понятие, как values, то есть ценности. Концепция ЮНЕСКО задаёт некоторые ориентиры, которые соответствуют ценностям и целям устойчивого развития, утвержденным Генассамблеей ООН до 2030 года. Это то, что становится приоритетом для мировой повестки, скажем так.
— Каковы причины появления этого доклада? Какие проблемы накопились в обществе и в системе образования, которые послужили импульсом для переосмысления миссии школы?
— С одной стороны, это внешние вызовы — бедность, неравенство, голод, а с другой — внутренняя школьная повестка, которая касается некачественного образования с точки зрения ЮНЕСКО и прогрессивного международного сообщества.
Современная школа во многом концентрирует в себе проявление как позитивных, так и негативных моделей общественных отношений, связанных не только с взаимовыручкой и уважением, но и с принуждением и насилием. В целом, в России до 30% молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет ежегодно сталкиваются с насилием, и на систему образования приходится пятая часть этих случаев. По данным разных исследований, до 60% опрашиваемых говорят, что во время учебы у них были конфликты с учителями, более половины боялись своих преподавателей, около 75% считают, что учителя относились к ним несправедливо. В свою очередь, более 52% детей в возрасте от 10 до 18 лет заявляют, что подвергаются в школе физическому насилию или психологической травле со стороны других учеников.
И так происходит не только в России. В докладе ЮНЕСКО «Почему мир нуждается в счастливых школах» говорится, что каждый третий школьник в мире ежемесячно подвергается буллингу, а кибербуллинг приобрел глобальные масштабы.
От психологического благополучия до сбалансированных программ
— Словосочетание «счастливые школы» трудно отнести к категории научных терминов. Как бы вы объяснили это понятие?
— Само понятие «счастливая школа» сегодня намного шире просто школы, в которой процветает благополучие. Попробуйте сами определить, какая школа может называться счастливой, и что означает благополучие. Может получиться достаточно значительное определение со многими пунктами. В докладе это школа, в которой:
- созданы и реализуются возможности для поддерживающих взаимоотношений и сотрудничества;
- есть возможности физического и общественно-эмоционального благополучия без жестокости, насилия, но с поддержкой физического и психического здоровья всех, кто там учится или работает;
- реализуются сбалансированные программы, мотивирующие ребят учиться, а учителей учить и имеющие в своей основе те знания и навыки, которые востребованы сегодня и завтра;
- созданы инструменты адекватного формирующего оценивания, помогающего, а не только контролирующего типа;
- сформирована безопасная, доступная, устойчивая, инклюзивная образовательная среда как в самих зданиях школ, так и вокруг них с возможностями разнообразно использовать различные пространства;
- есть возможности для использования школы как социального хаба для учеников, их родителей и местных сообществ.
Готовность к переменам — гарантия успеха
— Насколько реалистичны предлагаемые ЮНЕСКО цели? Какими средствами их можно достичь?
— Возможность их реализации зависит от того, в какой стартовой позиции находятся те или иные страны. Есть чрезвычайно бедные страны, в которых уровень грамотности населения и уровень доступа к образованию очень низкий. В развитых странах возможностей для позитивных изменений, конечно, больше. И все же реалистичность поставленных ЮНЕСКО целей зависит прежде всего от воли самих государств. Например, в докладе ЮНЕСКО рассматриваются кейсы разных стран, в числе которых Йемен — чрезвычайно неблагополучная страна, крайне бедная, с военными внутренними конфликтами и другими проблемами, и, тем не менее, там есть попытка реализовать вот эту самую концепцию «счастливых школ». То есть здесь, прежде всего, важно желание самих государств и готовность общества к изменениям, поэтому можно говорить, что далеко не все, может быть, даже и развитые страны к этому готовы, а некоторые бедные готовы больше, потому что просто у них больше воли. Какими средствами это можно достичь?
Это более сложный вопрос, поскольку здесь требуются финансовые и кадровые ресурсы, чтобы обеспечить качественное питание и хорошее медицинское обслуживание детей в школах, а это невозможно без квалифицированных специалистов и без вложений в их подготовку.
Но начинать же можно с разного. Для того чтобы создать благоприятную неконфликтную обстановку в школе, нужны не столько материальные, сколько методические средства и опять же мотивация самих школ. Вот поэтому движение, скорее всего, будет разное: где-то, может быть, начнут с ресурсного обеспечения школ государством, а в каких-то странах сделают ставку на движение снизу, с опорой на местное сообщество, на вложения самих школ, учителей, родителей. Но и без поддержки государства в этом случае тоже не обойтись, хотя полная передача ответственности за этот процесс на «высший уровень» заранее обречена на неудачу.
Обучение + увлечение + развлечение
— Трансформация образования по ЮНЕСКО предполагает смену приоритетов: от академических результатов к эмоциональному и психологическому благополучию ребенка. Как должен в этом контексте перестроиться образовательный процесс?
— Я бы не сказал, что академические знания и счастье ребенка находятся на разных полюсах. Но у нас очень часто — и в профессиональном, и в массовом сознании — это разделяется: либо напряженная учеба, либо веселое времяпрепровождение. При этом мы забываем о таком направлении, как Edutainment, где обучение и развлечение взаимосвязаны. Счастье — в наслаждении знаниями, предметным общением, а это невозможно без комфортных взаимоотношений между учителем и учениками и в самом детском коллективе. Есть много российских и зарубежных исследований о том, что чем более благополучен ребенок эмоционально и психологически, тем выше его академические результаты. Вопрос в том, что именно рассматривать в качестве академического результата. Вот здесь будет, конечно, происходить все больше и больше изменений.
Сегодня предметные знания рассматриваются как наиболее важные результаты образования. Но с практической точки зрения все большую ценность для жизненного успеха имеют развитость критического и творческого мышления, способность применять теоретические знания для решения конкретных жизненных и профессиональных задач и т. д.
Объем учебного материала, который может вместить в себя ребенок, достаточно ограничен. Не случайно дети все больше и больше испытывают проблемы в обучении, им все труднее справляться с заданиями, связанными с формированием функциональной грамотности и современных компетенций. Такое происходит просто потому, что на это сегодня очень часто нет времени. Поэтому смысл в том, чтобы на самом-то деле делать более гармоничными сами программы и более эффективным учебный процесс. Мне кажется, нужно договориться о каком-то балансе. Вот в эту сторону рано или поздно движение будет идти, но оно и сейчас происходит, несмотря на то, что академические результаты остаются важными показателями эффективности работы школы. В любом случае, мы достигли предела, когда трансформация образовательного процесса неизбежна.
Предел возможностей исчерпан?
— Вы имеете в виду предел терпения из-за количества проблем, накопившихся в системе образования?
— Нет, речь не столько о терпении, сколько о возможностях. Есть определенные пределы возможностей у школы. Как только она перестает справляться с основной функцией, начинается замена школьных уроков занятиями с репетиторами, увеличение объема домашних заданий, использование ресурсов дополнительного образования для компенсации учебных дефицитов, а не для развития учащихся.
— А можно ли сказать, что классно-урочная система и большие образовательные комплексы, возникшие в результате объединения школ, препятствуют трансформации образования?
— У большой школы есть свои преимущества: разнообразная инфраструктура, финансовые и кадровые ресурсы. Выбор в широком смысле этого слова. А вот «перенаселенность» школы — это точно отрицательный фактор. Второй негативный фактор — это нехватка учителей. Что касается классно-урочной системы, то она действительно не обладает потенциалом для реализации всех современных задач.
Конечно же, требуется выход за рамки классно-урочной системы через проектное обучение, через разнообразную работу в малых группах, через индивидуальные маршруты, через частичное обращение к индивидуальному обучению на онлайн-платформах и так далее. Конечно, классно-урочной системы сейчас уже явно недостаточно.
Точки напряжения
— Насколько готово и профессиональное, и родительское сообщество в России к таким кардинальным реформам?
— Мы не знаем о готовности учителей и родителей в полной мере, потому что для этого нужно провести соответствующие исследования.
Из тех исследований, которые ведутся НИУ ВШЭ и РАНХиГС, мы знаем, что родители не очень удовлетворены качеством образования, из чего следует, что они хотят перемен, но желания родителей весьма разнообразны и, нередко, полярны. Одна из основных точек, в которой все они сходятся — это желание безопасной, комфортной, дружелюбной среды для их детей. Им важно, чтобы детям в школе было хорошо, но всё-таки путей, как это сделать, родители не сообщают. Более того, часть родителей все равно продолжает считать, что нужно, как в советской системе, сделать достаточно насыщенным образовательный процесс, повысить роль учителя. И в этом, кстати, они согласны с учителями, которые тоже считают, что их роль сегодня недостаточно высока. А родители при этом очень часто не видят собственной роли в образовательном процессе. Они полагают, что школа должна принять их ребенка, научить его и вернуть образованным, без усилий с их стороны. И это серьезная проблема и еще одна точка напряжения, которая будет затруднять строительство счастливой школы. Такая школа без участия родителей вряд ли может возникнуть. И с этой проблемой необходимо работать.
Что касается учителей, они просто очень сильно устали. Устали от перегрузки, от избыточного контроля, устали оттого, что им либо приходится решать больше задач в ту же самую единицу времени, либо увеличивать собственную нагрузку. Поэтому для учителей счастливая школа это прежде всего та, в которой им будет комфортно работать.
— Не считаете ли вы, что миф о «самом лучшем в мире советском образовании» закрывает путь к созданию свободных и счастливых школ?
— Действительно, критики могут возразить, что вся эта так называемая «свобода» лежит за пределами классических российских и советских традиций. Но они будут неправы. Гуманистическая педагогика — истинно российская традиция, ведущая свое начало от великих педагогов К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского, В.Н. Сороки-Росинского и многих других.
«Что касается до моральных сентенций, то они едва ли даже не хуже наказаний…», «Приучая детей слушать высокие слова нравственности, смысл которых не понят, а главное, не прочувствован детьми, вы приготовляете лицемеров…». Это цитаты из работ Константина Дмитриевича Ушинского. Воспитание без наказаний, поощрение желания ребенка быть хорошим — одни из основополагающих принципов педагогики Василия Александровича Сухомлинского, который в своих трудах писал о школе радости и не только развивал эту идею теоретически, но и осуществлял ее на практике.
По результатам исследований, проводимых ВШЭ на протяжении многих лет, на одно из первых мест родители, выбирающие школу для своего ребенка, ставят важность хорошего школьного климата, отсутствия конфликтов между учениками или между учениками и учителями, индивидуальный подход педагогов к детям, учет их особенностей и интересов.
Не с чистого листа
— Если посмотреть объективно, то для воплощения на практике концепции счастливых школ в России существуют вполне реальные предпосылки: это переход на индивидуальные траектории обучения, использование школы как социального хаба, инклюзивная образовательная среда, бесплатное школьное питание для учащихся 1-4-х классов. Но можем ли мы говорить о внедрении этих инноваций в массовой практике или речь идет только об отдельных передовых школах, а всем остальным придется начинать с чистого листа?
— Конечно, не с чистого листа. Например, многие вещи, касающиеся активных форматов обучения, психолого-педагогического сопровождения и так далее, в российской системе образования есть. Но, как отмечают многие специалисты, и я отношусь к их числу, о состоянии системы нужно судить не по отдельным прогрессивным школам, а по массовой практике. У нас есть прекрасные школы, государственные и частные, которые используют прогрессивные инновации, но насколько велика их доля в общей массе? На мой взгляд, не очень большая.
Даже реализация индивидуальных образовательных траекторий, которая вообще-то закреплена законом об образовании, и разработано много рекомендаций на эту тему, очень трудно продвигается в большинстве школ, потому что и сами школы не готовы, и учителя сейчас очень перегружены, им просто не хватает сил это реализовать, даже если есть желание. Поэтому движение к тому, чтобы это стало всеобщим явлением — и есть наша основная задача, а ее выполнение займет много времени и усилий по методической поддержке учителей и по их разгрузке.
— Были ли какие-то общественные обсуждения концепции ЮНЕСКО в российском образовательном сообществе, или она осталась незамеченной?
— Нет, я о таких серьезных обсуждениях не знаю, хотя стараюсь по возможности быть в курсе разнообразных событий в сфере образовательной политики. Возможно, такие обсуждения следует организовать — сначала на экспертном, потом на общественном уровне. Но это должен быть не просто разговор, а программа конкретных действий.
Расписание на послезавтра
— Каковы ваши прогнозы относительно того, как Россия откликнется на эту концепцию, примут ли ее как руководство к действию?
— Предсказать трудно, потому что сейчас заявлены иные приоритеты и в рамках национальных проектов, и в рамках общих стратегий. Сейчас в большей степени система образования работает над тем, чтобы внедрить единые стандарты и программы, в том числе и в сфере воспитания.
Но здесь, я считаю, одно не исключает другого. Да, есть некоторая разница приоритетов, но ничто не мешает выполнять одновременно все те задачи, которые сейчас поставлены и государством перед российской системой образования, и в рамках концепции ЮНЕСКО.
Однако это, скорее, прогноз на среднесрочную и долгосрочную перспективу, рассчитанный на снижение внутреннего напряжения и достаточно агрессивной повестки во внешней среде. И я хочу сказать, что счастливые школы не могут существовать без счастливого общества. Так же, как счастливого общества не может быть без счастливой школы. Это два совершенно взаимосвязанных явления. Я убежден, что сегодня счастливые школы — это фундамент для процветающего государства и счастливых людей с высоким человеческим и культурным капиталом.