Одежда диктует поведение
Какой должна быть современная школьная форма
Уже не первое десятилетие не утихают споры о том, нужна школьная форма или нет. Сторонники и противники единой одежды учеников были и будут всегда. А есть люди, которые стремятся к тому, чтобы объединить желаемое – удобные и стильные костюмы – с необходимым: унифицированными комплектами одежды для школьников. Может ли школьная форма мотивировать к учёбе, быть удобной, нравиться детям и при этом быть универсальной для всех случаев ученической жизни? Мы уверены, что да.
Из истории школьной формы
В России школьная форма впервые появляется при Николае I в 1834 году. Тогда же принимают указ, обязующий всех государственных служащих носить определённую одежду. Учащиеся, тогда это были только мальчики или юноши, также не остались без внимания: для них был разработан свод правил, чётко регламентирующий, какой должна быть школьная форма. Чуть позже с развитием женского образования появились и первые наряды для учениц.
Так как до революции образование было доступно далеко не всем, в школы и гимназии могли ходить только дети обеспеченных родителей, то школьная форма была своего рода показателем достатка и принадлежности ребёнка к определённому сословию.
В 1918 году школьная форма была отменена. А вернулась она «за парты» только после Великой Отечественной войны.
Более 40 лет одинаковая одежда для учеников была обязательным атрибутом школы. Она немного менялась, становилась более удобной, но оставалась необходимой вплоть до 1992 года, когда была полностью отменена.
Сегодня большинство школ сами устанавливают правила внутреннего распорядка, касающегося одежды. Где-то требования более жёсткие, где-то, наоборот, практически полностью отсутствуют. Но в любом случае сохраняются правила унификации и знаков принадлежности к учебному заведению.
Нужна ли школьная форма современным детям?
Тема школьной формы многогранна. И отчасти она основана на том, что всех школьников можно разделить на три группы – младшие школьники, учащиеся средней школы и старших классов. У каждой группы есть свои возрастные особенности, ведущие потребности. Поэтому на каждом возрастном этапе школьная форма будет выполнять разные функции.
«Для деток младшего школьного возраста форма выполняет функцию условного «переключателя» внутреннего состояния, – рассказывает психолог Наталья Подрезова. – Многие взрослые люди в пандемию, оказавшись в условиях работы на удалёнке, столкнулись со сложностями концентрации внимания на рабочих процессах. Согласитесь, домашняя обстановка, мягкий халат и котик на ручках не особо располагают к написанию, например, аналитического отчёта. А вот офис, костюм, рабочий стул и стол настраивают на работу только так!»
Для малышей сменить игровую деятельность на учебную непросто. У них ещё не развита в достаточной степени волевая сфера, чтобы самостоятельно отказаться от веселья и сосредоточиться на учёбе.
В этом младшим школьникам помогает обстановка вокруг, а также внешний вид. Ребёнок привыкает, что в маечке и шортиках он балуется, играет во дворе, а в рубашке и брюках он учится, решает сложные задачи.
«Иногда, работая с детьми, я даю рекомендации родителям младших школьников даже дома иметь одежду для учёбы – это может быть костюмчик или платье (желательно в строгих сдержанных фасонах и тонах), в котором ребёнок делает уроки», – отмечает Наталья Подрезова.
Также необходимо отметить, что на начальном этапе обучения форма подчёркивает новый социальный статус ребёнка: он теперь не малыш, а школьник. Такое самоосознание настраивает детей на серьёзное отношение к учёбе и самим себе. При взрослении ребёнка и переходе его в среднее и старшее звено обучения данная функция школьной формы сохраняется, но становится менее значимой.
Что касается подростков, у них на первый план выходит потребность в общении со сверстниками. Им хочется эпатировать, привлекать внимание, выделяться и демонстрировать свою индивидуальность. Школьная форма в этом возрасте воспринимается как ограничение и ущемление свободы самовыражения. И отчасти эту функцию форма действительно выполняет.
«Представьте себе оркестр, где каждый музыкант вдруг решил выделиться и начал исполнять то, что хочет сам. Вместо красивой мелодии, мы получим какофонию. Точно так же обстоит дело со школьной формой. Если мы позволим детям ходить на уроки, кто в чём захотел, школа очень быстро превратится из места обучения в своеобразную «ярмарку тщеславия», где на первое место в формировании чувства собственной ценности и значимости выходит исключительно внешность», – подводит итог психолог Наталья Подрезова.
Школьная форма XXI века
Бесспорно, детям необходимо соблюдать правила школы (или другого учебного заведения), в том числе и те, что касаются одежды. Уклад школы – часть воспитательной работы, тот свод правил, который определяет школьную жизнь. Поэтому форма должна учитывать не только пожелания взрослых, которые делают акцент на удобстве и качестве, но и отвечать запросам учеников, для которых важно, чтобы внешний вид хотя бы частично отражал их внутренний мир.
Сегодня у детей есть все возможности повлиять на то, какой будет их школьная форма, благодаря таким крупным проектам, как «Министерство школьной моды», направленным на воспитание у учеников культуры внешнего вида и эстетического вкуса. Кроме того, именно «Министерство школьной моды» помогает находить и поддерживать талантливых ребят, желающих обучаться в индустрии дизайна и моды.
«Если говорить о школьной форме в современном понимании, то это не безликий костюм, который делает из ученика неприметного человека. Нет разговора об унификации. Есть идеи и желания, как выделяться среди других учебных заведений, как выглядеть стильно и удобно, как позиционировать мысль, что школьная форма – это хорошо и правильно, – рассказывает звёздный стилист и телеведущая шоу «Перезагрузка» на ТНТ Лина Дембикова. – Сейчас даже есть отдельное направление – школьная мода. Когда мы проводили показ ученической одежды, то увидели много интересных и стильных вариантов. Выбрать победителей было непросто, так как необходимо было сохранять баланс между креативностью и школьными требованиями к одежде. Также большое внимание в рамках этого проекта мы уделяли возможности сочетать вещи друг с другом. Ведь крайне важно, чтобы школьная форма представляла собой «капсулу»: набор одежды, сочетающейся друг с другом и дающей разные варианты комплектов.
Дети проводят в школе очень много времени, и нам хотелось показать, что форма может быть нескучной. А ещё она может быть практичной и удобной, что важно для родителей».
Проект «Министерство школьной моды» очень многогранен. Он включает в себя шесть номинаций, но именно направление «Конструктор школьной формы» можно назвать одним из самых важных. Ведь в его рамках мальчишки и девчонки выдвигают свои предложения по поводу того, какой должна быть одежда для школы, чего им не хватает в современной форме, какие нюансы нужно учесть, создавая новые модели. Такая обратная связь и, конечно же, эскизы, предлагаемые будущими дизайнерами, это кладезь информации для взрослых, которые сейчас работают над комплектами школьной одежды.
«Нельзя отрицать, что от внешнего вида зависит и внутреннее состояние, – продолжает Лина Дембикова. – Поэтому так важно, чтобы даже в школе, особенно в школе, ребёнок чувствовал себя комфортно, уверенно, красиво. Стильные дети не боятся проявлять себя, открывать свои таланты, идти к своей мечте. Вообще, нам всем есть, чему у них поучиться. У них много новых, интересных, смелых идей, они необычнее, непредсказуемее, чем мы, взрослые. Поэтому их коллекции, их модные показы – это важные уроки и открытия для тех, кто сейчас так или иначе связан с индустрией моды».
Когда дети под руководством опытных наставников разрабатывали свои проекты школьной формы, то в них старались сохранять баланс стиля, удобства, демонстрации принадлежности к определённой группе. Также учитывался такой нюанс, что через форму дети должны учиться соблюдать определённые границы и уместно выбирать образы для разных жизненных случаев.
«Современная мода предлагает достаточное количество вариантов интересной одежды для детей и подростков, которая может выглядеть небанально даже в рамках требований школы к одежде, – подчёркивает Лина Дембикова. – Можно использовать спокойные цвета тканей, лаконичные фасоны, строгие украшения, но при этом добавлять интересные приёмы стилизации, многослойность. Именно этим – обучением детей выглядеть стильными даже в достаточно строгих рамках – мы занимаемся на одном из блоков в рамках проекта «Министерство школьной моды».
Сниму это немедленно!
А что же делать родителям, если дети не хотят носить школьную форму? «Малыши достаточно часто любят школьную форму – это показатель их нового социального статуса. А вот ученики средних и старших классов нередко устраивают бунты против ученической одежды, – говорит психолог Нина Плотникова. – Как правило, это связано с тем, что остро встаёт вопрос самоидентификации. Кроме того, вчерашние мальчишки и девчонки превращаются в парней и девушек и начинают особенно критично относиться к своему телу.
Конечно, сделать это в рамках ученической формы непросто, но возможно. Например, именно для таких целей многие школы в обязательную «капсулу» одежды включают не только юбки для девочек, но и брюки. Для мальчиков предусмотрены и пиджаки, и жилетки. В некоторых случаях допускаются даже лонгсливы и толстовки. И всё это школьная форма.
Но даже несмотря на это, некоторые ученики сетуют на то, что в школе не могут показать свою индивидуальность. «А что такое индивидуальность, – размышляет психолог Нина Плотникова. – Она может быть выражена только в одежде? Или же есть другие варианты? Здорово, если родители вместе с ребёнком пофантазируют на эту тему, опираясь на индивидуальные качества школьника.
При этом крайне важно прививать ребёнку чувства меры и уместности. Рассказывать о том, что дресс-код – важная составляющая взрослой жизни. Проговаривая такие правила в доверительной беседе, достаточно просто объяснить ребёнку, что его бунт против школьной формы – не что иное, как проявление юношеского желания быть не как все.
5 правил школьного гардероба
Правило 1. Школьная форма должна быть удобной и по размеру, чтобы ребёнок чувствовал себя в ней комфортно.
Правило 2. Идеально, если в ткани для детских костюмов содержание натуральных материалов будет не менее 55%. Блузки и рубашки лучше выбирать хлопковые или из вискозы. Для зимних комплектов хорошо подойдёт качественная тонкая шерсть.
Правило 3. При выборе формы старайтесь учитывать мнение ребёнка. Уважайте его желания и стилевые предпочтения. Также объясняйте, что уместно носить в школу, а что – нет.
Правило 4. Мальчикам – брюки, девочкам – юбки, платья и тоже брюки. «Верх» может быть представлен блузками, кардиганами, сорочками и жакетами молодёжного кроя. Джинсы и футболки лучше оставить для отдыха.
Правило 5. Сочетайте модные тренды и школьные требования. Пусть одежда будет строгой, а вот обувь, галстук или бабочка, заколки для волос или пояса отвечают модным тенденциям. Так у детей появится возможность проявить индивидуальность и почувствовать себя стильным.