О красоте человеческих лиц
Урок-семинар по изобразительному искусству, литературе и музыке
Устюгова Светлана Сергеевна, учитель русского языка, литературы и ИЗО, Республика Башкортостан
Цели:
— познакомить учащихся с шедеврами живописи, музыки, поэтического слова, воспевающими красоту;
— способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, формированию учения понимать красоту в ее внешнем и внутреннем проявлении.
Оборудование: портрет Рокотова «А.П.Струйская», Брюллова «Н.Н.Гончарова», портреты А.П.Керн, Е.Е.Керн; диск «Я помню чудное мгновенье», «Вальс» Чайковского. Портреты местных художников
Эпиграф: Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как история планет:
У каждого все особое, свое.
И нет планет, похожих на нее.
(Е.Евтушенко)
Участники семинара: искусствовед, музыковед, литературовед
Ход урока:
Учитель: Сегодня в нашей школе проводится научный семинар по теме «О красоте человеческих лиц». Что же есть человеческая красота? Как ее увидеть? Какими словами определить?
О человеческой красоте и ее внешнем и внутреннем проявлении размышляли многие художники, музыканты, поэты во все времена, и еще будут размышлять.
Перед вами выступят литературоведы и искусствоведы, которые исследуют эту проблему. Вниманию участников и гостей семинара будут представлены некоторые шедевры живописи, музыки и поэтического слова.
Имя Александра Сергеевича Пушкина знакомо и дорого всем нам. Великий поэт, великий человек. Многие незаурядные женщины вдохновляли его на творчество. Счастье его жизни, до этого бездомного, гонимого поэта с зыбким и туманным будущим, составила Наталья Николаевна Гончарова – одна из первых московских красавиц, восхищавшая своих современников одухотворенностью, «романтической» прелестью.
Литературовед: Наталья Николаевна Пушкина – жена поэта, урожденная Гончарова. Ей только минуло 16 лет, когда они впервые встретились на балу в Москве. В белом воздушном платье с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической царственной красотой. Александр Сергеевич не мог оторвать от нее глаз, испытав на себе натиск чувства, окрещенного французами «любовью с первого взгляда».
История сватовства поэта, весь предсвадебный период наполнены неуверенностью, сомнениями, тревогой. «Черт меня догадал бредить о счастии, как будто я для него создан», — с горечью писал Пушкин другу. А через несколько дней после свадьбы поэт признавался: «Я женат – и счастлив… Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился».
Пушкин глубоко и нежно любил Наталью Николаевну. «Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю еще более твоего лица». Наталье Николаевне посвящено еще несколько стихотворений, послушаем сонет «Мадонна».
Звучит сонет «Мадонна»
Искусствовед: Акварель 1831-1832 г. Художник А.П.Брюллова.
Свадьба Александра Сергеевича и Натальи Николаевны состоялась 18 февраля 1831 г. Этот портрет сделан, очевидно, по заказу Пушкина в конце 1831 г. Наталье Николаевне было 19 лет. Автор портрета – художник и архитектор Александр Павлович Брюллов, брат знаменитого живописца Карла Брюллова.
Имена двух необыкновенных женщин стали известны благодаря двум гениям: великому русскому поэту А.С. Пушкину и великому русскому музыканту Михаилу Ивановичу Глинке.
Литературовед: Анна Петровна Керн. Ее имя обессмертил Пушкин своим «Я помню чудное мгновенье».
Перед читающим эти строки пушкинского стихотворения встает образ женщины удивительного обаяния, способной внушить чувство самое чистое и глубокое, стать источником высочайшего вдохновения. И если даже образ этот не столько реальный, сколько идеальный, рожденный фантазией поэта, первоосновой его все же была женщина вполне реальная – и никто иной, как Анна Петровна Керн.
Жизнь Анны Петровны Керн – жизнь трудная, полная превратностей и лишений, едва ли не трагическая. И в то же время она удивительно насыщена значительными событиями и переживаниями, яркими впечатлениями, богатыми разнообразными духовными интересами – всем тем, что дало ей многолетнее общение с людьми примечательными. Эта женщина – незаурядная дочь своей эпохи — оставила последующим поколениям свои воспоминания, дневники, письма.
Музыковед: Михаил Иванович Глинка – гениальный русский композитор. Подобно Пушкину в поэзии, он был основоположником русской классической музыки – оперной и симфонической. В доме одной из своих сестер Михаил Иванович встретил молодую девушку, которая привлекла его внимание. Это была дочь Анны Петровны Керн – Екатерина Ермолаевна. Она не была красавицей, но ее бледное, всегда немного печальное лицо и особенно выразительные глаза говорили об уме, чуткости и душевной красоте.
Глинка полюбил эту девушку, и эта любовь стала для него источником радости и вдохновения. Памятью об этой встрече остался вдохновенный романс «Я помню чудное мгновенье…» на стихи Пушкина, в свое время посвященные Анне Петровне Керн.
Никогда еще не достигал Глинка в своих романсах такой красоты, такой окрыленности мелодии. «Я помню чудное мгновенье» — жемчужина русской вокальной лирики, в которой воедино слились гении поэта и композитора.
Звучит романс «Я помню чудное мгновенье»
В стихотворении «Портрет» поэт Николай Заболоцкий обращается к портрету Александры Петровны Струйской кисти Федора Степановича Рокотова – русского живописца, портретиста.
Искусствовед: Уже знаменитый, художник Рокотов в одном и том же 1772 году написал парные портреты пензенского помещика Николая Еремеевича Струйского и его жены. Сам Струйский был поэтом-графоманом, восхищавшимся до исступления искусством, но и сохранившим при этом все привычки крепостника-самодура. Его жена Александра Петровна, вышедшая замуж в четырнадцатилетнем возрасте, в отличие от своего эксцентричного супруга была натурой цельной. Близкий к семье Струйских князь И.М.Долгорукий очень нежно отзывался о ней: «Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан я бы был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней». А.П.Струйская была бабушкой известного поэта А.И.Полежаева. Она оказалась единственной из всей семьи, у кого этот поэт находил ласку и заботу. Безусловно, что и Рокотов находился под обаянием ее личности и нежной красоты. Образ Струйской, созданный Рокотовым, отличается редким обаянием, целомудрием и идеальной возвышенностью, хотя в портрете нет почти ничего определенного, зафиксированного. Молодая женщина изображена на нейтральном темном фоне и как прелестное видение выплывает из глубины веков – «из тьмы былого».
Мягкий мерцающий свет акцентирует ее тонкое одухотворенное лицо с чуть прищуренными глазами, которые смотрят откуда-то издалека – серьезно, немного грустно, с налетом легкого, едва уловимого содержания. Взгляд этих миндалевидных глаз как бы не направлен на что-то конкретно, он вне времени. Чуть заметна улыбка, собственно улыбкой и не являющаяся. Это один из характерных признаков рокотовских образов.
Черты лица Струйской кажутся словно полустертыми, тающими, расплывчатыми. Контуры ее фигуры размыты, она словно появилась из сумрака и готова исчезнуть в нем. В посадке головы, развороте фигуры, взгляде глаз – сознание отдаленности, причастности к тайне. Платье, тени на лице, волосах, плечах, усиливают ощущение зыбкости и неопределенности образа. Прозрачная, как бы сотканная из воздуха и света, дымчатая ткань, закрепленная на плече Струйской драгоценной брошью, изящно драпирует фигуру и придает воздушность всему облику молодой женщины.
Мир, в котором живет Струйская, необычайно красив: его можно ощутить через нежные полутона розового и пепельно-серого цветов. Рокотов лишь обозначает оттенки душевного состояния, намеренно не конкретизируя их, оставляя зрителю возможность разгадать глубоко спрятанную тайну ее натуры. Легкость, воздушность, зыбкость дают возможность для повторения образа другими средствами, не обязательно в красках.
Звучит стихотворение Заболоцкого «Портрет»
Литературовед: Вероятнее всего, стихотворение действительно написано под впечатлением творчества Ф.С.Рокотова. Портрет Струйской (относящийся к лучшим созданиям художника) стал для Заболоцкого лишь импульсом, толчком к созданию словесного шедевра, содержание которого совсем не исчерпывается описанием портрета. Залюбовавшись портретом Струйской, поэт восклицает:
Любите живопись, поэты.
Лишь ей, единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Начальная строфа стихотворения – это своеобразная увертюра, в которой поэт призывает собратьев по перу не замыкаться в рамках своего творчества, а стремиться к синтезу различных видов искусства, поэзии и живописи.
Следующие три строфы стихотворения – это соединение словесного и живописного образов, попытка передать подвластным художнику слова языковыми средствами своеобразие портрета. Поэтому важно приблизить столь полюбившееся ему полотно к своему читателю, вызвать в его сознании зрительные ассоциации притягательного и чарующего женского образа.
Для поэта важно напомнить читателю ориентиры времени: портрет написан давно – он как бы выплывает «из тьмы былого».
Почти два века разделяют моменты рождения двух произведений искусства, двух бессмертных творений живописи и поэзии. Но после публикации стихотворения оба шедевры уже существуют неразделимо, в тесной взаимосвязи друг с другом.
Но даже для тех, кто не видел или не помнит картины Рокотова, образ этой женщины встает из строк Заболоцкого зрительно ощутимым. Сочетание «из тьмы былого» является не только ориентиром времени, не только фоном – оно обрамление всей картины и всего стихотворения. На этом фоне тьмы веков, «тьмы былого», как призрачное видение («едва закутана в атлас»), проступает образ молодой женщины. Как улыбка Джоконды на полотне Леонардо да Винчи, вечной загадкой в портрете Струйской являются глаза. Только эта деталь портрета и нашла отражение в стихотворении, но через описание прекрасных глаз Струйской поэту удалось передать всю сложность духовной жизни героини. Описание прекрасных глаз Струйской – это краткая проникновенная повесть о неутолимой внутренней жизни еще юной женщины, но уже познавшей «мглу неудач», и «предвосхищение смертных мук». В характеристике глаз нет указаний на цвет, как и вообще их нет во всем стихотворении, зато присутствуют словесные полутона: полуулыбка, полуплач, полувосторг, полуиспуг. Приставка полу- во всех перечисленных существительных означает незаметный переход из одного состояния в другое и усиливает ощущение загадочности взгляда. Но у Заболоцкого эта загадочность не скрыта в подтексте, она выражена прямо – «соединение двух загадок».
Третье четверостишье представляет собой параллелизм, имеющий синтаксически однородную и лексически сближенную структуру:
«Ее глаза – как два тумана…
Ее глаза – как два обмана».
В сложной взаимозависимости находятся рифмующие слова: два тумана; их нельзя отнести ни контекстуальным синонимам, ни к контекстуальным антонимам, но между ними существует семантическое сходство, уподобление туман, дымка – это тот же оптический обман (когда предмет виден не отчетливо, неясно; в тумане не различаешь конкретности предмета).
В третьей и четвертой строфах нет ни одного глагола, поэтому описание приобретает, на первый взгляд, статичный характер. Но эта статичность чисто внешняя, она определена статикой самого объекта описания – портрета.
За внешней статичностью скрыта глубокая динамика – ведь читатель узнал о сложности и противоречивости внутреннего мира героини.
Синонимический ряд «тьма, мгла, потемки» вместе с контекстуальным синонимом «гроза» и тематически близким по значению глаголом «мерцать» как бы передают неопределенный, загадочный свет, наполняющий картину. Все вместе они и создают тот самый словесный фон портрета, который на полотне передан приглушенным пепельно-серым цветом.
Поэты воспевали, и еще будут воспевать красоту человека, внешнюю и особенно внутреннюю во все времена. Обратимся к поэзии современников. Д.Кедрин, Я.Смеляков, Н.Заболоцкий, Е.Винокуров, так или иначе, коснулись темы.
Послушаем стихотворение Дмитрия Кедрина «Красота» (1942 г.)
Литературовед: В стихотворении «Красота» говорится о том, что творения художников Леонардо Да Винчи, Васнецова, Репина есть форма воплощения красоты.
— Каков путь поэтического познания истины?
«Я встречал…», «Я видел…», «Я теперь понимаю…».
— О каком же понимании идет речь?
Думается, что речь идет о понимании красоты искусства. Искусство «красиво», если позволяет видеть красоту человека, раскрывает ее, делает зримой. Искусство обнажает душу предметов, явлений, душу изображаемых людей.
— В чем видит красоту поэт?
В каждой из трех строф стихотворения поэт называет нам какую-то одну «примету» красоты человека. «Гордые лбы венецианских мадонн» — «у вихрастых мальчишек»; «ноги босые» русского люда, бредущего по большакам. Каждый поэтический образ, красота его высвечивается ассоциативным сопоставлением с именами художников, подчеркивается эмоциональным поэтическим словом.
Каждый образ – часть общего.
Имя этого общего – Россия.
Именно на это слово «опирается» все стихотворение. Образ России в стихотворении Д. Кедрина складывается из ряда примет русской жизни: большак, босые ноги, вихрастые мальчишки, рязанские молодки, Репин, Васнецов и …да Винчи.
Основная идея стихотворения состоит в том, что для поэта вершина духовной красоты человека – патриотическое чувство. Чувство, живущее в разуме, душе и деле человека. А поэтическое искусство – «способ» его раскрытия и передачи другим людям. Н.Заболоцкий написал стихотворение «О красоте человеческих лиц» (1955)
Декламируется стихотворение «О красоте человеческих лиц»
Литературовед: Что за «лица» представлены в этом стихотворении? Симпатичны ли они автору? Попробуем «расшифровать» метафоры Н.Заболоцкого.
В первом двустишии – «лицо» человека, страдающего манией величия. Как портал не составляет всего здания, но пышностью являет его значимость, так и лицо… Но великое только «чудится», представляется, на самом деле этого нет.
Во втором двустишии сравнение, счастливо найдена рифма «лачуг — сычуг» определяет «жалкое лицо». (Сычуг — кушанье из фаршированного мясом коровьего, свиного и т.п. желудка — еда бедняков). Оно контрастно первому, но тоже авторской симпатии не вызывает.
Третье «лицо» являет в слове-образе представление о его надменности, замкнутости, высокомерии, вероятно. А четвертое сравнение с башней свидетельствует об отчужденности, отдаленности его от других людей.
Вторая половина стихотворения начинается противительным союзом «но», создавая антитезу. И снова – уже знакомый метафорический образ мысли поэта: «малая хижинка», внешне непривлекательная, наделен даром красоты душевной, той красоты, которая щедро дарит себя другому».
Так и хочется думать, что из этого четверостишия, непременно из него, родилось другое стихотворение Н.Заболоцкого «Некрасивая девчонка».
Первые четыре «образа-лица» создаются поэтом с помощью метафорических сравнений, уподоблений: лица – порталы, лица – лачуги, лица – темницы, лица – башни.
А в пятом «портрете» — просто хижинка. Автор доверяет читателю свое дальнейшее понимание.
Стихотворение венчается лирическим восклицанием: «Поистине мир велик и чудесен!»
К чему относится этот восторг? Мир велик, мир многолик. Мир «чудесен» потому, что за многообразием «некрасивых» лиц непременно есть другие. Есть! Вопреки «порталам» и «лачугам», «темницам» и «башням» существуют «ликующие песни» лиц, и ими-то полнится жизнь:
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
Именно они несут людям своим существованием «дыхание весеннего дня», дыхание, обновляющее жизнь, вселяющее надежду. С этим убеждением Заболоцкого нельзя не согласиться.
Стихотворение Евгения Винокурова «Сколько прелести есть в человеческих лицах!»
Литературовед: Всего двенадцать строк в стихотворении Е.Винокурова. Ровно половина (середина стихотворения) рисует одно «лицо» — лицо подлеца. Оно дано крупным планом: «Улыбка кривая, и глаза, разбегающиеся, как ртуть», неуловимые глаза. Как точно найдено это «длинное» слово «разбегающиеся», которое и читается в поэтическом контексте как-то медленнее! У Винокурова нет метафоры в определении сущности «лица». Коротко и резко, как пощечина: лицо подлеца». И угадывается это по «разбегающимся» глазам.
В чем же прелесть «красоты человеческих лиц»? Е.Винокуров говорит:
…Несите
Сквозь года – и глаза молодые, и рты,
Словно с озера. с глади лица не спугните
Выражение детскости и чистоты.
Уместно использованы автором сравнения: глаза «как ртуть» — отдают блеском матово-неживым, ядовитым и неуловимым. «Гладь лица» сравнивается с озером, с красотой природы, естественно отражающей в водах все, что вокруг. В стихотворении есть слово, которое настораживает. Это слово «берегите», которое придает строкам Е.Винокурова назидательный оттенок.
Перед нами другая система поэтического мышления, она публицистична. Слово в этом стихотворении вне метафорического контекста, в его прямом значении.
Разговор наш «о красоте человеческих лиц» сегодня завершается. Послушаем стихотворение Н.Заболоцкого «Некрасивая девчонка».
Звучит стихотворение Н.Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»
— Так что же такое красота человеческая? Красота, которая спасет мир, по словам Достоевского?
Красота человека в работе души. Искусство, живопись, музыка, поэтическое слово помогает постичь подлинную красоту. Не пропустите красоту, ищите и находите ее в жизни. И это поможет нам всем в такое непростое время.
Источник: конспекты-уроков.рф