Общество без знания

В школах убирают самый популярный предмет ЕГЭ. Учителя выступили против «отмены» обществоведения ради истории

На вручении премий общества «Знание» президент высказался о том, как важно и полезно для молодежи знать историю своей страны. И вот, совпадение: в тот же день было решено, что обществознание будут преподавать лишь с девятого класса, а не с шестого, как это было раньше. Зато на историю отведут не 340, а целых 476 часов в год.

Никто в здравом уме не дискутирует с президентом. Или с необходимостью получения исторического знания. Все помнят великую цитату Ломоносова о не знающих своего прошлого – и не имеющих вследствие этого будущего. Или сам видит примеры впечатляющего незнания прошлого своей страны, искажения фактов времен СССР и не только. Но почему история должна быть вместо обществознания?

Нужен ли вообще в школе полноценный курс обществознания – эта волна пошла еще в конце 2023. Такие разговоры очень напрягли старшеклассников. А с ними родителей, учителей, репетиторов… Ведь обществознание – самый популярный предмет по выбору на ЕГЭ и ОГЭ. Традиционно, его сдает чуть ли не половина 11-классников, не исключая нынешних.

Теперь, пока абитуриенты-2024 молятся, чтобы поручение президента не понеслись исполнять с колес, впереди исторического паровоза, в вузах пытаются сообразить, чем заменять обществознание в списке ЕГЭ на поступление. А директора школ пьют, хорошо, если успокоительные — ведь ЕГЭ как ничто влияет на рейтинг школы, а обществознание сдавали лучше всего…

Но страдания вокруг ЕГЭ – только вершина айсберга. Сокращение вдвое — учили 6 лет, а будут только 3 — не только освобождает от обществознания учебные часы, но также знаменует поворот в общественных дисциплинах. Поэтому учительский профсоюз, собравший педагогов Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Вологодской и Свердловской областей, решился на протест. И вносит петицию за отмену такого решения – убрать в 6-8 классах обществознание.

Школяры со стажем помнят еще обществоведение. Интересно было наблюдать за судьбой предмета и его преподавателей в 90-е. Одни, овеваемые ветрами перемен, просто включали в классе трансляции заседаний Верховного Совета. Другие пытались еще гнуть линию партии, неосознанно копируя манеру говорения последнего генсека: «МЫшленье, на ступенЯх Кремля».

Обществознание как новый предмет создал учитель, педагог, академик Лев Боголюбов. Кстати, историк по образованию. Именно он с группой единомышленников в 1990-е выпустил учебник «Человек и общество». Понятно, что не на пустом месте, первые свои работы об обществе Боголюбов опубликовал еще в 1960-х.

Новые школьные учебники представляли собой революционный для страны с недавно павшим историческим материализмом сплав наук: истории, философии, экономики, социологии, политологии, экономики. Граждановедения – было и такое… Боголюбов был автором более 90 учебников, учебных пособий и методичек по обществознанию для средней школы в России.

«Если человек получает эти знания, то он как раз может сознательно выстраивать свою деятельность. Как гражданин, как семьянин, как собственник, как труженик, как избиратель», – пояснял академик назначение школьного предмета, им созданного. И называл его «первым кирпичиком» здания общественных наук.

А что теперь?..

Источник