Обучение – это не мучение: кейсы российских педагогов
Школьники привыкли к тому, что учеба – дело серьезное и подчас скучное. Между тем многие педагоги готовы удивлять, предлагая ученикам нетривиальные форматы получения знаний. С некоторыми из них знакомим наших читателей.
Урок-шоу
Эйджей Гаусс, преподаватель математики в онлайн-школе Webium, считает, что иногда из урока нужно сделать небольшое шоу, ведь тогда ученик вовлекается в обучение с головой. В первую очередь следует создать определенную атмосферу. Помогут в этом музыка (она задает нужный тон), видеовставки, мемы, молодежные тренды. Вдохновение можно черпать в сериалах, которые в почете у школьников. Например, подростки любят «Очень странные дела».
План урока – это сценарий, в котором есть начало, завязка, развитие, кульминация, развязка, финал. Самое главное – это начало. Оно должно быть ярким.
А легко запомнить математические правила и формулы помогут, к примеру, музыкальные композиции в стиле рэп:
Все смотрят фильмы и сериалы,
Ты один из всех.
Но ты учитель, так используй этот опыт смело.
Как план урока за основу ты берешь сюжет
И со студентами проходишь до конца все сцены.
Костюм не привлек внимания и вызвал недоумение.
Вы ничего не узнали еще, но узнать бы хотели.
Теперь студентов внимание
Мы приводим в движение через повествование в нужное направление.
Но причем тут рэп, ведь у нас математика,
Объясните концепт, а то можем сломать его.
У меня пистолет, и есть враг как проклятие,
Он тут авторитет, и не нужно стрелять в него.
Как ЕГЭ математики, и в задании десять
Примените все знания для практической деятельности.
Траектория пули – квадратичная функция с отрицательными ветвями и вершиной конструкции.
Чтобы все рассчитать и попасть прямо в цель,
Нужно просто найти аргумент из вершины, и заполнить его не составит труда.
Икс вершины равно минус B на два A.
Чтоб успех закрепить и найти высоту, мы поставим наш икс в функцию на лету.
Вместо иксов везде посчитаем сперва, чему игрек равно от минус B на два A.
Все. Теперь мы герои. Завалили злодея. На ЕГЭ нам дадут за него вместо денег ровно балл.
Это и немного, и немало. Только из-за рассеянности не теряйте балла.
Игрофикация
Генрих Зелинский, учитель химии ОАНО «Новая школа» из Москвы, на своих уроках использует игрофикацию. Таким образом создается постоянная обратная связь между учеником и учителем. Это позволяет педагогу персонализировано и вовремя оценивать мотивацию и успеваемость школьников:
В течение года мы можем даже небольшой шажок ребенка как-то оценить, что-то ему дать за это. Если мы просто ставим оценку в журнал, то в конце четверти или семестра она как будто остается в прошлой жизни, так как в новой четверти о ней уже никто не помнит. В нашем случае система показывает прогресс ребенка в течение всего года. Это можно сравнить с тем, когда вы получаете какой-то уровень в игре.
Подводные камни
- Нельзя перебарщивать с игровыми элементами. Если вы создаете игровую систему и платите детям, например, печатями, то ребенок может это воспринять как стороннюю мотивацию, но при этом не будет задействована мотивация внутренняя.
- Игрофикация придает серьезному делу игривость, из-за чего ученик может начать относиться к предмету, как к чему-то легкомысленному.
- Учитель должен быть готов к тому, что школьник не захочет переходить в игровой режим. На этот случай всегда должен быть припасен альтернативный сценарий.
Основные принципы
- Информацию следует подавать пошагово и небольшими порциями. Во-первых, так интереснее, а во-вторых, легче запоминается.
- Обязательно нужны «сдерживающие» факторы или система штрафов-демотиваторов. Это добавляет азарта.
- Важно не увлечься и постоянно помнить о том, что игрофикацию вы используете для решения конкретной задачи.
Обязательные условия
- Победить может каждый.
- В соревнованиях должны быть понятные, простые и не слишком жесткие правила (это очень важно!).
Инструменты для игрофикации
- miro.com – доски, где можно продумывать игровые механики, дизайн и верстку.
- game-icons.net – база иконок для игр.
- inkarnate.com – создание игровых карт.
Виртуальные путешествия
Алена Маскаева, учитель английского языка лицея №33 из г. Иваново, активно использует возможности Интернета, чтобы закрепить знание языка на практике.
С помощью различных ресурсов и платформ, таких как Flipgrid, Wakelet, мы можем с учениками оказаться на любом континенте, в любой стране мира. Ребята знакомятся с географией и культурой, могут общаться со сверстниками на английском. Международные телемосты особенно развивают их коммуникативные навыки. Там школьники не только общаются, но и проводят танцевальные и музыкальные марафоны.
Skype in the classroom помогает найти гостей для наших уроков, в том числе и известных современных британских писателей, музеи с образовательными программами и даже экскурсии по России, что очень приятно!
Также мы виртуально путешествуем по нашим школам с помощью игры Mystery Skype.
Еще один элемент, который используем не только на уроках, – это культурный обмен: посылки, письма и открытки в другие страны. Сейчас, в канун праздника, наши посылки уже улетели, и мы с нетерпением ждем ответа. Все это хорошая языковая практика. Свободное владение английским дает возможность моим ученикам быть включенными в различные международные проекты. Например, недавно мы участвовали в проекте «Книга мира», где были единственной школой из России.
Дебаты
Жанат Абдыкеров, учитель физики и химии школы неформального образования «Резонанс» из Томска, старается развивать у своих учеников мышление и неформальный подход к предмету с помощью методики «Дебаты. Диомахия». Дебаты подходят для любого предмета, проводить их можно и онлайн.
Суть методики
В дебатах участвуют две команды: утверждения и отрицания. Учитель задает тезис. Например: «Электромобили – будущее отечественного автопрома». Это задание для учеников 11-го класса, так как они уже знакомы с базовыми понятиями физики и химии. При этом для защиты своей позиции ребята могут пользоваться знаниями из области литературы, истории и других предметов. На подготовку – 5 минут. В каждой команде трое участников-спикеров. Дебаты слушает судья (учитель) и судейская панель (ученики, которые не участвуют в дискуссии). У жюри есть бланк, где описаны все критерии. Там они делают отметки и решают, кто выиграл.
Пять этапов игры
- Оглашение тезиса и определение позиции.
- Подготовка кейса – 5 минут. Каждая команда обсуждает тезис, определяет ключевые аргументы выступлений, распределяет роли.
- Выступление первых двух спикеров команд – 1,5 минуты на каждое выступление.
- Выступление вторых двух спикеров команд – 1,5 минуты на каждое выступление.
- Раунд перекрестных вопросов (третьи спикеры) в формате «вопрос-ответ» – 3 минуты.
Роли
1-й спикер – задает определения понятиям в тезисе и определяет пространство игры: как временное (настоящее, прошлое, будущее), так и географическое (о чем говорим: о России, Европе и т. д.).
2-й спикер – внимательно слушает первого, ищет слабые места, противоречия, неточности в позиции команды соперника, показывает их, учитывая точку зрения своей команды.
3-й спикер – формулирует вопросы, которые будут вскрывать слабости и недочеты в позиции соперника. Кстати, это тоже хороший навык, так как многие ученики не умеют формулировать вопросы критического характера.
Критерии оценки
- Содержательная убедительность. Наличие или отсутствие фактических ошибок.
- Риторическая убедительность. Соблюдение правил и норм приличия, отсутствие просторечий и жаргонизмов в речи.
- Логическая убедительность. Качество аргументов. Связанность, последовательность, непротиворечивость и системность речи.
- Эмоциональная убедительность. Эмоциональность речи, свобода жестов и мимики. Уместность применения эмоций. Отсутствие агрессии.
- Качество вопросов и ответов. Четкость и ясность. Конкретность формулировок, свободное владение понятиями, попадание в «болевые точки» оппонентов.
В общей сложности, для дебатов достаточно 20 минут. За это время педагогу становится понятен уровень и глубина знаний учеников.