Школы России и Беларуси объединяют подходы к обучению

За три года количество школ, входящих в Ассоциацию, выросло более чем в семь раз

Новый учебный год в школах Беларуси и России стартовал 2 сентября. В образовательном пространстве у двух стран не только схожий календарь, но и общие подходы, а многие школы активно сотрудничают друг с другом. Об этом говорили педагоги и представители Ассоциации школ Союзного государства, созданной в 2021 году решением министерств образования Беларуси и России. В образовательные учреждения вместе с учениками пришли корреспонденты «СОЮЗа».

 

В едином пространстве

Первопроходцами и учредителями Ассоциации стали две школы, одна — минская, Гимназия №1 им. Франциска Скорины, вторая — российская, Международная школа «Интердом» им. Елены Стасовой в городе Иваново под патронажем Центра международного сотрудничества Минпросвещения России. За три года количество школ, входящих в Ассоциацию, выросло более чем в семь раз, и заявки от новых участников продолжают поступать. Сейчас в Ассоциацию входят 718 школ из разных регионов России и Беларуси, и учатся в них более 480 тысяч школьников.

Системы образования Беларуси и России развиваются во многих вопросах синхронно, говорит руководитель Центра международного сотрудничества Минпросвещения России Сергей Малышев. «Наша Ассоциация вносит вклад в создание единого образовательного пространства России и Беларуси. Начавшись с совместных проектов по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, в 2024 г. деятельность направили и в образовательную плоскость: стартовал проект по методической поддержке педагогов инженерных и «Курчатовских классов», — отмечает он. Школьники участвуют в проектах, которые помогают лучше узнать культуру и традиции наших стран.

Исполняющая обязанности директора школы №2090 г. Москвы Татьяна Жаркова рассказала «СОЮЗу», как деятельность Ассоциации помогает педагогам наглядно показать ученикам, что в соседней стране так же уважают историю, которая во многом общая, знают традиции наших народов, классическую литературу и музыку. «У наших стран общие ценности, и мы воспитываем детей с опорой на многовековые традиции и духовные основы народа», — говорит она. Кстати, родители учеников эту работу поддерживают, понимая, что сотрудничество с зарубежными школами увеличивает образовательные возможности детей.

Наталия Бушная, директор Гимназии №1 имени Франциска Скорины считает очень важным идти по пути сближения образовательных систем наших стран и создавать общее пространство нравственного и патриотического воспитания молодежи.

 

Теория и практика

Совместная работа школ России и Беларуси выстроена так, что каждый учитель и школьник найдет для себя что-то интересное и полезное. В этом году горизонты расширяются — откроются два новых направления.

Шестиклассник гимназии № 1 имени Ф. Скорины города Минска Андрей Дунаев мечтает стать нейрохирургом. Выбор не случаен: его родители работают в РНПЦ неврологии и нейрохирургии. После очередной услышанной истории счастливого спасения мальчик всерьез загорелся медициной.

— Сейчас активно занимаюсь математикой. Она лучше всего прокачивает логическое мышление — основу врачебной практики, — Андрей рассуждает не по годам здраво. Он стал одним из участников проекта «Сила ума: Союз математиков». Свои способности смог показать вместе с командой единомышленников. Интеллектуальные состязания прошли между школьниками двух стран. А накануне соревнований Ассоциация школ России и Беларуси проводила обучение учителей математики. Программу прошли 118 учителей, среди них 43 белорусских педагога. И это лишь один из проектов объединения.

 

Планы на будущее

Сейчас в Ассоциации около 500 российских школ и 250 — белорусских. У нас, отмечу, представлены все регионы, причем в союз входят как сельские школы, так и городские, говорит Наталия Бушная.

Деятельность Ассоциации построена таким образом, чтобы каждый учитель и школьник нашел нишу для развития. Работают шесть направлений. Три из них — «патриотическое воспитание», «духовно-нравственное воспитание», «педагогические классы» — курирует белорусская сторона. Еще три — «шахматное образование», «математическая грамотность», «образование через культуру» — развивают российские коллеги.

— Чтобы идти в ногу со временем, принято решение открыть в ассоциации еще два направления, — отмечает Наталия Бушная. — В наших странах открываются классы профессиональной направленности. Сегодня нам нужны инженеры. Поэтому в ассоциации создана секция инженерных и Курчатовских классов.

Одним из важнейших принципов, на которых строится школьное образование, — доступность. Поэтому важное направление — коррекционная педагогика. Оно ориентировано на поддержку детей с особенностями в развитии. Таких ребят, к сожалению, из года в год становится больше. Чтобы ответить на этот вызов времени, мы запустили в ассоциации направление коррекционной педагогики.

Примечательно, что каждая школа может предложить свою идею в рамках направлений. Поэтому интересных совместных проектов действительно много. Например, дети уже с воодушевлением снимали в школьных музеях, готовясь стать хранителями истории на «Фестивале школьных музеев»; с энтузиазмом соревновались с международными шахматными гроссмейстерами; запускали онлайн-выставку видеороликов «Марафон Победы». Не остаются без внимания и учителя. Для них организованы педагогические чтения, круглые столы, диалоговые площадки, мероприятия по повышению квалификации. Ассоциация ведет многие и онлайн, и очно. Формы работы разнообразны. Проводятся встречи военно-исторических клубов, круглые столы, прошли мастер-классы на Всемирном фестивале молодежи в «Сириусе» и многое другое.

Еще яркий пример: Ассоциация провела онлайн-акцию «Споем «Катюшу» вместе!». Любимую песню многих поколений исполнили 150 000 педагогов и учащихся из 200 школ стран мира. Многие проекты в целом посвящены сохранению исторической памяти о Великой Отечественной. Например, победители конкурса сочинений «Памяти Ленинградской блокады» посетили Петербург. Более 3000 школьников Союзного государства участвовали в открытом онлайн-уроке «80 лет со дня освобождения Беларуси».

Кстати, одно из таких мероприятий вдохновило учащегося 9-го класса гимназии № 1 Ивана Булановича взяться за изучение истории. На этот учебный год запланировано не менее 30 крупных встреч, а значит, у каждого участника будут рождаться свои инсайты.

Совместных проектов действительно много. Ассоциация активно привлекает школьников в проекты, которые помогают узнать культуру и традиции наших стран. Это, например, конкурс «Сегодня в нашем доме праздник», праздники «Пасхальный бал», «Веселая масленица», гимназический конкурс «Святыни малой Родины», мероприятия, посвященные русскому и белорусскому языкам, Дню единения народов России и Беларуси. А еще фестивали от робототехники до школьных СМИ.


Вопрос «СОЮЗа»


Чему еще хотите научиться?

  • Ирина Мулярчик, оперная певица, С.-Петербург: «Бизнес-управлению, дайвингу, психологии… Интересно получить знания спортивного тренера!»
  • Игорь Марзалюк, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент НАН Беларуси: «Хотел бы научиться управлять самолетом. Люблю высоту, скорость, люблю летать. Ведь это новые впечатления, адреналин. И еще было бы неплохо научиться управлять батискафом».
  • Сергей Поляков, директор Республиканского научно-практического центра онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н. Александрова: «В моих ближайших планах научиться правильно плавать кролем. Хочу выстроить правильное дыхание, чтобы грамотно освоить этот стиль.
  • Владимир Мозго, писатель, лауреат Национальной литературной премии Беларуси: «Мечтаю научиться читать мысли детей. Мне бы это помогло находить интересные сюжеты».

Источник