Обучение – это не мучение: кейсы российских педагогов

Школьники привыкли к тому, что учеба – дело серьезное и подчас скучное. Между тем многие педагоги готовы удивлять, предлагая ученикам нетривиальные форматы получения знаний. С некоторыми из них знакомим наших читателей.

Урок-шоу

Эйджей Гаусс, преподаватель математики в онлайн-школе Webium, считает, что иногда из урока нужно сделать небольшое шоу, ведь тогда ученик вовлекается в обучение с головой. В первую очередь следует создать определенную атмосферу. Помогут в этом музыка (она задает нужный тон), видеовставки, мемы, молодежные тренды. Вдохновение можно черпать в сериалах, которые в почете у школьников. Например, подростки любят «Очень странные дела».

План урока – это сценарий, в котором есть начало, завязка, развитие, кульминация, развязка, финал. Самое главное – это начало. Оно должно быть ярким.

А легко запомнить математические правила и формулы помогут, к примеру, музыкальные композиции в стиле рэп:

Все смотрят фильмы и сериалы,
Ты один из всех.
Но ты учитель, так используй этот опыт смело.
Как план урока за основу ты берешь сюжет
И со студентами проходишь до конца все сцены.
Костюм не привлек внимания и вызвал недоумение.
Вы ничего не узнали еще, но узнать бы хотели.
Теперь студентов внимание
Мы приводим в движение через повествование в нужное направление.
Но причем тут рэп, ведь у нас математика,
Объясните концепт, а то можем сломать его.
У меня пистолет, и есть враг как проклятие,
Он тут авторитет, и не нужно стрелять в него.
Как ЕГЭ математики, и в задании десять
Примените все знания для практической деятельности.
Траектория пули – квадратичная функция с отрицательными ветвями и вершиной конструкции.
Чтобы все рассчитать и попасть прямо в цель,
Нужно просто найти аргумент из вершины, и заполнить его не составит труда.
Икс вершины равно минус B на два A.
Чтоб успех закрепить и найти высоту, мы поставим наш икс в функцию на лету.
Вместо иксов везде посчитаем сперва, чему игрек равно от минус B на два A.
Все. Теперь мы герои. Завалили злодея. На ЕГЭ нам дадут за него вместо денег ровно балл.
Это и немного, и немало. Только из-за рассеянности не теряйте балла.

Игрофикация

Генрих Зелинский, учитель химии ОАНО «Новая школа» из Москвы, на своих уроках использует игрофикацию. Таким образом создается постоянная обратная связь между учеником и учителем. Это позволяет педагогу персонализировано и вовремя оценивать мотивацию и успеваемость школьников:

В течение года мы можем даже небольшой шажок ребенка как-то оценить, что-то ему дать за это. Если мы просто ставим оценку в журнал, то в конце четверти или семестра она как будто остается в прошлой жизни, так как в новой четверти о ней уже никто не помнит. В нашем случае система показывает прогресс ребенка в течение всего года. Это можно сравнить с тем, когда вы получаете какой-то уровень в игре.

Подводные камни

  • Нельзя перебарщивать с игровыми элементами. Если вы создаете игровую систему и платите детям, например, печатями, то ребенок может это воспринять как стороннюю мотивацию, но при этом не будет задействована мотивация внутренняя.
  • Игрофикация придает серьезному делу игривость, из-за чего ученик может начать относиться к предмету, как к чему-то легкомысленному.
  • Учитель должен быть готов к тому, что школьник не захочет переходить в игровой режим. На этот случай всегда должен быть припасен альтернативный сценарий.

Основные принципы

  • Информацию следует подавать пошагово и небольшими порциями. Во-первых, так интереснее, а во-вторых, легче запоминается.
  • Обязательно нужны «сдерживающие» факторы или система штрафов-демотиваторов. Это добавляет азарта.
  • Важно не увлечься и постоянно помнить о том, что игрофикацию вы используете для решения конкретной задачи.

Обязательные условия

  • Победить может каждый.
  • В соревнованиях должны быть понятные, простые и не слишком жесткие правила (это очень важно!).

Инструменты для игрофикации

  • miro.com – доски, где можно продумывать игровые механики, дизайн и верстку.
  • game-icons.net – база иконок для игр.
  • inkarnate.com – создание игровых карт.

Виртуальные путешествия

Алена Маскаева, учитель английского языка лицея №33 из г. Иваново, активно использует возможности Интернета, чтобы закрепить знание языка на практике.

С помощью различных ресурсов и платформ, таких как Flipgrid, Wakelet, мы можем с учениками оказаться на любом континенте, в любой стране мира. Ребята знакомятся с географией и культурой, могут общаться со сверстниками на английском. Международные телемосты особенно развивают их коммуникативные навыки. Там школьники не только общаются, но и проводят танцевальные и музыкальные марафоны.
Skype in the classroom помогает найти гостей для наших уроков, в том числе и известных современных британских писателей, музеи с образовательными программами и даже экскурсии по России, что очень приятно!
Также мы виртуально путешествуем по нашим школам с помощью игры Mystery Skype.
Еще один элемент, который используем не только на уроках, – это культурный обмен: посылки, письма и открытки в другие страны. Сейчас, в канун праздника, наши посылки уже улетели, и мы с нетерпением ждем ответа. Все это хорошая языковая практика. Свободное владение английским дает возможность моим ученикам быть включенными в различные международные проекты. Например, недавно мы участвовали в проекте «Книга мира», где были единственной школой из России.

Дебаты

Жанат Абдыкеров, учитель физики и химии школы неформального образования «Резонанс» из Томска, старается развивать у своих учеников мышление и неформальный подход к предмету с помощью методики «Дебаты. Диомахия». Дебаты подходят для любого предмета, проводить их можно и онлайн.

Суть методики

В дебатах участвуют две команды: утверждения и отрицания. Учитель задает тезис. Например: «Электромобили – будущее отечественного автопрома». Это задание для учеников 11-го класса, так как они уже знакомы с базовыми понятиями физики и химии. При этом для защиты своей позиции ребята могут пользоваться знаниями из области литературы, истории и других предметов. На подготовку – 5 минут. В каждой команде трое участников-спикеров. Дебаты слушает судья (учитель) и судейская панель (ученики, которые не участвуют в дискуссии). У жюри есть бланк, где описаны все критерии. Там они делают отметки и решают, кто выиграл.

Пять этапов игры

  1. Оглашение тезиса и определение позиции.
  2. Подготовка кейса – 5 минут. Каждая команда обсуждает тезис, определяет ключевые аргументы выступлений, распределяет роли.
  3. Выступление первых двух спикеров команд – 1,5 минуты на каждое выступление.
  4. Выступление вторых двух спикеров команд – 1,5 минуты на каждое выступление.
  5. Раунд перекрестных вопросов (третьи спикеры) в формате «вопрос-ответ» – 3 минуты.

Роли

1-й спикер – задает определения понятиям в тезисе и определяет пространство игры: как временное (настоящее, прошлое, будущее), так и географическое (о чем говорим: о России, Европе и т. д.).

2-й спикер – внимательно слушает первого, ищет слабые места, противоречия, неточности в позиции команды соперника, показывает их, учитывая точку зрения своей команды.

3-й спикер – формулирует вопросы, которые будут вскрывать слабости и недочеты в позиции соперника. Кстати, это тоже хороший навык, так как многие ученики не умеют формулировать вопросы критического характера.

Критерии оценки

  1. Содержательная убедительность. Наличие или отсутствие фактических ошибок.
  2. Риторическая убедительность. Соблюдение правил и норм приличия, отсутствие просторечий и жаргонизмов в речи.
  3. Логическая убедительность. Качество аргументов. Связанность, последовательность, непротиворечивость и системность речи.
  4. Эмоциональная убедительность. Эмоциональность речи, свобода жестов и мимики. Уместность применения эмоций. Отсутствие агрессии.
  5. Качество вопросов и ответов. Четкость и ясность. Конкретность формулировок, свободное владение понятиями, попадание в «болевые точки» оппонентов.

В общей сложности, для дебатов достаточно 20 минут. За это время педагогу становится понятен уровень и глубина знаний учеников.


Источник